Конспект урока
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Долба Чочагай Кызыл-ооловна

 Применение на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема :   Буквы з-с на конце приставок

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

 Планируемые результаты:

Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, лингвистическая сказка, лингвистический текст « Коварная приставка С»,  материал для домашней работы, словари.

Ход урока
I. Организационный  этап.
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
(слайд №1)
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен  уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II  Проверка домашнего задания:

1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку.

  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
  3. Какие морфемы вам  изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка?

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

-   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие. 

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок» (слайд№2)

-  Исходя из темы, определите цели урока.

  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
  2. Научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм,
  3. графически обозначать изученную орфограмму (слайд№3)

Мотивация

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило букв  з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

 Давайте составим план исследования.

- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. (слайд№4)

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

вздыхать                            вспомнить

возместить                        восхождение

низвергать                             ниспадать    (слайд№5)

- Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника  ( материал стр. 30 )

VI. Физкультминутка (слайд №8)

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с делают наклоны.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

V. Этап первичной проверки понимания изученного

  1. Задание вставь буквы:

Раздать, растолковать,разговор,бесплатный,безболезненный,безвкусный

(Самооценка выполнения упражнения вносится в оценочный лист ) (слайд№ 9)

2.Работа с лингвистическим текстом.

                                           Коварная приставка с-

  Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

 

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

  1. Распредели слова

Расшевели́ть, разря́д,

расска́з,

разбе́г,

расположи́ться, расписа́ние,

раздобы́ть,

разби́ть.

2.  Зада́ние.

Распредели́ слова́ на три гру́ппы.

Растолкова́ть, сбить, ..сжать, зда́ние,

безде́йствовать, здоро́вье, сгиб, зде́шний.

3. Зада́ние.

Исправь́ оши́бки.

О́коло сда́ния стоя́л автомоби́ль.

Ма́льчик расби́л окно́.

Де́вочка зде́лала дома́шнее зада́ние.

Сдесь идёт уро́к!

 

VII. Этап информации о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания

«3» Спиши́ слова́ в тетра́дь. Вставь пропу́щенные бу́квы.

 «4»

Выпиши в тетра́дь слова́ с приста́вкой РАС. Сде́лай морфе́мный разбо́р э́тих слов.

«5» Распредели́ слова́ на три гру́ппы.

Соста́вь с вы́деленным сло́вом предложе́ние. Сде́лай синтакси́ческий разбо́р  э́того предложе́ния.
Ра..пили́ть, ра..пусти́ть, ра..дава́ть, ра..грузи́ть, ра..же́чь, ..жечь, ра..чи́стить, ра..де́лать, ..де́лать, ра..цвела́, ..тащи́ть,
..дра́вствуйте.

VII. Этап подведения итогов урока

Над какой орфограммой  мы  работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

 IX. Этап рефлексии

Обратитесь к листку достижений.

Работаем с нашим светофором

зелёный  - я понял материал урока;

жёлтый – у меня остались вопросы;

 красный  – я бы ещё хотел проработать эту тему.

Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов?

Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие. 

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал:  «Я сильнее»,

С убеждал: «Без меня тоже не обойтись»

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Коварная приставка с-

  Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

    Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить, пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

  Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

Коварная приставка

скатился, сумел, стёр

  • сдаваться, сбиться, сгорбиться
  • сбиться, сгорать, сжечь
  •  здесь, здание, здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...