Функция имени прилагательного в речи. Древний Рим.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Интегрированный урок. Предметы: русский, литература, история.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsiya_imeni_prilagatelnogo_v_tekste._drevniy_rim.doc | 269 КБ |
prezentatsiya_k_integrirovannomu_uroku.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок на тему «Имя прилагательное. Функция прилагательного в рассказе А.И. Куприна "Золотой петух. Древний Рим»
5 класс
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
- Провести анализ рассказа А.И. Куприна «Золотой петух», тем самым показать функцию прилагательных в произведениях литературы.
- Познакомиться с местоположением, природными особенностями Рима, узнать легенду об основании Рима.
Задачи:
- Повторить пройденный материал по теме «Имя прилагательное», показать функцию прилагательных в тексте художественной литературы.
- Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».
- Выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями
Ход урока:
№ | Этапы урока | Ответы учеников |
1. | Русский язык | |
Мотивация учебной деятельности. | ||
Учитель: - Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений - Мы вместе сочиним урок! - Давайте улыбнёмся друг другу и новым открытиям и начнём наш урок. | ||
2. | Прилагательное как часть речи | |
Сл. 3,4 Сл.5 | Учитель: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет?
Учитель: Дайте определение имени прилагательного как части речи | 1) Арбуз: алый, сахарный, зеленый, бархатный. 2) Морковь: красная, зеленая. Это имена прилагательные Имя прилагательное - - самостоятельная часть речи - обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... ) - отвечает на вопросы Какой? Каков? Чей? |
3. | Роль прилагательного в тексте | |
Сл. 6,7 | Учитель: Отгадайте, о какой птице идет речь. Какие прилагательные помогают понять это? … по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.) Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают:
| Лебедь Величавой (осанке), водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами), с черным (носом), черными (лапами), с длинною, гибкою, красивою (шеей), прекрасен. Величавый, прекрасен |
Сл.8 | Учитель: Вставьте прилагательные к выделенным существительным (раздаточный материал). Было _____, _____ утро… Помню ____, ____ сад, помню _____ аллеи, тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег. | Раннее, прохладное, красивый, чистый, темные, осенней, утренней, громкие |
Сл.9 | Учитель: Какова роль имени прилагательного в речи? | Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету. |
Литература | ||
4. Сл.10 | Учитель: Чтобы увидеть одну из главнейших функций прилагательных, мы обратимся к произведению А.И. Куприна «Золотой Петух» и постараемся эту функцию назвать. | |
Сл.11 | Учитель: Ребята, какие рассказы Куприна вы читали? Чем эти произведения вам запомнились? - Давайте вспомним эти произведения, разгадав небольшой кроссворд (Работаем в парах). | Работа с кроссвордом. Ответы: «Слон», «Барбос и Жулька», «Белый пудель». |
5. | Работа с текстом «Золотой Петух». | |
Учитель: Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И. Куприна «Золотой Петух»? - Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими? - Где происходят события, описанные в рассказе? Учитель: В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине. Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь. | Приподнятым настроением. Эпизод, где раздается петушиный крик. События происходят во Франции. | |
6. Сл.12 Сл.13 | Учитель: Прочтите выразительно строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха». - А теперь попробуем убрать из текста прилагательные и посмотрим, изменится ли он. | |
Сл.14 | Учитель: Так зачем используются прилагательные в художественных текстах? Какова их функция? | Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся. |
7. Сл.15 | Учитель: Ребята, проведем небольшую словарную работу, в этом рассказе вам встретились непонятные слова. Давайте дадим им толкование. Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии. Легион – основная единица в армии древнего Рима. Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом. - Ответьте на вопрос, к какому древнему государству относятся эти слова? | Древний Рим. |
История | ||
8. | Учитель: Ребята, а что вы знаете об этой стране? | Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь. |
9. Сл.16 | Учитель: Поработаем с картой. Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским. | |
9. | Самостоятельная работа. Учитель: Прочитаем легенду об основании Рима Древняя история Италии известна как история Древнего Рима — по имени города-государства, которому удалось подчинить себе все племена и земли Апеннинского полуострова. Сохранилось множество древних легенд о возникновении города. Но наибольшей популярностью пользовались предания об основании города потомком троянского героя Энея Ромулом, который и дал городу своё имя. Ромул и его брат-близнец Рем принадлежали к царскому роду, правившему в одном из городов Лация. По приказу их жестокого сородича, захватившего власть в городе, новорождённые близнецы были брошены в реку Тибр на погибель. Но волны прибили корзину с детьми к отмели, а нашедшая их волчица вскормила близнецов своим молоком. Воспитали братьев простые пастухи. Возмужав, юноши свергли власть коварного царя, но не остались в родном городе, а решили основать новый. Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал единоличным правителем города-государства — первым римским царём. По преданию, Ромул учредил совет старейшин, разделил народ на благородных и простолюдинов. Основание города Ромулом легенды относят к 753 году до н. э. - Так кто создал Рим, и какой год принято считать годом основания города? | Ромул, в 753 году до н.э. |
10. Сл.17 | Учитель: “Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”. - Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра стали селиться племена. Они постепенно обустраивались. - Ребята, а сейчас послушаем старинную итальянскую музыку. Слушайте внимательно и думайте, какие чувства у вас она вызывает и какие представления об этой стране. | |
11. | Подведение итогов урока. Выставление оценок | |
Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня. Что запомнилось вам больше всего? | ||
12. Сл.18 | Домашнее задание | |
Учитель: А теперь запишите домашнее задание. Русский язык: Литература: Задание на выбор Составить цитатный план рассказа. Подготовить пересказ от 3-го лица. История: Параграф 44, мини-сочинение: «Мое представление о Риме».
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». Провести анализ рассказа А.И. Куприна «Золотой петух», тем самым показать функцию прилагательных в произведениях литературы. 3. Познакомиться с местоположением, природными особенностями Рима, узнать легенду об основании Рима.
Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. 2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.
Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? Прилагательные указывают на признаки предметов: Сам алый , сахарный , кафтан зелёный , бархатный . 2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... ) отвечает на вопросы К акой? Каков? Чей? Задание: Дайте определение имени прилагательного как части речи
Отгадайте, о какой птице идет речь. Какие прилагательные помогают понять это? … по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.)
Отгадайте, о какой птице идет речь. Какие прилагательные помогают понять это? … по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы . Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами , с черным носом и черными лапами , с длинною, гибкою и красивою шеею , он невыразимо прекрасен , когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.) Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают: цвет; отношение автора к предмету описания.
Задание: Вставьте прилагательные к выделенным существительным. Было _____, _____ утро … Помню ____, ____ сад , помню _____ аллеи , тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести . Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.
Вопрос: Какова роль имени прилагательного в речи? Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.
Реши кроссворд
« Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».
«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на глухариных токах в русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка паровозный свисток и петушиные крики в деревнях. Последними звуками, которые я слышал, поднимаясь в полете на воздушном шаре, всегда были свистки мальчишек, но еще дольше их доносился крик петуха».
Функция прилагательных в тексте художественной литературы делают художественный текст красивее, образнее; как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.
Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии. Легион – основная единица в армии древнего Рима. Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом. Словарная работа
Русский язык: Литература: Задание на выбор Составить цитатный план рассказа. Подготовить пересказ от 3-го лица. История: Параграф 44, мини-сочинение: «Мое представление о Риме». Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...
Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)
Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...
Употребление имен прилагательных в речи.
Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...
Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....
Роль имени прилагательного в речи
предлагаемый конспект урока идет в комплекте со смартпрезентацией. На этом уроке применяется технология лингвистического опыта, в результате которого учащиеся приходят к выводу, какова роль прилагател...
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...