Живое слово
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысловой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль ( идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отражающий членения темы и развитие основной мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе кружка «Живое слово»

Рабочая программа кружка «Живое слово» составлена на основе программы элективного курса «Лингвистический анализ текста» автора Н.И. Санниковой

Программа ориентирована на обучающихся 9 классов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО»

Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы кружка:

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: 

1)владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-владение различными видами монолога и диалога;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков
в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты :

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

На занятиях кружка используются следующие основные виды деятельности обучающихся:

  1. Лингвистический анализ текста.
  2. Лингвостилистический анализ текста.
  3. Комплексный анализ текста.


Формы организации занятий

  • работа в парах, группах;
  • практикумы;
  • написание творческих работ;
  • интеллектуальные игры;
  • викторины и конкурсы;
  • мини-проекты.

  1. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО»

  1. Основные признаки текста. Текст как предмет лингвистики.

Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысловой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль ( идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отражающий членения темы и развитие основной мысли.

2  Способы и средства связи между частями текста.

Способы связи между частями текста или предложениями ( цепная,

параллельная).

Средства связи предложения лексические, морфологические,

синтаксический)

3   Функционально — смысловые типы речи в тексте. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические разновидности рассуждения: доказательство размышление, объяснение. Семантические разновидности повествования: изображение, информирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.

4   Стилистика текста. Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста. Художественный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Публицистический стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

Научно - популярный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.

5   Практическая часть. Сочинение как тип письменной работы ( создание собственного текста) План сочинения-рассуждения. Определения темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения- рассуждения. Определение авторской позиции. Заключение. Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт. Редактирование написанного.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО»

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

Основные признаки текста – 9 часов

1

Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста.

1

06.09

2

Тема текста.

1

13.09

3

Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка.

1

20.09

4

Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности.

1

27.09

5

Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении.

1

04.10

6

Роль названия в тексте. Отражения в нём темы и основной мысли.

1

11.10

7-8

План текста, отражающий членение темы и развития основной мысли.

2

18.10

25.10

9

Исследования предложенного текста.

1

01.11

Способы и средства связи между частями текста- 3 часа

10

Способы связи между частями текста или предложениями (цепная, параллельная)

1

15.11

11-12

 Средства связи в предложении (лексические, морфологические, синтаксические)

2

22.11

29.11

Функционально-смысловые типы речи в тексте - 7 часов

13

Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи.

1

06.12

14

Публицистический стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые .средства.

1

13.12

15

Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета.

1

20.12

16

Семантические разновидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение.

1

27.12

17

Семантические разновидности повествования: изображение, информирования, рассказ.

1

10.01

18

 Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.

1

17.01

19

Исследование самостоятельно подобранного текста.

1

24.01

Стилистика текста- 6 часов

20

Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста.

1

31.01

21

Художественный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

1

07.02

22

Научно- популярный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

1

14.02

23

Изобразительно-выразительные средства языка

1

21.02

24-25

 Исследование предложенного текста

2

28.02

07.03

Сочинение как тип письменной работы (создание собственного текста)-7 часов

26

План сочинения-рассуждения

1

14.03

27

Определение темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста

1

21.03

28

Вступление к рассуждению

1

04.04

29

Выстраивания текста-рассуждения

1

11.04

30

Определение авторской позиции

1

18.04

31

Заключение. Изложение собственного мнения

1

25.04

32

Сам себе эксперт: редактирование написанного.

1

16.05

Итоговое занятие - 2 часа

33

Анализ творческих работ

1

23.05

34

 Выступления учащихся, выставка творческих работ

1

30.05

Итого:34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа поэтического кружка "Живое слово"

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...

Программа поэтического кружка "Живое слово"

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...

Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)

Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...

Программа элективного курса по русскому языку в 9кл "Живое слово"

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Живое слово" рассчитана на 30 часов....

Авторская программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня  в соответствии с программами по русском...

Авторская программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня  в соответствии с программами по русском...