Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Силкина Анна Николаевна

Имя существительное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное как член предложения (Урок построения системы знаний)

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; формировать навыки определения синтаксической роли имени существительного в предложении

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Здравствуйте, ребята! Начнём работу.

  1.  Мотивация к учебной деятельности

Отгадаем загадку:

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная

Называюсь я ….(существительное)

Мы продолжаем работу с именем существительным

На дом вам было задано повторить склонение имён существительных, род имён существительных, окончание имён существительных.

Работа со стихотворением А. Шибаева «Слова, слова, слова…»

- Ребята, перед вами стихотворение,  прочитайте его (раздать их) (один читает)

Всему название дано –

И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

 -О чём это стихотворение? (О словах)

- Найдите в этом стихотворении имена существительные?

- Что такое имя существительное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

-Как вы их нашли?

-Выпишите их в таком виде, в котором они записаны.

- Определим их род, склонение, выделим окончание.

Можно ли определить роль имени существительного в предложении?  

А теперь давайте сформулируем и запишем тему нашего сегодняшнего урока

Открываем тетради, записываем число и тему.

3.Работа по новой теме.

Поставим цель урока:

  1. Уметь находить имя существительное в предложении
  2. Учиться определять синтаксическую роль имени существительного
  3. Узнать новое (что имя сущ-е может быть сказуемым)

Нарисуем блок -схему:                                            

                                                     Подлежащее                           Сказуемое

Главные члены

Имя существительное

                                                                             

                                                                          Второстепенные члены

                                                       Дополнение                          Обстоятельство

А теперь поработаем над предложениями:

Чем является существительное в этих предложениях? Давайте определим (Работа у доски)

  1. Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (обстоятельство, дополнение, подлежащее)
  2. Книга – хранилище знаний. (сказуемое)

Чтобы определить роль имени существительного, мы работаем по какому-то предписанию или определённой схеме.

Составим алгоритм определения синтаксической роли имени существительного:

Алгоритм:

Какой твой первый шаг?

  1. Нахожу существительное

Какой твой следующий шаг?

  1. Какой вопрос задаю?
  2. От какого слова задаю вопрос к нему?
  3. Определяю, каким членом является в предложении существительное.

Какие возникают затруднения?

  1. Физминутка

Раз – все встали, потянулись;

Два – назад все оглянулись;

Три – руками помахали;

На четыре – пол достали;

Пять – все дружно повертелись

Шесть – за парты все уселись.

  1. Закрепление (Определяем синтаксическую роль имени существительного)

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.

Небо на востоке зеленеет.

Голубым  хрусталём загорается на заре Венера.

Это лучшее время суток.

Ещё всё спит.

Спит вода, спят кувшинки, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого снега.

Котелок сердится и бормочет на огне.

Мы почему-то говорим шёпотом, боимся спугнуть рассвет.

С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки.

Туман начинает клубиться над водой.

Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце.

Выполнение упражнений

Упр. 581 (3 предложения самостоятельно)

  1. Рефлексия

Что сегодня нового узнали на уроке?

Как справлялись с заданиями?

Какие возникли трудности при выполнении заданий?

Оцените себя с помощью оценочного листа.

Домашнее задание

Упр. 581 (доделать), а кто считает для себя это лёгким, может написать  мини – сочинение «Книга – мой друг». В трёх предложениях определите, чем выражены имена существительные.

Спасибо за работу!

 

Задачи

                                       Умения                                                                  

Могу выполнить самостоятельно и объяснить

Могу выполнить самостоятельно, но пока объяснить не могу

Пока не могу выполнить самостоятельно

1.Находить имя существительное в предложении

2. Определять, каким членом является имя существительное

3. Определять синтаксическую роль  имени существительного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Конспект урока  для коррекционной школы VIII вида...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"

Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....