Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Имя существительное как член предложения (Урок построения системы знаний)
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; формировать навыки определения синтаксической роли имени существительного в предложении
Ход урока:
- Орг. Момент
Здравствуйте, ребята! Начнём работу.
- Мотивация к учебной деятельности
Отгадаем загадку:
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная
Называюсь я ….(существительное)
Мы продолжаем работу с именем существительным
На дом вам было задано повторить склонение имён существительных, род имён существительных, окончание имён существительных.
Работа со стихотворением А. Шибаева «Слова, слова, слова…»
- Ребята, перед вами стихотворение, прочитайте его (раздать их) (один читает)
Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
-О чём это стихотворение? (О словах)
- Найдите в этом стихотворении имена существительные?
- Что такое имя существительное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
-Как вы их нашли?
-Выпишите их в таком виде, в котором они записаны.
- Определим их род, склонение, выделим окончание.
Можно ли определить роль имени существительного в предложении?
А теперь давайте сформулируем и запишем тему нашего сегодняшнего урока
Открываем тетради, записываем число и тему.
3.Работа по новой теме.
Поставим цель урока:
- Уметь находить имя существительное в предложении
- Учиться определять синтаксическую роль имени существительного
- Узнать новое (что имя сущ-е может быть сказуемым)
Нарисуем блок -схему:
Подлежащее Сказуемое
Главные члены
Имя существительное
Второстепенные члены
Дополнение Обстоятельство
А теперь поработаем над предложениями:
Чем является существительное в этих предложениях? Давайте определим (Работа у доски)
- Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (обстоятельство, дополнение, подлежащее)
- Книга – хранилище знаний. (сказуемое)
Чтобы определить роль имени существительного, мы работаем по какому-то предписанию или определённой схеме.
Составим алгоритм определения синтаксической роли имени существительного:
Алгоритм:
Какой твой первый шаг?
- Нахожу существительное
Какой твой следующий шаг?
- Какой вопрос задаю?
- От какого слова задаю вопрос к нему?
- Определяю, каким членом является в предложении существительное.
Какие возникают затруднения?
- Физминутка
Раз – все встали, потянулись;
Два – назад все оглянулись;
Три – руками помахали;
На четыре – пол достали;
Пять – все дружно повертелись
Шесть – за парты все уселись.
- Закрепление (Определяем синтаксическую роль имени существительного)
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.
Небо на востоке зеленеет.
Голубым хрусталём загорается на заре Венера.
Это лучшее время суток.
Ещё всё спит.
Спит вода, спят кувшинки, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого снега.
Котелок сердится и бормочет на огне.
Мы почему-то говорим шёпотом, боимся спугнуть рассвет.
С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки.
Туман начинает клубиться над водой.
Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце.
Выполнение упражнений
Упр. 581 (3 предложения самостоятельно)
- Рефлексия
Что сегодня нового узнали на уроке?
Как справлялись с заданиями?
Какие возникли трудности при выполнении заданий?
Оцените себя с помощью оценочного листа.
Домашнее задание
Упр. 581 (доделать), а кто считает для себя это лёгким, может написать мини – сочинение «Книга – мой друг». В трёх предложениях определите, чем выражены имена существительные.
Спасибо за работу!
Задачи Умения | Могу выполнить самостоятельно и объяснить | Могу выполнить самостоятельно, но пока объяснить не могу | Пока не могу выполнить самостоятельно |
1.Находить имя существительное в предложении | |||
2. Определять, каким членом является имя существительное | |||
3. Определять синтаксическую роль имени существительного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"
В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...
Презентация к уроку русского языка "Правописание сложных существительных,начинающихся с пол-"
В наглядной и доступной форме объяснение сложной орфограммы....
урок Русского языка Падежные окончания существительных
Конспект урока для коррекционной школы VIII вида...
урок Русского языка Падежные окончания существительных
Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...
Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс
Урок русского языка «Употребление суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...
Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"
Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....