Урок русского языка в 6 классе "Разряды имен прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Куулар Индра Монгун-ооловна

Урок русского языка в 6 классе "Разряды имен прилагательных" по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куулар Индра Монгун-ооловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака имени

Тамдын-оол С.С-Героя Социалистического труда

Открытый урок русского языка в 6 б классе

«Разряды имен прилагательных»

Тип урока: Урок изучения новой темы

Цель урока: дать понятие о разрядах прилагательных по значению;

                       знать морфологические признаки разрядов прилагательных.

Задачи:

  • Обучающие:  продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи;  познакомить с разрядами прилагательных;   дать понятие качественных, относительных, притяжательных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет разряды имен прилагательных;
  •  Развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;
  • Воспитательные: воспитание патриотизма и любви к Родине

Методы: исследовательский, частично-поисковый, здоровьесбережение, ИКТ.

Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение.

Формы деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – прилагательными, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

Предметные: находить прилагательные в предложении, определять их разряд, использовать в речи, разграничивать степени сравнения качественных прилагательных, наблюдать за использованием разрядов прилагательных  в художественной речи, определять их роль в текстах разных типов речи.

Оборудование: Доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор, учебник по русскому языку для 6 класса под ред. Т.А.Ладыженской . Ч2, 2013г., презентация, карточки, паспорт разрядов.

Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения.

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Итак, русский язык друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас!

2. Стадия вызова (Проверка домашнего задания)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-О какой части речи идёт речь? (о прилагательных)

-Для чего мы используем в речи имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают нашу речь ярче, выразительнее)

3. Актуализация знаний (Проблема, цель)

Я предлагаю вашему вниманию прослушать рассказ Ю. Яковлева «Все о ней», но в этом рассказе будет пропущено одно слово, которое я не буду называть, но вы должны догадаться…(слайд )

«В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая _______  А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая _______ Она начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама._________ — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы».

Это слово – Родина, правильно, молодцы, ребята!

Подберите имена прилагательные к слову Родина (большая, малая, великая, отцовская, бескрайняя, любимая, родная)

А из текста какие прилагательные вы можете назвать? (большой, маленькая, разных, общая, великая, огромна и прекрасна)

-О чём мы будем говорить на этом уроке? (О родине, о прилагательных)

Какие стихи или песни о Родине вы знаете? («Белая береза» С.А.Есенина, «С чего начинается Родина?»)

слайд

 Россия — священная наша держава,

 Россия — любимая наша страна.

 Могучая воля, великая слава —

 Твоё достоянье на все времена!

-Откуда эти строки? Что такое гимн страны? (государственный символ РФ, песня, посвященная Родине)

У нашей республики есть гимн?

-Кто знает гимн нашей Республики Тыва?  слайд

Арт-арттын оваазынга

Дажын салып чалбарган

Танды-Саян ыдыынга

Агын оргээн тыва мен

Мен-тыва мен

Монге харлыг дагнын оглу мен.

Мен-тыва мен,

Монгун суглуг чурттун толу мен.

4. Введение знаний   (слайд)

-А теперь мы еще раз вернемся к тексту. Посмотрите и ещё раз прочитайте первое предложение. Что такое свой уголок? (деревня, улица, дом, где он родился) слайд

-Подберите имена прилагательные к слову дом.

слайд

-Теперь скажите, что обозначают имена прилагательные, какие признаки? (Обозначают признак предмета, изменяются по родам, числам, падежам)

Постановка учебной проблемы

Работа в тетрадях

-Откройте тетради, запишите число. Напишите слово дом в середине строки (Создание кластера)

Подводящий к теме диалог

- Ваша задача распределить имена прилагательные в три столбика, а как вы их будете распределять, это ваша задача. 

слайд

(большой, деревянный, папин, мамин, отцов, теплый, светлый, деревенский, белый, огромный, кирпичный, красивый, городской, дедушкин, бабушкин, сельский, старый, каменный)  слайд

Дом

Большой

Красивый

Огромный

Белый

Тёплый

Светлый

старый

Деревянный

Каменный

Кирпичный

Городской

Деревенский

Сельский

Папин

отцов

Мамин

Дядин

Дедушкин

бабушкин

Что обозначают слова в первом столбике? ( цвет, размер, свойство, качество)

- Что обозначают прилагательные во втором столбике?   (место, время, материал)

- В третьем? (принадлежность предмета кому-либо)

слайд

- Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать? (Разряды прилагательных) слайд

Запишите в тетрадях тему урока: «Разряды прилагательных»

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? Сформулируйте цель урока. (узнать о разрядах прилагательных, об их отличительных признаках, уметь различать их по значению)

5. Открытие нового знания.

- На какие разряды делятся прилагательные по значению?

- По значению три разряда прилагательных-качественные, относительные, притяжательные.

Рассказать по таблице

Разряды имён прилагательных

Качественные

Какой? Какая? Какое? Какие?

Относительные

Какой? Какая? Какое? Какие?

Притяжательные

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Называют признаки, обозначающие различные качества предмета:

-по величине

-по возрасту

-по цвету

-по вкусу

-по форме

-по внешнему виду

-по внутренним качествам

Обозначают:

Материал - деревянный

Назначение - детский (дом)

Время – зимний, ночной

Место- городской

Действие – гладильная доска

Национальность – русский

Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Относительные прилагательные не имеют краткой формы, нет степеней сравнения.

6. Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7.Работа по группам: распределить по разрядам    ( слайд)

Круглый, хрустальный, рыбий, красный, утренний, волчий, осенний, собачий, добрый, лисий.    слайд

1 ряд – качественные (круглый, красный, добрый)

2 ряд – относительные (хрустальный, утренний, осенний)

3 ряд – притяжательные (рыбий, волчий, собачий, лисий)

-Ребята, как называется наш город? Где мы живём? ( В Ак-Довураке)

-Вы любите свой город?

-Подберите качественные прилагательные, чтобы получился небольшой текст о нашем городе. слайд

Ак-Довурак -______,_______ ______город. Улицы здесь _______ _______.

Дома _______ _______ _______.Наша школа находится на улице Юбилейной. Она

______ ______ ______.Я люблю свой _____ ______ городок.

8.Творческое задание « Знаю ли я литературу»

Восстановите текст. Вставьте прилагательные. Выписать словосочетания «прилагательное + существительное» Определите их признаки.

У лукоморья дуб …………,        Мороз и солнце: день ……………        

………… цепь на дубе том.          Ещё ты дремлешь, друг ………….

И днём и ночью кот ……….     Пора, красавица, проснись,

Всё ходит по цепи кругом.         Открой сомкнуты негой взоры

(зеленый, златая, ученый, чудесный, прелестный)

Вот уж снег ………….. в поле тает,

………..пар восходит от земли,

И кувшинчик ………..расцветает,

И зовут друг друга журавли.

           (последний, теплый, синий)

Рефлексия.    (слайд)

Составим синквейн к слову «Родина»

1 имя существительное    2 прилагательных    3 глагола

предложение   синоним

слайд

Родина   -  любимая, родная  -  жить, защищать, хвалить

Страна, в которой мы живем.    Россия.

Вывод

-Подходит к концу урок. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет этот урок.

-А теперь прочитайте то, что вы написали.

Домашнее задание: Напишите небольшой текст о родине, используя прилагательные разных разрядов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

Урок по русскому языку: "Не с именами прилагательными" Технологическая карта.

Цели:- образовательная – научить применять правило для написания не с прилагательными;выработать навыки грамотного письма в трудных случаях;- развивающая – развивать внимание к русскому слову; отработ...

конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"

разработка  урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...