Сочинение по картине К.Юона «Конец зимы.Полдень»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Коченова Альбина Григорьевна

Материал урока по развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

УМК, авторы

УМК М.М. Разумовская,С.И.Львова,В.И. Капинос и др. Русский язык.

Тема

Сочинение по картине К.Юона «Конец зимы.Полдень»

Тип урока

Развитие речи

Цель

Обучать словесному описанию картины и развивать связную речь учащихся

Основные термины и понятия

Описание, сочинение

Планируемые результаты

Предметные: развитие умения воспринимать рисунок; научить определять тему, озаглавливать, передавать содержание; совершенствовать умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными в корне.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией;
  2. анализ и обобщение;
  3. способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей;
  4. формировать умение строить речевое высказывание;
  5. формировать умение составлять план текста описания.

Регулятивные УУД:

  1. целеполагание и планирование деятельности;
  2. коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив;
  3. способность к рефлексии.

Коммуникативные УУД:

  1. умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  2. умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения;
  3. формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Личностные:

  1. мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству;
  2. принятие норм и правил ответственного поведения;
  3. развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
  4. создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, план, учебник .

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент

-Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к работе на уроке?

-Итак, если вы готовы, начнем.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Он весь как музыка. Он- весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах,этот снег…Не зря в нем есть

Всегда какая-нибудь тайна.

- Ребята, а какая тайна может быть в снеге?

– Кто из вас слышал о художнике Константине Федоровиче Юоне?

– Знакомы ли вы с его картинами?

 - Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Мартовское утро» и сегодня мы познакомимся еще с одной его картиной.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

III. Подготовка к сочинению

-Посмотрите на экран. Перед нами открылась прекрасная картина К.Ф. Юона. К. Ф. Юон родился в Москве. Он очень любил весну и зиму. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

- Каково ваше общее впечатление от картины?

- Приходилось ли вам наблюдать в природе похожие события? В какое время года это было?

- Откройте в учебнике картинную галерею. Найдите и прочитайте название картины.

- Что здесь зимнего, а что весеннего?

- Что на картине указывает на полдень?

- Как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнца нет?

- Как вы думаете, каков замысел художника? Что он хотел сказать своей картиной?

-Рассмотрим передний план картины. Что можно увидеть?

-Снег какой?

-Что еще видим на переднем плане?

-Опишите березки

-Еще видим лыжников. Опишите.

-На картине изображена окраина деревни.

-Опишите кур.

-А теперь продвинемся вглубь картины и рассмотрим задний план. На нем еще господствует царство зимы. Что видите?

-Опишите лес. Какой он?

-Что еще видите на заднем плане?

-Опишите небо.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Конец зимы. Полдень.

-Зимнее: много снега, детвора одета в теплую одежду и т.д. Весеннее: светит солнце, мы видим тени берез на снегу, куры гуляют на улице и т.д.

Ответы детей.

-Тени деревьев на снегу.

-Художник изображает тот момент, когда природа пробуждается от зимнего сна.

-Основное место на картине занимает снег.

- Он впитал краски неба и отсвечивает оттенками розового, голубого, зелёного и т.д.

Ответы  детей.

-Высокие, стройные, бросают тени на снег и т.д.

-Их четверо. Радуясь теплу и солнцу, вышли на последнюю зимнюю прогулку.

-Художник теплыми красками выделил угол деревенского дома, забор, возле которого сложены дрова. Поленница с остатками дров лишь слегка присыпана снегом.

-Вышли из своего зимнего убежища пестрые куры. Они деловито капают снег, выискивая зерна.

Ответы детей.

- Деревенская окраина спускается к оврагу. За оврагом поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы. Изображен темный лес, куда еще не проникают солнечные лучи.

Ответы детей.

-Высокое, темно-голубое.

IV. Составление плана сочинения

-Что поможет излагать мысли последовательно?

-На сколько частей мы можем разделить сочинение.

-Что мы всегда описываем в первом абзаце?

-Верно. Назовем первую часть – Замысел художника.

-Что можем описать во второй части?

-Что будем в этой части писать?

-Хорошо. Так и назовем эту часть – Рисунок переднего плана.

-Что будем писать в третьей части? Как можно ее назвать?

-Назовем эту часть - Царство зимы.

-И что мы пишем в последней части?

-Мы составили план. Я дам на каждую парту план, которым вы можете воспользоваться при написании сочинения. Но это не значит, что нужно писать только то, что есть в памятке. Она служит вам, как помощник.

-План.

Ответы детей.

-Чья картина перед нами, ее название, замысел художника.

-Передний план.

-Описание снега, деревни, лыжников, кур и т.д.

-Описывать лес, небо и т.д.

Ответы детей.

-Свое впечатление от картины.

V. Словарная работа

(Работа по группам).

-Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной, выразительной. Я раздала каждой группе задания, выполните и потом проверим (Карточки 1-3).

(На доске написаны слова).

-Посмотрите на доску, необходимо вставить пропущенные буквы, назвать орфограмму и подобрать проверочное слово.

Слова: л_жит, п_т_мнел, в_сны, ст_новится, д_ревня, со_нце, ярко-голубые, длиннее, з_ л_ новатые,скрипучий, Ж..мчужный,дымчатый, н..здреватый,бугристый,густо-синий в тени,утоптан(н)ый.

Выполнение заданий в группе.

Работа со словарными словами.

VI. Физкультминутка

- Поочерёдно соединяем мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев по счет: один, два, три, четыре, пять.

VII.Эмоциональный настрой перед началом работы над сочинением

- Итак, каждый пишет свое сочинение. План  с опорными словами будет вам помощником.

-Помните, если кто-то не знает, как писать слова, поднимите руку.

-Но в заключение я хочу прочитать вам притчу В. Сухомлинского «Красота».Ночью пруд покрылся тоненьким, хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском. Ледок становился то алым, то розовым, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. Показалось солнышко из-за горизонта, и ледок стал багровым.

На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немного грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет всё очарование.

– Я маленькая, мои коготки мягкие, как пушинки, но и мне нельзя садиться на это волшебное зеркало, – рассказывала Синичка миру. – Да, это зеркало, в котором отражается весь мир. Смотрите на эту красоту!

А на берегу в это время стоял Вол. Он слышал песню Синички и умилялся. Ему захотелось ближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Он подошёл к самой кромке льда, ледок затрещал, волшебное зеркало рассыпалось, со дна поднялась муть.

– Где же эта красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрёл прочь. Никакой красоты Вол рассмотреть не смог.

Давайте же не будем уподобляться этому Волу. Красота окружает нас повсюду. Просто надо посмотреть на мир глазами художника.

Написание сочинения.

VIII. Домашнее задание

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали. На следующем уроке мы с вами обсудим ваши сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".

Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"....

Творческий диктант (обучающего характера) на вставку слов-прилагательных по картине К.Ф.Юона"Конец зимы. Полдень"

Урок-практикум.  Творческий диктант (обучающего характера) на вставку слов-прилагательных по картине К.Ф.Юона"Конец зимы. Полдень"...

Презентация по русскому языку для 6 класса "Творческий диктант по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"

Данная презентация предназначена для проведения творческого диктанта по русскому языку в 6 классе. Презентация содержит репродукции картин К.Ф.Юона, портрет художника, а также портрет П.И.Чайковского ...

Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".

Русский художник К.Ф. Юон прожил долгую жизнь – 83 года.Это был человек многогранного дарования - пейзажист, график, театральный декоратор, педагог. Данная презентация может быть использована ...

Презентация к уроку русского языка по картине К.Юона "Конец зимы. Полдень"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе для детей с оганиченными возможностями здоровья поможет подготовить школьников к написанию творческой работы по картине К.Юона "Конец зимы. Полдень"...

Конспект урока «Времена года» описание картины К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Урок-мастерская. развитие умений создавать речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений....