Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

ХОД УРОКА

1.     Орг. момент.

 

Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха! (на экране)

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

 

2.      Мотивация.

Музыка Чайковского «Времена года»

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

 

- Кто автор этих строк?

- О каком времени года говорит А.С Пушкин?

- Об осени.

Да. Это было любимое время года поэта.      

В творчестве А.С. был такой период, который литературоведы назвали «Болдинская осень». Что же это значит?

 

 Презентация  «Повести Белкина» Доржиев Доржи- 2 мин  

 

Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии…

Скажите, чему будет посвящен наш урок, какие вопросы мы сегодня должны обсудить?

 

…о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка».

 Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, назовем которую – пушкинская.

 

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это?

В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?

 Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Запишем тему урока в тетради

3.     Проверка домашнего задания (знание содержания повести).

Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)

 

1.     Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

2.     Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

3.     Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

4.     Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

5.     Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

6.     Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

7.     Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

8.     Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

9.     Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

 

Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.

 

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

Презентация «Мир дворянской усадьбы» ( Цыденов Очир) 2 мин

А теперь найдем доказательства в тесте. Смайлики за правильные ответы.

Какие два поколения представлены в повести?

 Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

4.Защита первой части исследования.

Представьте информацию о помещиках (ответы на основе домашнего задания, заполненные таблицы в тетрадях)

- о Берестове Иване Петровиче

- о Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

 

 

Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

 

 

Ведение хозяйства, дел

 

 

Воспитание детей

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_kl.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ульдургинская СОШ»

Конспект урока по литературе в 6  классе

2019г

Цели

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

 Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.

Задачи: Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание повести, уметь определять жанр произведения, выделять проблемы текста, анализировать эпизоды, проводить сравнительный анализ

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к учению; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать информацию из текстов, фильма, произведений искусства уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Повесть, дворянская усадьба, помещик

Межпредметные связи

 История, музыка

Ресурсы:

 Презентации «А.С.Пушкин «Повести Белкина», фрагменты художественного фильма А. Сахарова «Барышня-крестьянка»

Тип урока

Интегрированный

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Технологии

 Здоровьесберегающая, информационная, развивающего обучения, проблемного обучения

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха! (на экране)

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

  1.  Мотивация.

Музыка Чайковского «Времена года»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

- Кто автор этих строк?

- О каком времени года говорит А.С Пушкин?

- Об осени.

Да. Это было любимое время года поэта.        

В творчестве А.С. был такой период, который литературоведы назвали «Болдинская осень». Что же это значит?

 Презентация  «Повести Белкина» Доржиев Доржи- 2 мин  

Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии…

Скажите, чему будет посвящен наш урок, какие вопросы мы сегодня должны обсудить?

…о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка».

 Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, назовем которую – пушкинская.

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это?

В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?

 Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Запишем тему урока в тетради

  1. Проверка домашнего задания (знание содержания повести).

Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)

  1. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)
  2. Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)
  3. Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)
  4. Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)
  5. Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)
  6. Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)
  7. Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)
  8. Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)
  9. Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

Презентация «Мир дворянской усадьбы» ( Цыденов Очир) 2 мин

А теперь найдем доказательства в тесте. Смайлики за правильные ответы.

Какие два поколения представлены в повести?

 Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

4.Защита первой части исследования.

Представьте информацию о помещиках (ответы на основе домашнего задания, заполненные таблицы в тетрадях)

- о Берестове Иване Петровиче

- о Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

Ведение хозяйства, дел

Воспитание детей

Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика …  (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика …  ( Муромского) –  всё время вводил что-то новое, хороший отец.

  Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

(Берестов)  гордится своей суконной фабрикой и  богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Муромский)  живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком  увлечен всем английским.

    Какие чувства  у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?

(недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)

Сделаем выводы (составление кластера на доске)

Перед нами типичные помещики того  времени.

 Один - хозяин, другой - англоман.

Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Григорий Иванович Муромский - «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века

       Мы  видим  в  повести   признаки  исторической эпохи

  В этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»

  1. Защита второй части иследования

Вопрос:

А в чем же человеческая ценность повести?

 Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Скажите, о ком эта информация:

  1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

  2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

Что происходит с героями?

 Как они познакомились? (краткий пересказ)

  Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию? Продолжите высказывания  (правильное 1 из 2 вариантов):

       1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

       2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она  была  красивой    барышней  из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой,  естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

Продолжите фразу:

«Любовь к Акулине изменила Алексея, он  повзрослел …»  

1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.

2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.

Фрагмент фильма (заключительная сцена) 2 мин.

Вопрос

Как  заканчивается повесть?

 Повесть заканчивается счастливо:

 Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.

 

Что вы чувствуете?

 Радость за  счастье героев, они по-настоящему и искренне  любят и заслуживают счастья.

Учитель:

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и  та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

 « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

- Как вы понимаете данные слова?

Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота-это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

6. Выводы, составление синквейна

 Мы выяснили: Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

  А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

    Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.

Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.

  1. Домашнее задание

Мое впечатление от повести «Барышня-крестьянка» (в тетради)

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

Составить кроссворд или вопросы к викторине (по желанию)

  1. Оценки за урок:

 (1,2 смайлика – «4», 3 смайлика- «5»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Презентация к повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка"

Презентация к уроку по повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка" 6 класс. ...

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Конспект урока по литературе в 6  классеТема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе иссле...