Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс)
Основные правила и памятки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_opr_i_pr_.doc | 32.5 КБ |
list_isklyucheniy.doc | 38.5 КБ |
figury_rchi_stilisticheskie_.doc | 34 КБ |
tsitaty_dlya_ege_i_oge.docx | 19.66 КБ |
tipy_pridatochnyh_v_spp_tablitsa_.doc | 42.5 КБ |
primernyy_plan_retsenzii_hudozhestvennogo_proizvedeniya_.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания при обособленных
определениях и приложениях
- Определение и приложение обособляются, если они относятся к личному местоимению ( я, ты, он, она, оно, мы, вы, они): Усталая, она не могла идти дальше; Ему, известному в городе пианисту, удавалось всё.
- Определение обособляется, если оно выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова: Запахи, доносившиеся ото всюду, вскружили ему голову; Мешков, красный от жары, говорил взволнованно.
- Определение обособляется, если оно выражено однородным рядом одиночных несогласованных определений, стоящих после определяемого слова: Сосны, высокие и стройные, росли вдоль дороги.
- Определение и приложение обособляются, если они стоят до определяемого слова, но имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки: Утомлённый тяжким боем, Теркин никнет головой (Теркин никнет голов ой, потому что утомлён тяжким боем); Жизнерадостный от природы, сегодня Сережа был грустен (Сегодня Серёжа был грустным, несмотря на то, что он жизнерадостен от природы).
- Приложение обособляется, если оно распространенное, выражено именем нарицательным и относится к имени собственному: Оленька, дочь коллежского асессора, нравилась каждому.
Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах
- Обстоятельство обособляется, если оно выражено деепричастием или деепричастным оборотом: Удивившись, он остановился; Он говорил, стараясь быть понятным.
- Обстоятельство обособляется, если оно выражено оборотом с предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки», «несмотря на»: Благодаря помощи друзей, мы успели вовремя; Вопреки нашим ожиданиям, поезд не опоздал; Согласно расписанию, урок начнется вовремя; Несмотря на плохую погоду, мы отправляемся ночью.
Знаки препинания при обособленных
дополнениях
1. Обособляются конструкции с предлогами «кроме», «вместо», «помимо», «сверх», «за исключением», «исключая», «наряду»: Пришли все, кроме Миши; Помимо погоды, условия были удовлетворительны.
Предварительный просмотр:
Лист исключений! | |
Задание | Исключения и трудные случаи |
№9 Правописание корней | Пригарь , изгарь, выгарки, утварь, зоревать, пловцы, пловец, пловчиха, плывуны, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, уровень, ровесник, равняйсь, поровну, сочетание, равнина, отрасль, скачок, скачу, утварь |
№10 | Взимать, пединститут, прообраз |
№11 | Затмевать, продлевать, застревать Милостивый, юродивый |
№12 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | Суффиксы причастий: движимый I спр. : брить, стелить, зиждиться, брезжить II спр. : гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть, предвидеть, выздороветь |
№14 Слитное, дефисное, раздельное написание слов | Союзные сочетания Слитно: ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что Местоимения Слитно: никто, ничему, некто, нечто, нечему Раздельно: кое у кого, кое от чего, ни с кем, не с кем, то же, что; то же самое, одно и то же, всё то же Наречия Слитно: отовсюду, отныне, отчасти, вообще, вскоре ,вполголоса, наедине, наперёд, сначала, вначале, поначалу, понемногу, совсем, зачем, затем Раздельно: без устали, бок о бок, с глазу на глаз, в общем, до сих пор, за границу, за границей, всё так же, точно так же Предлоги Слитно: вследствие, ввиду, навстречу, насчёт, вроде, вслед, сверх, вместо, внутри, ввиду, наподобие, несмотря на, невзирая на Раздельно: иметь в виду, в течение , в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области. Пекати-поле, контр-адмирал |
№15 | Смышлёный, посажёный, раненый, негаданный, оловянный, стеклянный, деревянный, неслыханный, невиданный, нечитанный, неписанный, нежданный, нечаянный. ветреный, стеклянный, оловянный, деревянный |
Предварительный просмотр:
Фигуры речи
Анафора — повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни бороздят чело морщины... (Ф. И. Тютчев).
Эпифора — фигура, противоположная анафоре, — повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки: Степям и дорогам Не кончен счет; Камням и порогам Не найден счет... (Э. Багрицкий).
Многосоюзие (полисинтетон) — повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно — в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А.С. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) — построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А.С. Пушкин).
Параллелизм — развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
День — как трава расстилается.
Ночь — слезами умывается. (И. А. Некрасов)
Инверсия — необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... (М. Ю. Лермонтов).«Обычный» порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но тогда это уже перестанет быть стихотворением.
Антитеза — противопоставление образов и понятий: Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин).
Градация — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... (М. А. Волошин)
Все грани чувств, все грани правды
Стерты в мирах, в годах, в часах... (А. Белый)
Риторический вопрос — это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:
Знаете ли вы украинскую ночь?.. (Н. В. Гоголь).
Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:
Татьяна! Милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью... (А. С. Пушкин)
Каламбур – юмористическое использование многозначности слова (Шли дождь и два студента).
Парцелляция – намеренное отделение части предложения с целью активизации на нем внимания читателей (Женя дотронулась до его рукава. Пальцем).
Предварительный просмотр:
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский - писатель) Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский - композитор) Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель) Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон – философ) Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес – философ) Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь. (Гегель- философ) Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. (В.Белинский – литературный критик) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.Чехов - писатель) Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец) Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли. (А.Чехов - писатель) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель) Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев – писатель) Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! (А.Ахматова - поэт) Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель) Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель) Наука, как и добродетель, сама себе награда. (Чарлз Кингсли - общественный деятель) Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. (Вольтер -философ) Пословицы: Всякому мила своя сторона. Терпение и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Встречают по одежке, а провожают по уму. Не ищи красоты – ищи доброты. | Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский - писатель) Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский - композитор) Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель) Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон – философ) Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес – философ) Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь. (Гегель- философ) Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. (В.Белинский – литературный критик) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.Чехов - писатель) Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец) Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли. (А.Чехов - писатель) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель) Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев – писатель) Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! (А.Ахматова - поэт) Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель) Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель) Наука, как и добродетель, сама себе награда. (Чарлз Кингсли - общественный деятель) Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. (Вольтер -философ) Пословицы: Всякому мила своя сторона. Терпение и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Встречают по одежке, а провожают по уму. Не ищи красоты – ищи доброты. |
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский - писатель) Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский - композитор) Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель) Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон – философ) Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес – философ) Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь. (Гегель- философ) Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. (В.Белинский – литературный критик) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.Чехов - писатель) Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец) Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли. (А.Чехов - писатель) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель) Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев – писатель) Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! (А.Ахматова - поэт) Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель) Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель) Наука, как и добродетель, сама себе награда. (Чарлз Кингсли - общественный деятель) Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. (Вольтер -философ) Пословицы: Всякому мила своя сторона. Терпение и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Встречают по одежке, а провожают по уму. Не ищи красоты – ищи доброты. | Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский - писатель) Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский - композитор) Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель) Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон – философ) Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес – философ) Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь. (Гегель- философ) Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. (В.Белинский – литературный критик) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.Чехов - писатель) Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец) Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли. (А.Чехов - писатель) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель) Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев – писатель) Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! (А.Ахматова - поэт) Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель) Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель) Наука, как и добродетель, сама себе награда. (Чарлз Кингсли - общественный деятель) Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. (Вольтер -философ) Пословицы: Всякому мила своя сторона. Терпение и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Встречают по одежке, а провожают по уму. Не ищи красоты – ищи доброты. |
Предварительный просмотр:
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СПП
№ | Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | Чем прикрепляется (С.-союзы, С.с.–союзн. сл.) | Примеры |
1 | Определительное | Какой? | С.с. который, что, где, куда… | В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна. |
2 | Местоименно- определительное | Какой? (Кто именно?Что именно?) | С.с. кто, что | Кто хочет, тот добьётся. |
3 | Изъяснительное | Вопросы косвенных падежей | С. Что, как, будто, чтобы С.с. кто, что … + ли | Ясно было, кто стрелял. |
Обстоятельственные (4-13) | ||||
4 | Образа действия | Как? Каким образом? | С. и с.с. что, как, чтобы, словно… | Ученик всё сделал так, как требовал мастер. |
5 | Меры и степени | В какой степени? Насколько? | С. и с.с. что, как, будто, как будто,словно, сколько… | Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. |
6 | Места | Где? Куда? Откуда? | С.с. где, куда, откуда | Алексей пополз туда, куда упал самолёт. |
7 | Времени | Когда? Как долго? С (до) каких пор? | С. когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва… | Мы прибежали на вокзал, когда поезд отправлялся. |
8 | Условия | При каком условии? | С. Если (+то), раз, когда, коли | Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась. |
9 | Причины | Почему? Отчего? | С. потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо | Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. |
10 | Цели | Зачем? С какой целью? | С. Чтобы, для того чтобы, дабы. | Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. |
11 | Сравнительные | Подобно чему? В сравнении с чем? | С. как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как… | Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. |
12 | Уступительные | Несмотря на что? Вопреки чему? | С. хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни | Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. |
13 | Следствия | Что из этого следует? | С. так что | Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. |
14 | Присоединительные | Что можно к этому добавить? | С.с. что, отчего, зачем, почему… | В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. |
Предварительный просмотр:
Примерный план рецензии художественного произведения
- Краткие биобиблиографические сведения о произведении (название, автор, когда и где опубликовано, в каком издательстве, оформление).
- Общее впечатление от прочитанного.
- Тема, основная мысль произведения (идея, проблема), место в ряду других произведений автора и в литературном процессе в целом.
- Сюжет (краткий пересказ содержания, если это необходимо с цитированием фрагментов текста), особенности композиции.
- Мастерство автора в создании образов героев.
- Язык и стиль произведения, художественное и жанровое своеобразие.
- Несомненные достоинства произведения, привлекающие читателя.
- Недостатки, если таковые имеются. (Обычно недостатки отмечают в произведениях начинающих авторов, мнение о творчестве которых не устоялось. Если же вам будет предложено прорецензировать произведение известного писателя, то лучше воздержаться от резкой критики, ибо то, что вы отметите как недостатки, в силу своей слабой компетенции, может оказаться достоинствами текста.)
- Актуальность проблематики.
10. Оценка прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.
Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...
материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ
В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....
материалы для подготовка к ЕГЭ
в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...
материалы для подготовка к ЕГЭ
в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...
Материалы для подготовки к ГИА по алгебре
решение текстовых задач различных видов....
Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по культуре речи
В данной работе я хочу познакомить с дидактическими материалами по культуре речи. Цель данной работы: развитие речевых навыков учащихся, необходимых и при сдаче экзамена, и в общении. Зад...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...