Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс)

Гарькавская Ольга Геннадьевна

Основные правила и памятки

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Знаки препинания при обособленных

определениях и приложениях

  1. Определение и приложение обособляются, если они относятся к личному местоимению ( я, ты, он, она, оно, мы, вы, они): Усталая, она не могла идти дальше; Ему, известному в городе пианисту, удавалось всё.
  2. Определение обособляется, если оно выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова: Запахи, доносившиеся ото всюду, вскружили ему голову; Мешков, красный от жары, говорил взволнованно.
  3. Определение обособляется, если оно выражено однородным рядом одиночных несогласованных определений, стоящих после определяемого слова: Сосны, высокие и стройные, росли вдоль дороги.
  4. Определение и приложение обособляются, если они стоят до определяемого слова, но имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки: Утомлённый тяжким боем, Теркин никнет головой  (Теркин никнет голов  ой, потому что утомлён тяжким боем); Жизнерадостный от природы, сегодня Сережа был грустен (Сегодня Серёжа был грустным, несмотря на то, что он жизнерадостен от природы).
  5. Приложение обособляется, если оно распространенное, выражено именем нарицательным и относится к имени собственному: Оленька, дочь коллежского асессора, нравилась каждому.

Знаки препинания при обособленных

обстоятельствах

  1. Обстоятельство обособляется, если оно выражено деепричастием или деепричастным оборотом: Удивившись, он остановился; Он говорил, стараясь быть понятным.
  2. Обстоятельство обособляется, если оно выражено оборотом с предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки», «несмотря на»: Благодаря помощи друзей, мы успели вовремя; Вопреки нашим ожиданиям, поезд не опоздал; Согласно расписанию, урок начнется вовремя; Несмотря на плохую погоду, мы отправляемся ночью.

Знаки препинания при обособленных

дополнениях

1.  Обособляются конструкции с предлогами «кроме», «вместо», «помимо», «сверх», «за исключением», «исключая», «наряду»: Пришли все, кроме Миши; Помимо погоды, условия были удовлетворительны.

 



Предварительный просмотр:

 Лист исключений!

Задание

Исключения и трудные случаи

№9

Правописание корней

Пригарь , изгарь, выгарки, утварь, зоревать, пловцы, пловец,  пловчиха, плывуны, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав,  уровень, ровесник, равняйсь, поровну, сочетание, равнина, отрасль, скачок, скачу, утварь

№10

Взимать, пединститут, прообраз

№11

Затмевать, продлевать, застревать

        Милостивый, юродивый

№12

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Суффиксы причастий: движимый

I спр. : брить, стелить, зиждиться, брезжить

II спр. :  гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть, предвидеть, выздороветь

№14

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Союзные сочетания

Слитно: ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что

Местоимения

Слитно: никто, ничему, некто, нечто, нечему

Раздельно: кое у кого, кое от чего, ни с  кем, не с кем,

то же, что; то же самое, одно и то же, всё то же 

Наречия

Слитно: отовсюду, отныне, отчасти, вообще,

вскоре ,вполголоса, наедине, наперёд, сначала, вначале, поначалу, понемногу, совсем, зачем, затем

Раздельно: без устали, бок о бок, с глазу на глаз, в общем, до сих пор, за границу, за границей, всё так же, точно так же

Предлоги

Слитно: вследствие, ввиду, навстречу, насчёт, вроде, вслед, сверх,

вместо, внутри, ввиду, наподобие, несмотря на, невзирая на

Раздельно: иметь в виду, в течение , в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области.

Пекати-поле, контр-адмирал

№15

Смышлёный, посажёный, раненый, негаданный, оловянный, стеклянный, деревянный, неслыханный, невиданный, нечитанный, неписанный, нежданный, нечаянный.

ветреный, стеклянный, оловянный, деревянный



Предварительный просмотр:

     Фигуры речи

Анафора — повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни бороздят чело морщины... (Ф. И. Тютчев).

 Эпифора — фигура, противоположная анафоре, — повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки: Степям и дорогам Не кончен счет; Камням и порогам Не найден счет... (Э. Багрицкий).

 

Многосоюзие (полисинтетон) — повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно — в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А.С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) — построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А.С. Пушкин).

 Параллелизм — развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:

             День как трава расстилается.        

Ночь слезами умывается. (И. А. Некрасов)

Инверсия — необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... (М. Ю. Лермонтов).«Обычный» порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но тогда это уже перестанет быть стихотворением.

Антитеза — противопоставление образов и понятий: Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин).

 Градация — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... (М. А. Волошин)

Все грани чувств, все грани правды

Стерты в мирах, в годах, в часах... (А. Белый)

Риторический вопрос — это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:

Знаете ли вы украинскую ночь?.. (Н. В. Гоголь).

 Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:

Татьяна! Милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью... (А. С. Пушкин)

Каламбур – юмористическое использование многозначности слова (Шли дождь и два студента).

Парцелляция – намеренное отделение части предложения с целью активизации на нем внимания читателей (Женя дотронулась до его рукава. Пальцем).



Предварительный просмотр:

 Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(К. Паустовский - писатель)

Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу

(П.Чайковский - композитор)

Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель)

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.

                                                                                                   (Платон – философ)

Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.                                     (Фалес – философ)

Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь.

(Гегель- философ)

Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству.

(В.Белинский – литературный критик)        

Пока молоды, сильны,   бодры, не уставайте делать добро.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец)

Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик)

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель)

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

(И. Тургенев – писатель)

Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!

(А.Ахматова - поэт)

Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель)

Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель)

Наука, как и добродетель, сама себе награда.

(Чарлз Кингсли - общественный деятель)

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

                                                                                           (Вольтер -философ)

Пословицы:

Всякому мила своя сторона.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(К. Паустовский - писатель)

Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу

(П.Чайковский - композитор)

Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель)

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.

                                                                                                   (Платон – философ)

Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.                                     (Фалес – философ)

Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь.

(Гегель- философ)

Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству.

(В.Белинский – литературный критик)        

Пока молоды, сильны,   бодры, не уставайте делать добро.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец)

Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик)

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель)

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

(И. Тургенев – писатель)

Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!

(А.Ахматова - поэт)

Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель)

Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель)

Наука, как и добродетель, сама себе награда.

(Чарлз Кингсли - общественный деятель)

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

                                                                                           (Вольтер -философ)

Пословицы:

Всякому мила своя сторона.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(К. Паустовский - писатель)

Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу

(П.Чайковский - композитор)

Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель)

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.

                                                                                                   (Платон – философ)

Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.                                     (Фалес – философ)

Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь.

(Гегель- философ)

Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству.

(В.Белинский – литературный критик)        

Пока молоды, сильны,   бодры, не уставайте делать добро.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец)

Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик)

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель)

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

(И. Тургенев – писатель)

Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!

(А.Ахматова - поэт)

Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель)

Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель)

Наука, как и добродетель, сама себе награда.

(Чарлз Кингсли - общественный деятель)

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

                                                                                           (Вольтер -философ)

Пословицы:

Всякому мила своя сторона.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(К. Паустовский - писатель)

Искусство создаёт хор ььоших людей, формирует человеческую душу

(П.Чайковский - композитор)

Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов – писатель)

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.

                                                                                                   (Платон – философ)

Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.                                     (Фалес – философ)

Чистая совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь.

(Гегель- философ)

Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству.

(В.Белинский – литературный критик)        

Пока молоды, сильны,   бодры, не уставайте делать добро.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Непреодолимого на свете нет ничего. (А. Суворов – полководец)

Только труд даёт право на наслаждение.(Добролюбов - литературный критик)

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли.

                                                                                                  (А.Чехов - писатель)

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький – писатель)

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

(И. Тургенев – писатель)

Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!

(А.Ахматова - поэт)

Есть твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.(А. Сент-Экзюпери- писатель)

Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Сент-Экзюпери- писатель)

Наука, как и добродетель, сама себе награда.

(Чарлз Кингсли - общественный деятель)

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

                                                                                           (Вольтер -философ)

Пословицы:

Всякому мила своя сторона.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Не ищи красоты – ищи доброты.



Предварительный просмотр:

   ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СПП

Вид придаточного

На какой вопрос отвечает

Чем прикрепляется

(С.-союзы, С.с.–союзн. сл.)

Примеры

1

Определительное

Какой?

С.с.  который, что, где,  куда…

В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна.

2

Местоименно-

определительное

Какой?

(Кто именно?Что именно?)

С.с.  кто, что

Кто хочет, тот добьётся.

3

Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей

С. Что, как, будто, чтобы С.с. кто, что … + ли

Ясно было, кто стрелял.

Обстоятельственные

(4-13)

4

Образа действия

Как? Каким образом?

С. и с.с. что, как, чтобы, словно…

Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

5

Меры и степени

В какой степени? Насколько?

С. и с.с. что, как, будто, как будто,словно, сколько…

Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

6

Места

Где? Куда? Откуда?

С.с.  где, куда, откуда

Алексей пополз туда, куда упал самолёт.

7

Времени

Когда? Как долго?

С (до) каких пор?

С. когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва…

Мы прибежали на вокзал, когда поезд  отправлялся.

8

Условия

При каком условии?

С. Если (+то), раз, когда, коли

Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.

9

Причины

Почему? Отчего?

С. потому что, оттого что, так как, благодаря тому что,  ибо

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

10

Цели

Зачем? С какой целью?

С. Чтобы, для того чтобы, дабы.

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

11

Сравнительные

Подобно чему?

 В сравнении с чем?

С. как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как…

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

12

Уступительные

Несмотря на что?

Вопреки чему?

С. хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

  13

Следствия

Что из этого следует?

С. так что

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

14

Присоединительные

Что можно к этому добавить?

С.с. что, отчего, зачем, почему…

В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.



Предварительный просмотр:

Примерный план рецензии художественного произведения

  1. Краткие биобиблиографические сведения о произведении (название, автор, когда и где опубликовано, в каком издательстве, оформление).
  2. Общее впечатление от прочитанного.
  3. Тема, основная мысль произведения (идея, проблема), место в ряду других произведений автора и в литературном процессе в целом.
  4. Сюжет (краткий пересказ содержания, если это необходимо с цитированием фрагментов текста), особенности композиции.
  5. Мастерство автора в создании образов героев.
  6. Язык и стиль произведения, художественное и жанровое своеобразие.
  7. Несомненные достоинства произведения, привлекающие читателя.
  8. Недостатки, если таковые имеются. (Обычно недостатки отмечают в произведениях начинающих авторов, мнение о творчестве которых не устоялось. Если же вам будет предложено прорецензировать произведение известного писателя, то лучше воздержаться от резкой критики, ибо то, что вы отметите как недостатки, в силу своей слабой компетенции, может оказаться достоинствами текста.)
  9. Актуальность проблематики.

10.        Оценка прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.

Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...

материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ

В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....

материалы для подготовка к ЕГЭ

в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...

материалы для подготовка к ЕГЭ

в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...

Материалы для подготовки к ГИА по алгебре

решение текстовых задач различных видов....

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по культуре речи

В данной работе я хочу познакомить с дидактическими материалами по культуре речи.   Цель данной работы: развитие речевых навыков учащихся, необходимых и при сдаче экзамена, и в общении. Зад...