Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы и-ы после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Базылева Алла Николаевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы и-ы после ц". Это урок усвоения новых знаний. В начале учитель проверяет, как был усвоен предыдущий урок, а затем учащиеся пытаются сформулировать новую тему урока.  Вместе с учителем формулируют правило и закрепляют его на письме. На уроке проводится работа в паре , в группе. В конце урока учащиеся выполняют тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx83.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учитель: Базылева Алла Николаевна

Тема: Буквы И – Ы после Ц

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с новой орфограммой – правописание Ы – И после Ц, обозначением данной орфограммы.

Планируемый результат обучения: 

Предметные: знать правила написания букв И-Ы после Ц в корнях, в словах на –ция,  окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные: умение находить, предавать и преобразовывать информацию; выполнять разные роли в группе и коллективе.

Ресурсы: учебник «Русский язык» Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова;

УМК Т.А. Ладыженской

http://www.zavuch.info

http://festival.1september.ru/subyects

  1. Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока.

Цель этапа

                 Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий  этап

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Вступительное слово (Слайд 1)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

П: понимают познавательную задачу.

П: планируют необходимые действия, операции.

К: работают в парах.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Создать условия для совершенствования лексического запаса языка посредством повторения по теме «О, Ё после шипящих».

Игра «Корректор».

- Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Словарный диктант «По словам былых ошибок»

Обменяться работами и выполнить взаимопроверку.

 (ключ на слайде 2)

Выполняют упражнения, участвуют в обучающей игре, отвечают на вопросы.

П: выполняют учебно-познавательные; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливают причинно следственные связи.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: слушают, задают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Этап к мотивации учебной деятельности.

Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

- Ребята, есть ещё одна опасная орфограмма.

На слайде 3

Учитель произносит слова с орфограммой.

-Какие звуки слышатся во всех словах? (-ЦЫ)

- А посмотрите, как написано? (ЦЫ и ЦИ)

- Почему?

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, усваивают лингвистические термины.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

П: устанавливают причинно следственные связи.

К: задают вопросы с целью получения необходимых для решения проблемной ситуации.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования  дальнейшей деятельности

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И. На время вы превратите в учёных и сами сделаете вывод.

Открывается запись на доске (слайд4)

- Что общего в словах-примерах? (Сочетание с Ц)

- Давайте попробуем разделить слова на группы по этому признаку.

Деление на группы по обозначению [ы] буквами. (Слайд 5)

- По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

1) в словах на –ция: лекция, секция, революция, документация (примеры приводятся устно);

2) в корнях слов (цирк, циркуль).

Случаи написания Ы после Ц:

1) в окончаниях слов (синицы, птицы)

2) в суффиксах –ЫН-: сестрицын, курицын.

- А почему слово «цыплёнок» пишется через Ы. Прочитаем в учебнике. (Цыплёнок – одно из тех слов, которое надо запомнить: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц)

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

- Ребята, правило, которое мы изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.

Правописание И-Ы после Ц. (Слайд 6)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Наблюдают за звуковым обозначением [ы] в словах, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют алгоритм правила.

Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

П: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

К: строят небольшие монологические высказывания.  

5.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения

Распределительный диктант (по вариантам)

Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме. Затем самопроверка. Работа в группах.

Л.: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

П.: Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

6. Первичная проверка понимания

Цель: организовать учащихся  на самостоятельное пошаговое выполнение заданий  нового типа, на самопроверку по эталону (образцу)

Безошибочный диктант (взаимопроверка).

При первом чтении текста учителем ученики записывают только те слова, в правописании которых сомневаются. Устно объясняется каждое слово, затем записывается текст диктанта и сверяется с ключом на слайде (слайд 7)

Записывают слова, в которых сомневаются. Устно объясняют каждое слово, затем записывают текст диктанта, сверяют с ключом на слайде.

Р.: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

К.: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Первичное закрепление

Цель: обеспечить включение нового знания в систему знаний.

Тест по теме «Правописание И-Ы после Ц»

Отвечают на вопросы теста.

П.: Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Р.: Оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

К.: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8. Информация о домашнем задании

Цель: организовать действия по обобщению изученного,

нацелить на

на работу творческого характера

Предлагает разноуровневые задания:

1.Написать рассказ на тему

«В цирке», используя слова на данную орфограмму

2.Составить кроссворд со словами «Буквы И-Ы после Ц»

3.Выполнить упражнение из учебника (упр. 463)

Ориентируются в информации.

Учитывая свои баллы по шкале критериев оценки КОЗ, выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя.

П.: применение новых знаний для решения учебных задач.

 Р.: извлечение и переработка информации.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: помочь учащимся осознать результаты деятельности

Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей.

Анализируют деятельность по достижению цели.

К.: способность организовывать собственную деятельность.

Приложение.

1. Мобилизующий  этап

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Отгадай звук по «паспорту»: [?] – согласный глухой не парный, твердый. (Это [Ц] ).

- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, пока повторим изученное.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: Создать условия для совершенствования лексического запаса языка посредством повторения по теме «О, Ё после шипящих».

Игра «Корректор».

- Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.

Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

Словарный диктант «По словам былых ошибок».

Ловкий, нарядить, вырезать, каникулы, фарфор, лесник, жюри, брошюра, парашютист, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, чёлка, шорох, чёрный,  чёрт, шёлк.

Обменяться работами и выполнить взаимопроверку.

 (ключ на слайде).

3. Этап к мотивации учебной деятельности.

Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

- Цыпленок не знал, а вы знаете?

(Цимбалы – музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя , ударяют молоточками.)

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования  дальнейшей деятельности.

Запись на слайде:

Станция

Огурцы

Пальцы

Циркуль

Синицын

Цыпленок

Цифра

Деление на группы по обозначению [ы] буквами.

1 гр.                              2 гр.                             3 гр.

Пальцы      [Ы]            цифры      [Ы]             цыпленок

огурцы                         циркуль                       [Ы] (исключение)

Синицын                     станция

                      Ы                               И                 Ы

Алгоритм. Правописание Ы-И после Ц

5.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения.

Распределительный диктант (по вариантам):

Распределите слова по двум вариантам.

(1в. – ЦЫ; 2в. – ЦИ)

Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, полиция.

6. Первичная проверка понимания

Цель: организовать учащихся  на самостоятельное пошаговое выполнение заданий  нового типа, на самопроверку по эталону (образцу).

Безошибочный диктант (взаимопроверка):

Предприятие  нашего города выпускают разнообразную продукцию. В заводских цехах надо соблюдать дисциплину.

7. Первичное закрепление.

Цель: обеспечить включение нового знания в систему знаний.

Тест по теме «Правописание И-Ы после Ц»:

  1. Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква И.

А) Ц..рковой, ц..ферблат, ц..кнуть.

Б) Ц..тата, дисц..плина, полиц..я.

      2. Укажите слово (подчеркните), в котором допущена ошибка.

          А) конституция

          Б) на ципочках

          В) нумерация

           Г) циклон

      3. Напишите слово.

          Призыв на военную службу   ______________________________

          Номер, с которым выступают в цирке _______________________

          Лекарство для прививок  __________________________________

          Основной закон государства _______________________________

Ключ: 1. Б); 2. Б) на цыпочках; 3. Мобилизация, цирковой, вакцина, конституция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Буквы Ы и И после Ц" ( 5 класс)

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора И-Ы в корнях после Ц, в суффиксах и окончаниях....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....