Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы и-ы после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы и-ы после ц". Это урок усвоения новых знаний. В начале учитель проверяет, как был усвоен предыдущий урок, а затем учащиеся пытаются сформулировать новую тему урока. Вместе с учителем формулируют правило и закрепляют его на письме. На уроке проводится работа в паре , в группе. В конце урока учащиеся выполняют тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 83.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учитель: Базылева Алла Николаевна
Тема: Буквы И – Ы после Ц
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с новой орфограммой – правописание Ы – И после Ц, обозначением данной орфограммы.
Планируемый результат обучения:
Предметные: знать правила написания букв И-Ы после Ц в корнях, в словах на –ция, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Метапредметные: умение находить, предавать и преобразовывать информацию; выполнять разные роли в группе и коллективе.
Ресурсы: учебник «Русский язык» Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова;
УМК Т.А. Ладыженской
http://festival.1september.ru/subyects
- Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Вступительное слово (Слайд 1) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | П: понимают познавательную задачу. П: планируют необходимые действия, операции. К: работают в парах. |
2.Актуализация и пробное учебное действие. Создать условия для совершенствования лексического запаса языка посредством повторения по теме «О, Ё после шипящих». | Игра «Корректор». - Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки. Словарный диктант «По словам былых ошибок» Обменяться работами и выполнить взаимопроверку. (ключ на слайде 2) | Выполняют упражнения, участвуют в обучающей игре, отвечают на вопросы. | П: выполняют учебно-познавательные; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливают причинно следственные связи. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К: слушают, задают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Этап к мотивации учебной деятельности. Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | - Ребята, есть ещё одна опасная орфограмма. На слайде 3 Учитель произносит слова с орфограммой. -Какие звуки слышатся во всех словах? (-ЦЫ) - А посмотрите, как написано? (ЦЫ и ЦИ) - Почему? | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, усваивают лингвистические термины. | Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. П: устанавливают причинно следственные связи. К: задают вопросы с целью получения необходимых для решения проблемной ситуации. |
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И. На время вы превратите в учёных и сами сделаете вывод. Открывается запись на доске (слайд4) - Что общего в словах-примерах? (Сочетание с Ц) - Давайте попробуем разделить слова на группы по этому признаку. Деление на группы по обозначению [ы] буквами. (Слайд 5) - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И: 1) в словах на –ция: лекция, секция, революция, документация (примеры приводятся устно); 2) в корнях слов (цирк, циркуль). Случаи написания Ы после Ц: 1) в окончаниях слов (синицы, птицы) 2) в суффиксах –ЫН-: сестрицын, курицын. - А почему слово «цыплёнок» пишется через Ы. Прочитаем в учебнике. (Цыплёнок – одно из тех слов, которое надо запомнить: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц) Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. - Ребята, правило, которое мы изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения. Правописание И-Ы после Ц. (Слайд 6) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Наблюдают за звуковым обозначением [ы] в словах, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют алгоритм правила. | Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. П: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. К: строят небольшие монологические высказывания. |
5.Первичное усвоение новых знаний. Цель: организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения | Распределительный диктант (по вариантам) | Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме. Затем самопроверка. Работа в группах. | Л.: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. П.: Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. |
6. Первичная проверка понимания Цель: организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу) | Безошибочный диктант (взаимопроверка). При первом чтении текста учителем ученики записывают только те слова, в правописании которых сомневаются. Устно объясняется каждое слово, затем записывается текст диктанта и сверяется с ключом на слайде (слайд 7) | Записывают слова, в которых сомневаются. Устно объясняют каждое слово, затем записывают текст диктанта, сверяют с ключом на слайде. | Р.: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. К.: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Первичное закрепление Цель: обеспечить включение нового знания в систему знаний. | Тест по теме «Правописание И-Ы после Ц» | Отвечают на вопросы теста. | П.: Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Р.: Оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки. К.: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8. Информация о домашнем задании Цель: организовать действия по обобщению изученного, нацелить на на работу творческого характера | Предлагает разноуровневые задания: 1.Написать рассказ на тему «В цирке», используя слова на данную орфограмму 2.Составить кроссворд со словами «Буквы И-Ы после Ц» 3.Выполнить упражнение из учебника (упр. 463) | Ориентируются в информации. Учитывая свои баллы по шкале критериев оценки КОЗ, выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя. | П.: применение новых знаний для решения учебных задач. Р.: извлечение и переработка информации. |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: помочь учащимся осознать результаты деятельности | Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей. | Анализируют деятельность по достижению цели. | К.: способность организовывать собственную деятельность. |
Приложение.
1. Мобилизующий этап
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Отгадай звук по «паспорту»: [?] – согласный глухой не парный, твердый. (Это [Ц] ).
- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, пока повторим изученное.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: Создать условия для совершенствования лексического запаса языка посредством повторения по теме «О, Ё после шипящих».
Игра «Корректор».
- Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.
Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.
Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.
Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.
Словарный диктант «По словам былых ошибок».
Ловкий, нарядить, вырезать, каникулы, фарфор, лесник, жюри, брошюра, парашютист, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, чёлка, шорох, чёрный, чёрт, шёлк.
Обменяться работами и выполнить взаимопроверку.
(ключ на слайде).
3. Этап к мотивации учебной деятельности.
Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
- Цыпленок не знал, а вы знаете?
(Цимбалы – музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя , ударяют молоточками.)
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности.
Запись на слайде:
Станция
Огурцы
Пальцы
Циркуль
Синицын
Цыпленок
Цифра
Деление на группы по обозначению [ы] буквами.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
Пальцы [Ы] цифры [Ы] цыпленок
огурцы циркуль [Ы] (исключение)
Синицын станция
Ы И Ы
Алгоритм. Правописание Ы-И после Ц
5.Первичное усвоение новых знаний.
Цель: организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения.
Распределительный диктант (по вариантам):
Распределите слова по двум вариантам.
(1в. – ЦЫ; 2в. – ЦИ)
Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, полиция.
6. Первичная проверка понимания
Цель: организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу).
Безошибочный диктант (взаимопроверка):
Предприятие нашего города выпускают разнообразную продукцию. В заводских цехах надо соблюдать дисциплину.
7. Первичное закрепление.
Цель: обеспечить включение нового знания в систему знаний.
Тест по теме «Правописание И-Ы после Ц»:
- Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква И.
А) Ц..рковой, ц..ферблат, ц..кнуть.
Б) Ц..тата, дисц..плина, полиц..я.
2. Укажите слово (подчеркните), в котором допущена ошибка.
А) конституция
Б) на ципочках
В) нумерация
Г) циклон
3. Напишите слово.
Призыв на военную службу ______________________________
Номер, с которым выступают в цирке _______________________
Лекарство для прививок __________________________________
Основной закон государства _______________________________
Ключ: 1. Б); 2. Б) на цыпочках; 3. Мобилизация, цирковой, вакцина, конституция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Буквы Ы и И после Ц" ( 5 класс)
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора И-Ы в корнях после Ц, в суффиксах и окончаниях....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.
Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)
Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный и контролирующий материал по изучаемой теме....