Конспект урока русского языка в 6 классе «Три склонения имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Татьяна Алексеевна Трусова

Открытый урок проводился в 2017 году в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_v_6_kl.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

18.09.2019  Тема урока: Словосочетание

Класс: 6б

Предмет: русский язык

Тип урока: Повторение изученного в 5 классе

Цели урока:        -сформировать умение выполнять синтаксический разбор словосочетания

                    - отрабатывать навыки проверки слов с орфограммой

                    - развивать умение связной монологической речи

Задачи:

1.Образовательная -  закрепить знания о словосочетании; отрабатывать умение находить главное и зависимое слово, определять вид словосочетания;отрабатывать правило написания слов с орфограммой;учить аргументировать свою точку зрения.

2.Развивающая - развивать устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных     способностей учащихся;  развивать познавательные процессы  обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;умение работать в парах, самостоятельно;создать благожелательную творческую атмосферу.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной

познавательной деятельности учащихся, снятия      умственного и      физического

напряжения.

Планируемые результаты:

научатся находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, отличать словосочетание от слова и предложения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; анализировать  информацию, аргументировать свою позицию и координировать её с позицией одноклассников.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык 6 класс» М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.,  цветные листочки (красные, желтые, зеленые) для рефлексии.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

                  личностных результатов:

               - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

               - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

               - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

                       

                  метапредметных результатов:

    - делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

    - производить логические операции;

    - формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - слушать и понимать речь других;

  - определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

    - учиться работать по предложенному учителем плану;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

        предметных результатов:

    - анализировать устную речь;

    - определять главное и зависимое слово в словосочетании

    - подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной  орфограммы.

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!

- Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятия о словосочетании

1.Постановка учебной задачи. Организация наблюдения.

Ребята! Вчера в своем почтовом ящике нашла письмо. Адрес мой, но странно: обратного адреса нет. Внутри конверта был такой текст:

    «Уважаемая Татьяна Алексеевна, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку. Помогите, пожалуйста! У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!»

Первое мое желание -  помочь этому ученику. Но как же я смогу помочь, если я не знаю, кто автор этого письма. И тогда я решила провести урок для всех учеников 6 "б" класса. Я же не могу оставить без внимания крик души ученика, который очень хочет стать грамотным человеком. Думаю, что вы согласитесь мне в этом помочь.

а) Вот некоторые слова из  письменного задания:

Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.

Прочитайте написанные на слайде слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.

Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили? - 1 ученик у доски

(Первая пара слов – посадить – в теплице.Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).

Какие слова еще можно объединить?

(Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)

Назовите третью пару слов.

(Поражать всегда. В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).

б) Формулирование учащимися темы и цели урока.

Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.

– Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – “Словосочетание”.

Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.

Отталкиваясь от темы урока и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока.

Запись на доске и в тетрадях:

Цель:

Повторить все о словосочетании.

Развивать умение отличать словосочетание от  слова и предложения.

III. Первичное закрепление.

1. Запись на слайде:

1) Маленький р..сток, ..
2) Пахнет ар..матно,..
3) Прил..гать усилия,..

Справка: предл..жить решение, выглядит вел..колепно, красивое р..стение.

Внимательно прочтите данную запись и сформулируйте к ней свое задание.

– Продолжите ряды словосочетаний, используя слова для справок.

– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?

(Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам).

– Какие словосочетания надо включить в первый ряд? - 1 ученик работает у доски

(Маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: “прил.+ сущ.”. Второй признак – одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова:

-раст-, -ращ-, -рос-.

Второй и третий ряд учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ: пахнет ароматно, выглядит великолепно – второй ряд.

Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.

– Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.

прилагать, предложить

2. Работа в группах.

На листах записаны слова, сформулируйте задание.

Слова нужно преобразовать в словосочетания. Согласовать  в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

1 группа.

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

2 группа.

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

3 группа.

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

4 группа

Зеленого (росток)

автор (рассказ)

черная (кофе)

проситься на (родина)

золотым (амулет)

5 группа

с невероятной( скорость)

человек (создавать)

жителями (местности)

жизнь на (льдина)

произносите (правильно)

6 группа

читаю без (лампады)

в моей (комната)

перед (закат)

с каждым (днем)

свет (лампа)

Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Повторение теории.

1.Беседа.

– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?

– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?

– Как связывается зависимое слово с главным?

– С помощью чего устанавливается смысловая связь?

– С помощью чего выражается грамматическая связь?

-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.

- Чтение лингвистического текста о словосочетании

4. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы познакомимся с новым словом из орфографического словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий.

Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объяснение значения последнего словосочетания).

А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.

– Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав “ сущ.+прил.”

– Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.

(Ле-ген-да)

– Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?

Ответы учащихся:

Легенда–устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся как достоверные.  Например, "Солдат и смерть".

Слово учителя:

– У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь словолегенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.

Расскажите о правописании слова легенда.

(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.

– Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.

I. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.

– Найдите словосочетание в первой легенде. (По мере их называния ученик записывает их на доске).

II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.

– Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний.

О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.

У детей на столах тексты.

Славяне создали свою (“прил.+сущ.”) о ландыше.

Водяная царевна Волхова (“гл.+сущ.”).

На свою беду она (“гл.+сущ.”) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (“сущ.+сущ.”), но не нашла его на берегу. (“нар.+гл.”) Волхова, (“сущ.+гл.”) среди трав, превратившись в (“прил.+сущ”) с изумительным ароматом.

Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.

– Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.

Ребята записывают текст, восстанавливаю пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав. Можете вставить свои подходящие по смыслу слова. Тогда у вас получится своя легенда.

- Пока выполняете это задание, один ученик работает у интерактивной доски. Составляет лингвистический рассказ по теме.

Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему? (Слезы упали– это грамматическая основа).

– Какое название наиболее точно отражает содержание текста – Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание).

О ландыше есть замечательное стихотворение С.Я.Маршака. Давайте его прочитаем выразительно. Назовите словосочетания,  которые называют цветок ландыша. Какие выразительные средства языка есть в стихотворении?

колокольчики весны,  горький цветок,  ниточки жемчужины

IV.Домашнее задание

Ребята, вы тоже умеете описывать природные явления, например, радугу,  выделите словосочетания, обозначьте главное и зависимое слово

V. Рефлексия.

– Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке? (Речь шла о словосочетании)

– Расскажите все, что вы узнали о словосочетании на уроке?

(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.

Как вы думаете, смогли мы сегодня ученику объяснить тему?

-Сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке.

За окном осень. Русские поэты  восхищались красотой этого времени года. "Унылая пора! очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса..."- писал Пушкин. Ему вторил И. Бунин: " Лес точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный..."

Я вам предлагаю украсить символическое дерево осени. У каждого на столе есть листочки разного цвета. Вам нужно повесить эти листочки на дерево:

Красноватый  лист - Я умею определять главное и зависимое слово в словосочетании, определять вид словосочетания


ЖЁЛТЫЙ лист  – Я умею, но пока с трудом нахожу главное и зависимое слово в словосочетании

Зеленый лист – Я сегодня не смог , но завтра научусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Склонение имен существительных».

Урок русского языка в 4 классеТема:  «Склонение имен существительных». Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение....

Презентация по русском языку 5 кл "Три склонения имен существительных"

Презентация для урока русского языка в 5 классе....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" 5 класс

Презентация к уроку  по русскому языку  в 5 классе. Тема"Три склонения имен существительных"...