Конспект урока русского языка в 6 классе «Три склонения имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок проводился в 2017 году в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_v_6_kl.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
18.09.2019 Тема урока: Словосочетание
Класс: 6б
Предмет: русский язык
Тип урока: Повторение изученного в 5 классе
Цели урока: -сформировать умение выполнять синтаксический разбор словосочетания
- отрабатывать навыки проверки слов с орфограммой
- развивать умение связной монологической речи
Задачи:
1.Образовательная - закрепить знания о словосочетании; отрабатывать умение находить главное и зависимое слово, определять вид словосочетания;отрабатывать правило написания слов с орфограммой;учить аргументировать свою точку зрения.
2.Развивающая - развивать устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;умение работать в парах, самостоятельно;создать благожелательную творческую атмосферу.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной
познавательной деятельности учащихся, снятия умственного и физического
напряжения.
Планируемые результаты:
научатся находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, отличать словосочетание от слова и предложения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать её с позицией одноклассников.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык 6 класс» М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др., цветные листочки (красные, желтые, зеленые) для рефлексии.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;
метапредметных результатов:
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- производить логические операции;
- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- слушать и понимать речь других;
- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
предметных результатов:
- анализировать устную речь;
- определять главное и зависимое слово в словосочетании
- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
- Откройте тетради, запишите число, Классная работа.
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятия о словосочетании
1.Постановка учебной задачи. Организация наблюдения.
Ребята! Вчера в своем почтовом ящике нашла письмо. Адрес мой, но странно: обратного адреса нет. Внутри конверта был такой текст:
«Уважаемая Татьяна Алексеевна, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку. Помогите, пожалуйста! У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!»
Первое мое желание - помочь этому ученику. Но как же я смогу помочь, если я не знаю, кто автор этого письма. И тогда я решила провести урок для всех учеников 6 "б" класса. Я же не могу оставить без внимания крик души ученика, который очень хочет стать грамотным человеком. Думаю, что вы согласитесь мне в этом помочь.
а) Вот некоторые слова из письменного задания:
Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.
– Прочитайте написанные на слайде слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.
– Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили? - 1 ученик у доски
(Первая пара слов – посадить – в теплице.Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).
– Какие слова еще можно объединить?
(Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)
– Назовите третью пару слов.
(Поражать всегда. В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).
б) Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.
– Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – “Словосочетание”.
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.
– Отталкиваясь от темы урока и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока.
Запись на доске и в тетрадях:
Цель:
Повторить все о словосочетании.
Развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.
III. Первичное закрепление.
1. Запись на слайде:
1) Маленький р..сток, ..
2) Пахнет ар..матно,..
3) Прил..гать усилия,..
Справка: предл..жить решение, выглядит вел..колепно, красивое р..стение.
– Внимательно прочтите данную запись и сформулируйте к ней свое задание.
– Продолжите ряды словосочетаний, используя слова для справок.
– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
(Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам).
– Какие словосочетания надо включить в первый ряд? - 1 ученик работает у доски
(Маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: “прил.+ сущ.”. Второй признак – одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова:
-раст-, -ращ-, -рос-.
Второй и третий ряд учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ: пахнет ароматно, выглядит великолепно – второй ряд.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
– Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.
прилагать, предложить
2. Работа в группах.
На листах записаны слова, сформулируйте задание.
Слова нужно преобразовать в словосочетания. Согласовать в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
1 группа.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
2 группа.
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
3 группа.
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
4 группа
Зеленого (росток)
автор (рассказ)
черная (кофе)
проситься на (родина)
золотым (амулет)
5 группа
с невероятной( скорость)
человек (создавать)
жителями (местности)
жизнь на (льдина)
произносите (правильно)
6 группа
читаю без (лампады)
в моей (комната)
перед (закат)
с каждым (днем)
свет (лампа)
– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
3. Повторение теории.
1.Беседа.
– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?
– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
– Как связывается зависимое слово с главным?
– С помощью чего устанавливается смысловая связь?
– С помощью чего выражается грамматическая связь?
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
- Чтение лингвистического текста о словосочетании
4. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Словарно-орфографическая работа.
– Сегодня мы познакомимся с новым словом из орфографического словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий.
Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объяснение значения последнего словосочетания).
– А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
– Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав “ сущ.+прил.”
– Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.
(Ле-ген-да)
– Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?
Ответы учащихся:
Легенда–устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся как достоверные. Например, "Солдат и смерть".
Слово учителя:
– У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь словолегенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.
– Расскажите о правописании слова легенда.
(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.
– Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.
I. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
– Найдите словосочетание в первой легенде. (По мере их называния ученик записывает их на доске).
II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
– Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний.
– О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
У детей на столах тексты.
Славяне создали свою (“прил.+сущ.”) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (“гл.+сущ.”).
На свою беду она (“гл.+сущ.”) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (“сущ.+сущ.”), но не нашла его на берегу. (“нар.+гл.”) Волхова, (“сущ.+гл.”) среди трав, превратившись в (“прил.+сущ”) с изумительным ароматом.
Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.
– Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.
Ребята записывают текст, восстанавливаю пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав. Можете вставить свои подходящие по смыслу слова. Тогда у вас получится своя легенда.
- Пока выполняете это задание, один ученик работает у интерактивной доски. Составляет лингвистический рассказ по теме.
– Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему? (Слезы упали– это грамматическая основа).
– Какое название наиболее точно отражает содержание текста – Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание).
О ландыше есть замечательное стихотворение С.Я.Маршака. Давайте его прочитаем выразительно. Назовите словосочетания, которые называют цветок ландыша. Какие выразительные средства языка есть в стихотворении?
колокольчики весны, горький цветок, ниточки жемчужины
IV.Домашнее задание
Ребята, вы тоже умеете описывать природные явления, например, радугу, выделите словосочетания, обозначьте главное и зависимое слово
V. Рефлексия.
– Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке? (Речь шла о словосочетании)
– Расскажите все, что вы узнали о словосочетании на уроке?
(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
Как вы думаете, смогли мы сегодня ученику объяснить тему?
-Сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке.
За окном осень. Русские поэты восхищались красотой этого времени года. "Унылая пора! очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса..."- писал Пушкин. Ему вторил И. Бунин: " Лес точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный..."
Я вам предлагаю украсить символическое дерево осени. У каждого на столе есть листочки разного цвета. Вам нужно повесить эти листочки на дерево:
Красноватый лист - Я умею определять главное и зависимое слово в словосочетании, определять вид словосочетания
ЖЁЛТЫЙ лист – Я умею, но пока с трудом нахожу главное и зависимое слово в словосочетании
Зеленый лист – Я сегодня не смог , но завтра научусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 5 классе "Первое склонение имен существительных в единственном числе"
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Третье склонение имен существительных" в 5 классе
Констпект урока....
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Склонение имен существительных».
Урок русского языка в 4 классеТема: «Склонение имен существительных». Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Три склонения имен существительных" 9 класс.
Конспект урока"Три склонения имен существительных" 9 класс....
Презентация по русском языку 5 кл "Три склонения имен существительных"
Презентация для урока русского языка в 5 классе....
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" 5 класс
Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе. Тема"Три склонения имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы....