Урок русского языка в 5 классе "Диалог"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: Формирование умения вести диалог, совершенствование коммуникативных способностей учащихся.
Задачи:
Предметные: формирование первичного представления о диалоге, совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи.
Метапредметные: совершенствование умения владеть различными видами диалога, правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения с помощью диалога.
Личностные: способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.
Авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.
Ход урока
1 .Мотивационный этап (Проблемная ситуация)
1.Приветствие.
2. Инсценирование
Учитель просит двух учениц поговорить об уроке русского языка, а сам выступает в роли автора (портит разговор).
Говорит учитель: «Здравствуйте! Садитесь».
Мы не садимся, а сразу выходим к доске
- Привет, Ксюша!
- Привет.
- А что у нас сейчас будет? Почему так много народу?
- Как это что! Открытый урок русского языка.
- Что это значит, открытый?
- А это значит, что кроме нас с учителем могут быть наши мамы и папы, братья и сестры, дяди и тети, а также и другие учителя.
- Теперь понятно. Тогда пойдем готовиться.
- Пойдем.
- Кто в этом разговоре был лишним? (Автор).
- Автор не всегда нужен. Для этого существует ещё одна форма передачи чужой речи – диалог.
2. Объяснение новой темы
- Цель:
- Сегодня нам нужно будет
- - вспомнить все, что мы знаем о прямой речи;
- - узнать:
- 1)Что такое диалог?
- 2)Из каких частей он состоит?
- 3)Где он встречается в речи?
- - научиться оформлять диалог на письме.
Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.
- Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.
- Ребята, предлагаю обратить внимание на листочек на ваших на столах. На нем записан один из разговоров друзей.
Кто-нибудь догадался, из какого произведения взят этот отрывок? Виктор Драгунский «Он живой и светится»
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.
- Удобно ли читать такой текст?
-Как быть?
Попробуем оформить разговор ребят, пользуясь правилами расстановки знаков препинания при прямой речи.
3. Повторение изученного о прямой речи
(регул: демонстрируют навыки работы с прямой речью; познават: повторение сведений о прямой речи; коммун: вступают в беседу, отвечая на вопросы)
- Давайте сначала вспомним, как оформляется прямая речь?
- Вспомнили, как оформляется прямая речь. Предлагаю в парах оформить разговор ребят как прямую речь. Подсказка на доске.
- Сколько предложений с прямой речью у вас получилось? ( 4) Давайте проверим, как оформили.
- У кого нет ни одной ошибки? У кого 1-2?
-Легко ли воспринимать такую беседу? Почему?
-Что делать?
4. Изучение нового материала
(регул: осуществляют самоконтроль; познав: умение анализировать, доказывать; коммун: осмысленно читают, извлекая нужную информацию)
- На помощь нам материал, который я приготовила.
- Ваша задача прочитать материал и ставить маркировку, с помощью специальных знаков.
- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
- Что оказалось новым?
- Какие возникли вопросы?
- Что вызвало сомнение?
- Закрепление. Ответы на вопросы к “Информационному тексту”
- Что такое диалог?
- Как пишется каждая реплика диалога?
- Как пишется речь героев в диалоге? А как слова автора?
- Могут ли диалог и прямая речь быть в тексте одновременно?
- Для какого стиля речи характерен диалог?
А теперь, оформите разговор ребят в форме диалога ( в тетради), начиная каждую новую фразу с новой строки и ставя перед ней тире.
-Проверим.
- Удобно ли читать? Понятно ли, кому принадлежат слова?
-Итак, самый удобный способ оформления беседы – это диалог.
6. Инсценирование отрывков из рассказа.
Попробуем составить диалоги, пользуясь готовыми репликами героев рассказа. Каждой группе я предлагаю разные наборы реплик. Ваша задача – прочитать их, расположить в удачной, с вашей точки зрения, последовательности и подготовить выразительное чтение диалогов. Распределите роли, кто читает за автора, кто за героев. Пронумеруйте реплики.
Группа 1.
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.
Группа 2.
А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
– На светлячка! – ответил я.
Группа 3.
Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
Я говорю:
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом.
Группа 4.
А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?
Группа 5.
Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Выступление представителей групп.
– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?
Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их должна быть продумана.
– Как записывается диалог?
Физкультминутка «Диалог».
-Как живёшь?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
- Как идёшь?
- Вот так! (маршируют).
- Ночью спишь?
- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
- Как плывёшь?
- Вот так! (руками разводят)
- Как шалишь?
- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
- Как грозишь?
- Вот так! (пальцем указательным машут)
- Как садишься?
- Вот так! (Садятся)
7. Работа с терминами «диалог» и «монолог».
- А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях.
Диалог диа – два
логос – говорить (греч.)
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
- Кроме диалогической речи есть и монологическая речь.
Монолог моно – один
логос – говорить (греч.)
- Монолог – это речь одного лица.
Реплика – это речь каждого лица
8. Определите, в каком отрывке из мультфильма диалог, а в каком монолог)
9.Работа с учебником.
Упражнение 253
К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью.
Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире.
10. Наблюдение над языком.
- Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.
Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).
-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»
Серёжа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина?- спросил я.
-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
Вывод.
- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).
11. Дополнительные задания. Устное наблюдение.
Задания выполняются по вариантам.
1.Упр.253 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова.
2.Упр.255 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений).
12. Рефлексия
А сейчас ребята, я попрошу вас заполнить еще одну карточку, которая поможет мне сориентироваться в дальнейшей с вами работой. Заполните ее и отдайте мне.
1. Сегодня на уроке я
а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.
2. Сегодня на уроке
а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.
3. Сегодня на уроке я
а) очень хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было очень трудно.
4. Знания, полученные сегодня,
а) мне очень нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.
Домашнее задание вы можете выбрать сами: Это или упр. 254 или выписать небольшой диалог из учебника по литературе.
Диалог.
Информационный текст.
„ ! " - Я это знал.
„ + " — новое для меня.
„ - " - вызывает у меня сомнение.
„ ? " - вопрос.
- .Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
- Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.
- Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.
- Каждая реплика пишется с новой строки.
- Перед каждой репликой ставится тире.
-Р!
-Р?
-Р.
6. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.
7. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.
8. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места.
1. А:
-Р.
2. - Р, - а.
3.-Р! -а.
4. - Р? - а.
9. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.
10.Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновременно.
В будний день и выходной
Раздается за стеной:
- Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
- Алексей, отца уважь!
А в ответ одно и то же:
«Что ты мне за это дашь?»
(А. Барто).
10. Диалог характерен для разговорного стиля
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок. |
Группа 1.
И он протянул мне коробочку от спичек.
Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.
Группа 2.
А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
– На светлячка! – ответил я.
Группа 3.
Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
Я говорю:
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом.
Группа 4.
А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?
Группа 5.
Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...