Урок русского языка: «Лексическое значение слова».
план-конспект урока по русскому языку
Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
- сформировать способность определять ЛЗ слова;
- развивать умение работать с толковым словарём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos2.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Подготовил Кузнецов В. В.
Тема урока: «Лексическое значение слова».
Класс: 5
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
- сформировать способность определять ЛЗ слова;
- развивать умение работать с толковым словарём.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л). Целеполагание (П). Планирование учебного сотрудничества (К). |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех». - Распределите слова высказывания по группам. - Оцените работу соседа по парте. - По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех). - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания в виде схемы. - Обсудите результат в группе по 4 человека. - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? - Что объединяет слова, записанные на доске? Какой есть термин для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? | Распределяют слова и осуществляют самопроверку. Дают ответ. Выделяют признак. Составляют схему. Работают в группе по заданию. Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф). Формулируют тему урока («Лексическое значение слова»). Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова). Научиться определять ЛЗ слова. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П). Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения | ||
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. - Какое слово получилось? - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? - Почему же? - Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ? - Что такое ЛЗ слова? - Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке. - Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы. - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод. Предоставляет слово каждой группе. - Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? - Оцените свою работу? - Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Обращаемся к выставке толковых словарей. Чтение стихотворения И.Токмаковой. - Сделайте вывод (-Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) | Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. Лексика. Словарный состав языка. Много. Нельзя сказать. Какие-то слова появляются, какие-то исчезают. Приводят примеры слов. Лексикология, лексикон, лексикография. Проговаривают ЛЗ терминов. - Что обозначает слово? Работа в группах по 4 человека. Анализ работ и вывод внутри группы. Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно. Оценивают при помощи смайликов. Индивидуальная работа. Не знаю значения слова… Обратиться к толковому словарю. Слушают. Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ). | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К). |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
- Проверьте по словам для справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? - Что для вас эта победа? Игра «Угадай-ка» - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. | Выполняют задание в парах. Проверяют и оценивают. Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы. Краткий ответ. Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Оценивают свою работу. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Оценивание усваиваемого содержания (Л). Контроль, коррекция, оценка (Р). |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследованию какой темы мы посвятили урок? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? - Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся). | Дают ответы на вопросы. Не забыть о девизе урока и толковом словаре. Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К). |
Приложение к уроку
Приложение к уроку
- Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
- Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
1) | л | е | к | с | и | к | о | л | о | г | и | я | ||
2) | ф | о | н | е | т | и | к | а | ||||||
3) | г | р | а | ф | и | к | а | |||||||
4) | л | е | к | с | и | к | о | н | ||||||
5) | о | р | ф | о | г | р | а | ф | и | я | ||||
6) | с | и | н | т | а | к | с | и | с | |||||
7) | л | е | к | с | и | к | о | г | р | а | ф | и | я |
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
Приложение к уроку
- Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
- Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
1) | л | е | к | с | и | к | о | л | о | г | и | я | ||
2) | ф | о | н | е | т | и | к | а | ||||||
3) | г | р | а | ф | и | к | а | |||||||
4) | л | е | к | с | и | к | о | н | ||||||
5) | о | р | ф | о | г | р | а | ф | и | я | ||||
6) | с | и | н | т | а | к | с | и | с | |||||
7) | л | е | к | с | и | к | о | г | р | а | ф | и | я |
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...
Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...
Урок по теме "Лексическое значение слова"
Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 5 классе по ФГОС и представляет собой сценарий одного из первых уроков по теме «Лексика...
Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"
Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...
Урок: "Способы объяснения лексического значения слова"
Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ "СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"....
Урок в 5 классе по русскому языку "Лексическое значение слова"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова" в рамках ФГОС. Урок изучения нового материала...