районные образовательные чтения
статья по русскому языку (5 класс)
районные образовательные чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по русскому языку
в 6 классе МКОУ Аксенихинская СОШ
на тему «Род несклоняемых имен существительных »
Разработал: Горовая Е.А.
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика
преподавания в образовательной организации»
Проверил: Смирнова Т.Н.
с.Аксениха 2016
Тема урока: Род несклоняемых имен существительных.
Дата проведении: 01.декабря 2016г.
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология урока: Традиционная
Цель урока:
познакомить обучающихся с грамматическими особенностями определения рода несклоняемых имён существительных; учить определять род несклоняемых существительных; развивать навыки грамотной речи.
Задачи:
1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род несклоняемых имён существительных. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род несклоняемых имён существительных».
Планируемые образовательные результаты:
1.Предметные
В результате занятия учащиеся смогут:
– определять род несклоняемых имён существительных;
– употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах;
– соблюдать орфоэпические и морфологические нормы употребления несклоняемых имён существительных в речи.
- Метапредметные
В результате занятия учащиеся смогут:
– сформулировать цель своей учебной деятельности и оценить её результативность;
– осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;
– формулировать и аргументировать собственное мнение, используя адекватные языковые средства;
– продолжить развитие умения работать с разными источниками информации, в том числе и ЭОР;
– продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
3. Личностные
В результате занятия учащиеся смогут поддержать личностный познавательный интерес к предмету.
Основные термины, понятия.
Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных.
Оборудование:
Учебник – «Русский язык. 6 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.,
мультимедийная презентация,
рабочие листы,
географическая карта черноморского побережья,
ЭОР.
План урока
- Орг.момент
- Проверка домашнего задания.
- Мотивация. Индивидуальная работа.
- Целеполагание.
- Объяснение нового материала.
- Первичное закрепление материала.
- Физминутка.
- Работа над орфоэпическими и морфологическими нормами языка.
- Применение полученных знаний в новой ситуации.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Этапы урока | время | Основное содержание урока. Деятельность учителя. | Основные виды деятельности учащихся | |
1. Орг. момент | 3мин. | Прослушивание песни из «Радионяни» Учитель - Почему Вы улыбаетесь? Что-то не так? Ученик - Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Слайд №2 Учитель - Как называются такие слова? Ученик -Эти слова несклоняемые, они во всех падежах пишутся и произносятся одинаково. | Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. | |
2 Проверка домашнего задания | 3мин. | Проверка домашнего задания Как бы подписали свои тетради ученики: Мария Левченко, Елена Гингзбург, Лев Гингзбург, Анна Сухово, Андрей Сухово, Раиса Милых, Петр Милых? Самопроверка упражнения 269 Тетрадь Левченко Марии Тетрадь Левченко Александра Тетрадь Гингзбург Елены Тетрадь Гингзбурга Льва Тетрадь Сухово Анны Тетрадь Сухово Андрея Тетрадь Милых Раисы Тетрадь Милых Петра Слайд №3 | Самоконтроль и коррекция. | |
3 Мотивация (создание проблемной ситуации) Индивидуальная работа | 5мин. | Мотивация (создание проблемной ситуации) Индивидуальная работа
Распределите слова в две колонки: склоняемые и несклоняемые имена существительные. Работа в парах 2. Словарная работа. Определите лексическое значение несклоняемых слов: суфле, жюри, шоссе, мадам, кенгуру, шимпанзе, пальто, ателье. Самостоятельная работа 3. РР Составьте словосочетание прилагательное + несклоняемое существительное. - Какое затруднение у Вас возникло? (Сложно написать правильно окончание имени прилагательного, согласованного с несклоняемым именем существительным) - Почему? (Учащиеся делают вывод: чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно знать род несклоняемого имени существительного) - О чём же мы должны сегодня поговорить на уроке? «Род несклоняемых имён существительных» – тема нашего урока. (Тема урока записывается в рабочие листы и на доске) | Анализ языкового материала. Анализ иллюстративного материала Построение умозаключений на основе анализа языкового материала. Формулирование темы урока. | |
4 Целеполагание | 2мин. | -Как бы Вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Учащиеся говорят о том, что они должны узнать о роде несклоняемых имён существительных, научиться определять их род и правильно употреблять несклоняемые существительные в речи) Слайд №5 | Формулирование целей своей учебной деятельности. | |
5 Объяснение нового материала | 10мин. | Рассказ учителя о родах несклоняемых имен существительных. -Что нового Вы узнали о несклоняемых именах существительных ? (У этих слов нет окончаний) В результате учащиеся повторяют информацию о несклоняемых именах существительных, сопоставляют информацию из рассказа учителя и учебника, а также определяют особенности несклоняемых имён существительных) Слайд №6 - Какие слова являются исключениями? -Что поможет определить род несклоняемых существительных? Слайд №7 3. Прочитайте теоретическую часть учебника? Что нового вы узнали из учебника? (Как определить род сложносокращённых слов) | Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений. Сопоставление разных источников информации. Самостоятельная работа с теорией учебника. | |
6 Первичное закрепление материала | 5мин. | Упражнение 272 (выборочно) Записать те слова, которые на уроке еще не упоминались. 1 группа: депо, какао, реле, пианино 2 группа: эскимо, фойе, колибри, домино 3 группа: тире, такси, шасси, алиби Дополнительное задание для тех, кто выполнит основное задание быстрее. Определить лексическое значение слов: реле – 1 группа, фойе – 2 группа, шасси – 3 группа. Слайд №8 | Развитие и совершенствование мыслительных операций анализа языкового материала, развитие умения выбирать нужную информацию. Работа со словарём. | |
7 Физкультминутка | 2мин. | Ребята, а сейчас мы немного отдохнём. Встанем, представим, что мы тихонечко выходим из класса и попадаем в фойе, где стоит пианино. А теперь «сыграем» на нем, потрясите ручками. Весёлая музыка взбодрила нас, вернёмся на свои места и продолжим работу. Слайд №9 | Простые физические упражнения для снятия общего утомления. | |
8 Работа над орфоэпическими и морфологическими нормами языка | 3мин. | 1. Изучите орфоэпические нормы на стр. 143 (слова в рамках) - С чем связано двоякое употребление рода несклоняемых существительных? | Анализ языкового материала с точки зрения его нормативности, формирование орфоэпического и морфологического навыков при употреблении несклоняемых имён существительных в речи. | |
9 Применение полученных знаний в новой ситуации | 5мин. | 1. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Упражнение 273 (Учащиеся сверяют свою работу с образцом, исправляют ошибки и оценивают свою работу: 5 – нет ошибок, 4 – 1 ошибка, 3 – 2 ошибки. | Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция. | |
2. Развитие речи учащихся. Работа в группе Упражнение 274. Составить предложения, используя названия курортов: 1 группа – Анапа, Геленжик; 2 группа – Туапсе, Дагомыс; 3 группа – Хоста, Лоо. Об их расположении справьтесь по географической карте черноморского побережья. Слайд№10 | Создание текстов определённого типа, отбор языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей. Использование межпредметных связей (география и русский язык). | |||
10 Рефлексия | 5мин. | - Вспомните, какие цели мы сегодня ставили на уроке. - Что нового мы узнали? - Чему научились? - Какие были трудности? - Над чем ещё нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших рабочих листах и поставьте восклицательный знак рядом с теми упражнениями, которые вызвали затруднение. Слайд №11 | Анализ собственной учебной деятельности. | |
11 Домашнее задание | 2мин. | Параграф 48 Упражнения 275 или 276 |
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия, имя _______________________________________________________
Дата________________________________________________________________
Тема________________________________________________________________
№ | Задание | Рабочее поле |
1 | Составьте словосочетание прилагательное + несклоняемое имя существительное | суфле |
жюри | ||
шоссе | ||
мадам | ||
кенгуру | ||
шимпанзе | ||
пальто | ||
ателье | ||
2 | Сформулируйте цели урока | Я должен узнать |
Я должен научиться | ||
3 | Выполните задание упражнения 272 (выборочно) | |
4 | Упражнение 273. Определите род выделенных слов. Допишите пропущенные окончания | Бурн.. Алазани впадает в Куру. |
Древн.. Тбилиси – Столица Грузи... | ||
Пресноводн.. Онтарио – одн.. из крупнейших озер Америки. | ||
Полноводн.. Конго течет среди тропических лесов. | ||
Суров.. и благодатн.. Гоби раскинул..сь в Монголии. | ||
5 | Упражнение 274. Составьте предложения, используя названия курортов. | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как-то рано по утру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее я и ты Без кашна и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура Ходит бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафю зашёл, Занял там свободный стол. И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян, Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино, Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать, Будут польта выдавать.
Тетрадь для работ по русскому языку ученицы(ка) 6 класса Левченко Марии Левченко Александра Гингзбург Елены Гингзбурга Льва Сухово Анны Сухово Андрея Милых Раисы Милых Петра
1. Назовите лексические значения слов из левой колонки. 2. Составьте словосочетание прилагательное + неизменяемое существительное. 3. Какое затруднение у Вас возникло? Кенгуру, облако, жюри, бревно, ателье, фонтан, пальто, окно, шоссе, звено, мадам, перо, шимпанзе, суфле
Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных» Цель урока: узнать, как определять род несклоняемых существительных и научиться употреблять их в устной и письменной речи
1. Что нового Вы узнали о несклоняемых существительных? Поговорим об услышанном
Как определить род несклоняемых имён существительных 1. Большинство несклоняемых имён существительных среднего рода. 2. Одушевленные имена существительные, обозначающие животных, птиц, людей, бывают мужского и женского рода. 3. Географические названия определяются по родовому понятию. 4. Если есть сомнения в определении рода несклоняемых имён существительных, то необходимо обратиться к словарю. Запомните: конечные гласные несклоняемых имён существительных – гласные корня.
Определите род несклоняемых существительных и подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные. Составленные словосочетания запишите 1 группа Депо Какао Реле Пианино 2 группа Эскимо Фойе Колибри Домино 3 группа Тире Такси Шасси Алиби Определите лексическое значение выделенного слова
Физкультминутка http://www.youtube.com/watch?v=hBB5Y8-i3is
Карта черноморского побережья
На уроке мы узнали: особенности несклоняемых имён существительных; научились: определять род и падеж несклоняемых имён существительных; правильно употреблять их в речи. Домашнее задание Параграф 48; Упражнения 275 (базовый уровень) или 276 (продвинутый уровень).
Предварительный просмотр:
Горовая Евгения Александровна
учитель русского языка и литература
МКОУ Аксенихинская ООШ
Роль Соловецкого монастыря в российской истории.
Проблема духовно-нравственного и культурного воспитания и просвещения молодежи всегда была актуальна. В былые времена с малых лет детей приучали к культуре, религии. Девочек обучали традиционным рукоделиям, мальчиков – полевому труду и военным искусствам. Помимо всего этого, народ находил время для привития детям и молодежи религиозного воспитания. Все ходили в церковь, молили Бога о хорошем урожае, о здоровье близких, о мире во всем мире.
На фоне религиозности, суеверия русского народа складывалась индивидуальность русской национальной культуры, память о которой дошла до нас от наших предков.
Если спросить у иностранца: "Чем отличается русская культура от других?" То тот ответит: "Душой и матрешками!"
Действительно, большой особенностью русского народа является "русская душа". Общительность, милосердие прививались детям с рождения. Если трудиться - то всей улицей, если праздники отмечать - то большой и веселой компанией.
Даже сама манера работы русского человека, несомненно, имела отличительные черты. Среди них особо выделялся боевой настрой: задорные песни, коллективность, подбадривание друг друга шутками –прибаутками. Рука об руку с мужчинами в нелёгком труду (например, вспашки земель вручную) становились их жены с малыми детьми. Казалось, что не будет конца силам трудящихся.
Именно благодаря такому качеству, как взаимовыручка, русский народ сумел устоять на ногах в войне с фашистской Германией. Сколько стран пало на пути Гитлера в Россию, не выдержав натиска агрессора, но русский дух превзошел ужас и жестокость войны.
Но мало того, что бесконечные атаки врагов сбивали свободное дыхание мирных жителей, но к тому же начавшиеся репрессии внутри страны выкашивали ряды политиков, творческих людей, да и простых трудяг. Многих приговаривали к расстрелу, но не меньше было тех, кого отправляли в ссылки, из которых не всем удавалась вернуться. Одним из таких мест для ссылок были Соловки, которые сейчас считаются одним из памятнейших мест русской культуры, святыней православия России.
Соловки завлекают своей мистической землей, так как были основаны еще в XV веке. Соловки вобрали в себя группу из 6 островов, которые расположились у входа Онежской губы в Белом море (Архангельская область). Среди этой группы островов выделяется самый крупный – Соловецкий (более 240 кв. км).
Издавна здесь были построены лабиринты. Когда-то в этом монастыре были войска, которые защищали от атаки врагов. Помещение также служило местом ссылок. Главной знаменитостью и религиозно-культурным средоточием считается Соловецкий ставропигиальный мужской скит, или же просто — Соловецкий монастырь. Возник в 1420—1430-х годах. С XVI и до начала XX века монастырь считался одной из самых «знаменитых» политических и церковных тюрем в России. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (СЛОН).
Соловецкий монастырь поистине стал непреступной крепостью. После церковной реформы патриарха Никона, Соловецкий монастырь внутри которого находились староверы, целых восемь лет держал оборону от правительственных войск.
В середине 19 века, Российская Империя участвовала в Крымской войне. На Соловецких островах тогда пытался высадиться английский десант. Но Соловецкий монастырь, несмотря на скудное число обороняющихся монахов, и скудное оружие – выдержал. В итоге английские корабли ушли от стен Соловецкого монастыря не соли похлебавши.
Ни при одном монастыре не сохранилось такого большого количества культовых, промысловых, производственных и складских зданий, как при Соловецком. Знакомство с ним помогает лучше узнать малоизвестные страницы отечественного зодчества, составить представление о труде, быте и художественном творчестве людей на северных окраинах государства.
Соловецкая культура проникнута той общей высокой целью, которая веками воспитывалась в народе, Она свидетельствует о трудолюбии людей, о верности христианским добродетелям, любви к Отечеству. В глазах многих людей монастырь был местом поклонения, выступал как идеальный духовный и хозяйственный организатор.
Чтобы поистине прочувствовать духовность и святость этого места, нужно провести здесь как минимум неделю. И обязательно посетить Ботанический сад. Здесь сохранились растения, высаженные монахами в 1870—1920 годах, а также посадки заключённых Соловецкого лагеря.
Соловки – такое место, которое позволяет быть уединенным, отдаленным от суеты, от инноваций. Здесь монахи призывали заключенных к одухотворению, к слиянию души с природной красотой этих мест.
Все поражает здесь: и загадочные неолитические сооружения тысячелетий до нашей эры, и знаменитый Соловецкий монастырь, и оригинальные технические постройки, и неповторимая красота пейзажей. Земля эта никого не оставит равнодушным. Она властно завладевает сознанием, волнуя своей древней и трагической историей.
В 16-17 века Соловецкий монастырь играл важную, руководящую роль на Севере. Он осуществлял защиту Поморья, организовывал отпор врагу. В 16 веке монастырь стал крепостью, на него легли оборонные обязанности. Здесь хранил арсенал вооружений, содержалось войско, во главе которого был игумен монастыря, осуществляющий отныне не только духовные, но и военные обязанности.
Монастырь-воин внес большой вклад в борьбу народа в годы Смуты, сумев разгромить шведскую интервенцию в начале XVII века. Героическая борьба северян в годы «смуты» представляет собой яркую страницу в летописи военных триумфов нашего народа.
Большую помощь оказало правительству население монастырской вотчины в годы Северной войны. Ратные и трудовые подвиги поморов содействовали превращению Московского государства в Российскую империю.
После заключения Ништадтского мира, закрепившего победу России над Швецией, оборонное значение Соловецкого монастыря падает. Соловецкий монастырь перестал быть порубежной крепостью и аванпостом северных границ. С 1764 года соловецкое Поморье стало собственностью государства.
В наше время Соловецкий монастырь является местом экскурсий. Соловецкий каменный кремль пользуется мировой славой, ничем не уступая Новгородскому, его ежегодно посещают тысячи туристов.
Невероятное количество мифов и легенд сложено об этих удивительных землях. Велико значение этого памятника русской культуры в патриотическом воспитании подрастающего поколения, изучение его истории формирует у учащихся ценностное отношение к истории России, к отечественному культурно-историческому наследию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях
В юбилейный для Русской Поляны год Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...
Сценарий пролога к закрытию седьмых районных образовательных Рождественских чтений: «Учитель, перед именем твоим…»
В данной разработке представлен сценарий пролога к закрытию седьмых районных образовательных Рождественских чтений: «УЧИТЕЛЬ ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…»...
Районные педагогические чтения "Использование наглядности на уроках географии и биологии"
Материал представлен на педагогических чтениях, посвященных педагогике Яна Амоса Коменского....
Районные педагогические чтения "Забота об одаренных детях – забота о развитии культуры, науки и социальной жизни завтра"
презентация...
Свидетельство участника районных образовательных чтений 2016
Свидетельство участника районных образовательных чтений " 1917-2017: уроки столетия"...
Выступление на районных образовательных чтениях.
С данной статьей я выступила на районных образовательных чтениях. Тема чтений: "Великая Победа: наследие и наследники"....
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная «Русь великая, православная». Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества»
1 ноября 2017 года в МБОУ «Хиславичская СШ» прошли Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». В мероприя...