Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе по теме "Дополнение". УМК В. В. Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение». | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоуральская СШ» Аргандеева Александра Григорьевна
Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»
(УМК В. В. Бабайцевой)
Тема: Дополнение
Цель деятельности учителя: | систематизировать знания о дополнении; научить различать прямое и косвенное дополнения, способы их выражения; уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. |
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенци-ями): знать понятия «прямое и косвенное дополнения», спосо-бы их выражения; различия между прямым и косвенным до-полнениями; роль в предложении; уметь опознавать дополне-ния в предложении, определяя смысловые отношения между словами; не смешивать подлежащее и прямое дополнение. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче ин-формации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения: | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия: | Дополнение прямое и косвенное |
Ход урока
І. Мотивация
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.
ІІ. 2. Актуализация и пробное учебное действие
- Проверим домашнее задание.
1. Монологический рассказ о роли второстепенных членов в предложении
2. Синтаксический разбор предложения: Циркач ловко жонглировал кольцами.
ІІІ. Выявление места и причины затруднения
- Назовите второстепенные члены предложения. Что вы знаете о дополнении?
(Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, поясняет сказуемое или другой член предложения).
- Как выдумаете, все ли вы знаете о дополнении?
ІV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Хотите расширить знания о дополнении? Какие вопросы поставим перед собой?
1. Какими частями речи может быть выражено дополнение?
2. Какие бывают дополнения?
- А где будем искать ответы на вопросы? (В учебнике, §177)
- Итак, тема урока: Дополнение.
Физминутка
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- Прочитайте §177, найдите ответ на первый вопрос: Какими частями речи может быть выражено дополнение?
Ответим на поставленные вопросы.
- На какие вопросы отвечает дополнение? (На вопросы косвенных падежей:
кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?)
- Запишите в таблицу.
- Какими частями речи может быть выражено дополнение? (Чаще всего – существительными и местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного)
- Заполним таблицу.
Вопросы | Примеры | Способ выражения |
На вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?) | х что? Я купил альбом. х кому? Папа подарил мне. х кого? Врач осмотрел больного. х о чём? Друг просил приехать. х на что? Завтра не похоже на сегодня х на что? Разделить на пять | Существительное Местоимение Прилагательное Глагол Наречие Числительное |
Вывод: дополнение чаще выражается именем существительным и местоимением, но могут быть выражены и другими частями речи.
- Найдите ответ на второй вопрос: Какие бывают дополнения?
Заполним таблицу.
Дополнение прямое | Дополнение косвенное |
Глагол + существительное в В.п. Глагол + существительное в Р.п. при отрицании Глагол +существительное в Р.п. при указании на часть предмета без предлога | Глагол + существительное с предлогом Глагол + существительное в Д.п., Т.п., П.п |
Написал письмо, но не написал письма Решил задачу, но не решил задачи Купил молока | Упражнялся в метании Подарил тебе Любовался закатом Признался в любви |
Вывод: дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, и выражаются именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании и при указании на часть предмета без предлога. Остальные дополнения косвенные.
Работа над правилом.
- Прочитайте предложение: Глаза защищают ресницы.
- Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Легко ли это сделать?
- Запишите предложение с таким порядком слов:
1) подлежащее; 2) сказуемое; 5) дополнение.
- Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль? (Да, подлежащее должно стоять на первом месте).
VІ. . Первичное закрепление с комментированием
Упр. 163. Выполните задание к упражнению.
Работа со словарями.
Просвещение — распространение знаний, образования.
Просветительство — деятельность просветителей.
Единомышленник. 1. Тот, кто находится в полном единомыслии с кем-нибудь. 2. Сообщник в каком-нибудь деле.
VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упр. 164. Произведите разбор по членам предложения. Выполните задание к упражнению.
VІІІ. Включение в систему знаний и повторение
Упр. 167. Прочитайте. Какую тональность стихотворению придают второстепенные члены предложения?
ІX. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что было трудно на уроке?
X. Домашнее задание. §177, упражнение 165.
XІІ. Оценки за урок.
Приложение
Вопросы | Примеры | Способ выражения |
| х что? Я купил альбом. х кому? Папа подарил мне. х кого? Врач осмотрел больного. х о чём? Друг просил приехать. х на что? Завтра не похоже на сегодня х на что? Разделить на пять |
|
Дополнение прямое | Дополнение косвенное |
| |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
- Мне нравится (1)