Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Аргандеева Александра Григорьевна

Урок русского языка в 8 классе по теме "Дополнение". УМК В. В. Бабайцевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоуральская СШ»                       Аргандеева Александра Григорьевна

Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»

(УМК В. В. Бабайцевой)

Тема: Дополнение

Цель деятельности учителя:

систематизировать знания о дополнении; научить различать прямое и косвенное дополнения, способы их выражения; уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенци-ями): знать понятия «прямое и косвенное дополнения», спосо-бы их выражения; различия между  прямым и косвенным до-полнениями; роль в предложении; уметь опознавать дополне-ния в предложении, определяя смысловые отношения между словами; не смешивать подлежащее и прямое дополнение.        

 Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче ин-формации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения:

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия:

Дополнение прямое и косвенное

Ход урока

І. Мотивация

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

ІІ. 2. Актуализация и пробное учебное действие

- Проверим домашнее задание.

1. Монологический рассказ о роли второстепенных членов в предложении

2. Синтаксический разбор предложения: Циркач ловко жонглировал кольцами.

ІІІ. Выявление места и причины затруднения

- Назовите  второстепенные члены предложения. Что вы знаете о дополнении?

(Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, поясняет сказуемое или другой член предложения).

- Как выдумаете, все ли вы знаете о дополнении?

 ІV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Хотите расширить знания о дополнении? Какие вопросы поставим перед собой?

1. Какими частями речи может быть выражено дополнение?

2. Какие бывают дополнения?

- А где будем искать ответы на вопросы? (В учебнике, §177)

- Итак, тема урока: Дополнение.

Физминутка

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Прочитайте §177, найдите ответ на первый вопрос: Какими частями речи может быть выражено дополнение?

Ответим на поставленные вопросы.

- На какие вопросы отвечает дополнение?  (На вопросы  косвенных падежей:

кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?)

- Запишите в таблицу.

- Какими частями речи может быть выражено дополнение? (Чаще всего – существительными и местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного)

- Заполним таблицу.

Вопросы

Примеры

Способ выражения

На вопросы  косвенных падежей:

кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?)

        х             что?

Я купил         альбом.                  

                     х     кому?

Папа подарил  мне.                  

                    х        кого?

Врач осмотрел  больного.        

              х    о чём?

Друг просил  приехать.          

                     х        на  что?

Завтра не похоже на  сегодня  

                   х     на  что?        

Разделить на   пять                  

Существительное

Местоимение

Прилагательное

Глагол

Наречие

Числительное

Вывод: дополнение чаще выражается именем существительным и местоимением, но могут быть выражены и другими частями речи.

- Найдите ответ на второй вопрос: Какие бывают дополнения?

Заполним таблицу.

Дополнение прямое

Дополнение косвенное 

Глагол +  существительное  в В.п.

Глагол +  существительное   в Р.п. при  отрицании

Глагол +существительное в Р.п.

 при указании на часть предмета  без предлога

Глагол +  существительное  с предлогом        

Глагол +  существительное  в Д.п., Т.п., П.п

Написал письмо, но не написал письма

Решил задачу, но не решил задачи

Купил молока

Упражнялся в метании

Подарил тебе

Любовался закатом

Признался в любви

Вывод: дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, и выражаются именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании и при указании на часть предмета без предлога.  Остальные дополнения косвенные.

Работа над правилом.

- Прочитайте предложение: Глаза защищают ресницы.

- Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Легко ли это сделать?

- Запишите предложение с таким порядком слов:

1) подлежащее; 2) сказуемое; 5) дополнение.

- Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль?  (Да, подлежащее должно стоять на первом месте).

VІ. . Первичное закрепление с комментированием

Упр. 163. Выполните задание к упражнению.

Работа со словарями. 

Просвещение — распространение знаний, образования.

Просветительство — деятельность просветителей.

Единомышленник. 1. Тот, кто находится в полном единомыслии с кем-нибудь.                    2. Сообщник в каком-нибудь деле.

VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упр. 164. Произведите разбор по членам предложения. Выполните задание к упражнению.

VІІІ. Включение в систему знаний и повторение

Упр. 167. Прочитайте. Какую тональность стихотворению придают второстепенные члены предложения?

ІX. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Что было трудно на уроке?

X. Домашнее задание. §177, упражнение 165.

XІІ. Оценки за урок.

Приложение

Вопросы

Примеры

Способ выражения

 

        х             что?

Я купил         альбом.                  

                     х     кому?

Папа подарил  мне.                  

                    х        кого?

Врач осмотрел  больного.        

              х    о чём?

Друг просил  приехать.          

                     х        на  что?

Завтра не похоже на  сегодня  

                   х     на  что?        

Разделить на   пять                  

 

Дополнение прямое

Дополнение  косвенное 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....