Урок русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола".
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Аргандеева Александра Григорьевна

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе (Технологическая карта) и презентация по теме "Повелительное наклонение глагола".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка для 6 класса
по теме
 «Повелительное наклонение глагола»

Учитель русского языка и литературы  МБОУ «Новоуральская СШ»                                  Аргандеева Александра Григорьевна

УМК «Русский язык. 6 класс» В. В. Бабайцевой и др.

Предмет

Русский язык

Класс

6

Базовый учебник

В. В. Бабайцева "Русский язык. Теория. 5-9 классы", изд. "Дрофа"; А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева и др. «Русский язык. Практика. 6 класс»

Тема урока

Повелительное наклонение глагола

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Личностные

- осознание эстетической  ценности русского языка,

-уважение родного языка, сохранение его чистоты.

Метапредметные

- обогащение  и активизация словарного запаса,

- владение изучающим чтением,

- овладение приёмами поиска необходимой информации.

Предметные

- знакомство  с повелительным наклонением глагола,

- выяснение способа  образования наклонения, морфемного состава глаголов,

- формирование навыки правильного написания глаголов в повелительном наклонении,

- объяснение написания различных форм глаголов.

Межпредметные связи

С литературой

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы

Используется презентация

Материалы и оборудование

1.Учебник В. В. Бабайцева "Русский язык. Теория. 5-9 классы", изд. "Дрофа"; А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева и др. «Русский язык . Практика. 6 класс»

2.Карточки для проверки усвоения материала

3.Компьютер с проектором


Структура и ход урока

Этап урока (желательно, указать затраченное время в мин.)

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

1

Актуализация знаний о наклонениях глагола

(3 мин)

Анализ предложений:

Сегодня мы работали засучив рукава.

Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Задания и вопросы:

- Какое устойчивое словосочетание вы видите в 1 предложении,  как оно называется и что обозначает? (фразеологизм «засучив рукава»)

- Найти глаголы в 1 и 2 предложениях, определить их наклонение. Какое действие называют данные глаголы?

- Найти глагол в 3 предложении. Что он обозначает? (Действие, к которому говорящий побуждает собеседника)

- Каким тоном мы можем побуждать кого-то к  действию? (просить, приказывать, повелевать

- Как называется эта группа слов? (синонимы)

- Какой из данных синонимов относится к словам возвышенной лексики? (повелевать)

Я не случайно обратила ваше внимание на этот глагол.

Думаю, вы уже поняли, о глаголах  какого наклонения мы сегодня будем говорить?

Итак, тема сегодняшнего урока  «Повелительное наклонение глагола»

Как вы думаете,  чему мы должны будем научиться на этом уроке?

Анализируют, отвечают на вопросы

Формулируют тему урока и задачи

Обучающиеся научатся                               - анализировать чужие высказывания и создавать устные монологические высказывания,

- формулировать цели, задачи и план работы,

- соблюдать в практике устного речевого общения нормы русского литературного языка,

- взаимодействовать с окружающими в процессе общения.

2

Изучение нового    (7 мин)

1.Задание 1.                    прочитать § 94 Теории (4 абзаца)

2.Задание 2.                         Найти в стихотворении Н.Заболоцкого глаголы повелительного наклонения

3.Работа со схемой « Образование глаголов повелительного наклонения»

Задание 3. Самостоятельная работа с упр.287,  рассказ об образовании и изменении глагола  повелительного наклонения.

4.Вывод:                                 Как изменяются глаголы повелительного наклонения? (по числам)                 Какое  окончание у глаголов повелительного наклонения  в единственном числе (нулевое), во мн.числе? (-те)

1.самостоятельно изучают материал учебника

2.Читают стихотворение, называют глаголы

3.Самостоятель-ная работа с упр.287,  рассказ об образовании и изменении глагола  повели-тельного накло-нения             4.Делают вывод, отвечая на вопросы

Обучающиеся научатся                               -  создавать устные монологические высказывания,

- соблюдать в практике устного речевого общения нормы русского литературного языка,

- извлекать и систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения,

- опознавать формы глагола,

- адекватно понимать информацию, отбирать материал на заданную тему,

- взаимодействовать с окружающими в процессе общения.

3

Первичное закрепление               (8 мин)

1. Упр.288 (по 1 глаголу из группы) самостоятельно по образцу

2. Орфограмма «Мягкий знак после согласных в формах повелительного наклонения» стр.109 учебника.

3. Упр. 290 (по 1 глаголу от  группы) самостоятельно

Выполняют самостоятельную работу

Обучающиеся научатся                              

- опознавать формы глагола,

- применять морфологические знания и умения в практике правописания.

Стремление к речевому самосовер-шенствованию.

4

Изучение нового

(5 мин)

1.Сравните два предложения, объясните, почему отличается правописание глаголов скажите - скажете.

Скажите правду.

Если скажете правду, то поступите правильно.

2. Тренировочное  задание. упр. 298 (1, 2 - устно, 3,4 – письменно)

Сравнивают, делают вывод

( В первом предложении глагол повелительного наклонения, значит нужно писать суффикс -и-, окончание –те. Во втором предложении глагол стоит в изъявительном наклонении  будущего времени, значит гласная в окончании зависит от спряжения глагола: пишем–ите  или  –ете).

Обучающиеся научатся                               -  создавать устные монологические высказывания,

- извлекать и систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения,

- опознавать формы глагола,

- употреблять формы глагола в соответствии с орфоэпическими нормами,

- взаимодействовать с окружающими в процессе общения.

5

Проверка  усвоения знаний  (10 мин)

 Задания на карточках  (самостоятельно)

Выполняют проверочную работу.

Самопроверка по ключу

Обучающиеся научатся                              

- применять морфологические знания и умения в практике правописания,

- адекватно оценивать свою работу

6

Работа по культуре речи

(3 мин)

Запомни!  

Поехать – поезжай – поезжайте

Ездить – езди – ездите

Ехать – нельзя образовать повелительное наклонение

Положить –положи  -  положите

Класть – клади – кладите

Составить предложения с глаголами повелительного наклонения.

Проговаривают формы глаголов. Составляют и записывают предложения с глаголами.

Обучающиеся научатся                              

-  создавать устные и письменные монологические высказывания,

- применять морфологические знания и умения в практике правописания,

- соблюдать в практике устного речевого общения нормы русского литературного языка

- взаимодействовать с окружающими в процессе общения.

7

Изучение нового

(5 мин)

Дочитать § 94 (Образование повелительного наклонения с помощью частиц пусть, пускай, да. Инфинитив в значении повелительного наклонения.)                       Упр.303 (устно)

Читают параграф, рассказывают об образовании повелительного наклонения с помощью частиц.

Устно (по цепочке)  выполняют упр.303

Обучающиеся научатся                              

- извлекать и систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения,

- опознавать формы глагола,

-  создавать устные монологические высказывания,

- взаимодействовать с окружающими в процессе общения.

8

Подведение итогов урока

(3 мин)

Вопросы  учителя: что нового узнали о глаголе на уроке?

Где нам пригодятся полученные знания?

Выставляет оценки за работу на уроке.

Отвечают  на вопросы

Обучающиеся научатся                              

-  создавать устные монологические высказывания,

- оценивать свою работу с точки зрения достижения поставленных целей,

- взаимодействовать с окружающими в процессе общения.

9

Домашнее задание

(1 мин)

§94 упр. 297, 301 (пояснить, как выполнять)

Записывают задание

Обучающиеся научатся                              - взаимодействовать с окружающими в процессе общения.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...