Учебное пособие
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О программе Учебное пособие представляет собой многослойную структуру. К каждому разделу есть теоретический материал и практические задания для проверки знаний. П особие содержит 3 раздела по теме «частица», дополнительный материал, итоговый тест. Данное пособие имеет удобный и понятный интерфейс
Теория Задание 1 Разряды частиц Задание 1 задание2 Теория Правописание частиц Задание 2 Отрицательные частицы Задание 1 задание2 Теория Итоговый тест Задание 3 Задание 3 Задание 3
Разряды частиц Формообразующие Смысловые Служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения ; степеней сравнения прилагательных и наречий Вносят различные смысловые оттенки в предложение, а так же выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Бы бывало, да, давай, пусть, пускай, более, самый Разве, неужели, как, вот, вряд ли, именно, только, почти, даже, ни, ведь, всё, то, лишь Отрицательные Придают отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не, ни
Разряды частиц Смысловые Указание: вот, вон Уточнение: именно, как раз Сомнение: вряд ли, едва ли Усиление : ни, ведь, все-таки, даже, же, уж, все Ограничение, выделение: только, лишь, почти, исключительно Вопрос : ли, разве, неужели Восклицание: что за, как
Многие русские писатели употребляли в своем творчестве частицы. А.С. Пушкин использовал частицу "вот" около 1000 раз, а частица "даже" прозвучала у поэта более 300 раз . Такого вы точно не знали
Такого вы точно не знали Частицы возникли раньше других частей речи, которые произошли от них .
Самая длинная частица- исключительно 13 букв Такого вы точно не знали
В Книге рекордов Гиннесса самое длинное слово в русском языке — превысокомногорассмотрительствующий (35 букв) Такого вы точно не знали
Раскройте скобки, укажите разряд частиц 1) И всё(же) время обманет. 2) Мне(бы) снова мой чёрный платок, мне(бы) невской воды глоток. 3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище!...». 4) Лукьяныч проводил меня, пробормотал: «Прощенья просим(с)». 5) А если спросит кто( нибудь )… ну, кто(бы) (ни)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был
Ответ 1) И всё же (усилительная) время обманет. 2) Мне бы снова мой чёрный платок, мне бы невской воды глоток. ( формообразующие) 3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: « Послушай-ка, (формообразующая) дружище !...». 4 ) А если спросит кто-нибудь… ну, кто бы ни спросил , скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был .(отрицательные)
Найдите частицы и подпишите разряд по значению Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать сколько ему угодно, дав только нужные объяснения.
Ответ Я не (отрицательная) утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь (ограничительная) убедился теперь вполне, что он мог бы (формообразующая) продолжать сколько ему угодно, дав только (ограничительная) нужные объяснения.
Задание 3 1.Укажите ряд, в котором все слова являются смысловыми частицами . 1 ) ли, неужели, бы 2) же, исключительно, и 3) не, разве, вон 4) почти, б, даже 2. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола . 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте
Ответ 1.2 2.1
Перепишите, раскройте скобки Трудно (таки), то (то) и оно (то), как (то), нуте (с), (то) есть, да (с), поди (ка) принеси огоньку, не решился (таки), ну (ка ), спой (ка), он (де) занят, руки (то) мыть надо, слушаю (с), он (таки) успел, поворотись (ка), подобру (де) поздорову , не ушиблись (ли)?
Ответ Трудно-таки, то -то и оно, как-то, нуте-с, то есть, да-с, поди-ка принеси огоньку, не решился-таки, ну-ка, спой-ка, он-де занят, руки-то мыть надо, слушаю-с, он таки успел, поворотись-ка, подобру-де поздорову , не ушиблись ли.
Выпишите в один столбик частицы, которые пишутся через дефис, в другой все остальные 1.(Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою. 3.(Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил. 4. Примите (с) в дар, молю. 5.Москва! Так (вот) ты какая! 6. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? 7.Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки. 8. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! 9. Так(таки) я и не мог понять. 10.Задачу (то) решил?
Ответ Раздельно Через дефис да с уж ка лишь Так- таки вот то ли даже
Задание 3 1.В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1)где(же ), (кое)когда, (где) нибудь , кто(либо) 2)пройдёт(ли ), там(же), (кое)чем, откуда(то) 3) чему( нибудь ), кое(что), всё(таки), откуда(то) 4) надо(ли), куда(же), (кое)что, оттого(то ) 2. Укажите формообразующую частицу: 1) ни строчки 2 ) хотел бы 3 ) не опоздали 4 ) поди-ка сюда
Ответ 1.3 2.2
Вставьте пропущенные буквы 1.Н _ может н_ взойти солнце. 2 . Я знал, что н_ одного рыбачьего паруса, н_ одной птицы н_ было в этом одичалом просторе. 3 . Я чуть не разочаровался в нём, пока н_ убедился в его искренности. 4 . Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 5 . Где бы люди меня н_ спросили, я отвечу им так, н_ солгу: мне н_ жить без России, мне н_ жить без России, я дышать без неё н_ могу.
Ответ 1.Н е может н е взойти солнце. 2 . Я знал, что н и одного рыбачьего паруса, н и одной птицы н е было в этом одичалом просторе 3 . Я чуть н е разочаровался в нём, пока н е убедился в его искренности. 4 . Земля, земля! Где бы н и вырос человек, как бы н и прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н и занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 5 . Где бы люди меня н и спросили, я отвечу им так, н е солгу: мне н е жить без России, мне н е жить без России, я дышать без неё н е могу.
Исправьте ошибочные написания отрицательных частиц 1.Чего только ни расскажут! Откуда старины ни выкопают! Каких страхов ни нанесут! 1.Чего только ни расскажут! Откуда старины ни выкопают! Каких страхов ни нанесут! 2. Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился не жив ни мёртв перед Тарасом. 3. Дубровский побледнел и ни сказал ни слова. 4. Сколько не езжу я по нашим степям, как не темны бывают иногда безлунные ночи, мне не разу ещё ни приходилось сбиваться с дороги
Ответ 1.Чего только н е расскажут! Откуда старины н и выкопают! Каких страхов н е нанесут! 2. Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился н и жив н и мёртв перед Тарасом. 3. Дубровский побледнел и н е сказал н и слова. 4. Сколько н и езжу я по нашим степям, как н и темны бывают иногда безлунные ночи, мне н и разу ещё н е приходилось сбиваться с дороги.
1.Укажите все цифры, на месте которых пишется НИ Все мы, где бы мы н(1) находились, куда бы нас н(2) забрасывала судьба, мечтали о Солотче, и н(3) было года, когда бы туда н(4) приезжали на рыбную ловлю, на охоту или работать над книгами и Гайдар, и Василий Гроссман , и многие другие. 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И? Н(1) на море, н(2) в небе, н(3) в воздухе н(4)что н(5)изменилось за эти полдня. 1 ) 1,3,5 2) 2, 3, 4, 5 3) 1,2,3,4 4) 3,4,5
Ответ 1. 124 2.3
Инструкция к тексту Тест выполняется на отдельном листе Тест содержит 16 заданий В каждом задании 1 правильный вариант ответа Ответ оценивается в 1 балл Читай задания внимательно, не торопись Желаем удачи!
Итоговый тест 1 . Укажите предложение с формообразующей частицей. А) Неужели в самом деле все сгорели карусели? Б) Вряд ли эта новость понравится коллегам. В) Да здравствуют музы, да здравствует разум ! 2. Найдите предложение с частицей ограничения. А) Лишь только затеплится вечер, как сильно и сладко начинает пахнуть шиповник. Б) Всё-таки наш праздник удался. В) Давайте говорить друг другу комплименты.
3. В каком из предложений используется частица, при помощи которой глагол приобретает форму повелительного наклонения: А) Пускай же солнца ясный лик отныне радостью блистает… Б) Вот бы с ними потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! В) Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает ». Г) Что за аромат! Куда уж тебе! 4.Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис: А) Всё те(же) мы, но время уже не то. Б) На безлюдной барже не слишком(то) уютно. В) Всё вроде(бы) отлично и здорово.
5.Через дефис пишется частица в случае: А)добавь (ка) нам супа Б )во что (бы) то ни стало В)в тот (же) день 6.В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно ? А ) (ни)кто не обратил внимания , (ни)когда не жалел. Б ) (ни)в чём не обвинял, (ни)как не возьму в толк. В ) (ни)ответа ( ни)привета.
7. В каких случаях в данном предложении пишется частица НЕ? Рисовать Егор (1)н.. умел и (2)н.. разу в жизни (3)н.. видел (4)н.. одной картины. А) 1,2,4 Б)1,3 В) 2, 4. 8. На месте каких цифр пишется буква И : Я н(1) хотел уступать ей н(2) в чем до тех пор, пока н(3) докажу, что я н(4) в чем н(5) виноват перед нею. А) 1,2,3 Б)2,4 В)2,3,4 Г)1,5.
9.Укажите предложение с отрицательной частицей: А ) Давайте восклицать, друг другом восхищаться ! Б ) Это как раз то, что мне нужно. В ) Солнце, еще не успевшее подняться, тронуло своими лучами морскую гладь. Г ) Разве так настоящие моряки поступают ? 10.Все слова являются частицами в строке: А)вот , именно, почти Б)где-то , если, неужели В)разве , что-то, как Г)ведь , когда-то, перед
11.Укажите ошибку в определении грамматических признаков: А ) давай - частица формообразующая Б ) ни - частица, отрицательная В ) ли - частица, смысловая, вопросительная Г) почти - частица, смысловая, усилительная 12. Укажите неверное утверждение : А ) Частица вносит различные оттенки значения в предложение. Б) Частицы бы, ли, же пишутся раздельно . В) Частица ка с глаголами пишется раздельно. Г) Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
13.Уточнительная частица есть в предложении : А )Весна как раз наступала уверенно и хватко. Б )Теперь по утрам я лишь прислушиваюсь к каждому звуку. В )Разве долго устанавливается контакт между птицами ? 14. В каком из предложений как является частицей: А)Как весело было летом на даче! Б)Не знаю, как и поступить. В)Солнце взошло; как заиграла листва на деревьях! Г)Бежит быстро, как утренний ветер . Д)Как скажешь, так и сделаешь.
15. Укажите предложение с частицей НЕ: А) Как н... старался, не мог выполнить задания. Б) Куда н... посмотрю, всюду радостные лица. В) За что н... возьмется, все у него получается. Г ) Нас н... может не волновать красота бушующего моря . 16.Орфографическая ошибка допущена в предложении: А) Ни одного огонька не виднелось на реке. Б) Оба так и не видели ни разу дневного света. В) Она не на долю секунды не сводила с них своих глаз. Г) Ни одна звезда не озаряла трудный путь.
Ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 В А Б Б А В Б Б В А Г В А А В В Оцени себя! 15-16 б-5 12-14б- 4 10-11б-3 9 и меньше-2
Сведения об авторе Карасева Виктория Анатольевна Студентка филологического факультета 4 курс РЛа 16-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы
Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...
Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)
Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...
Учебное пособие «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ (часть А и В)»
В пособии представлена характеристика трудностей при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку в частях А и В. Автором подобраны учебно-тренировочные материалы на владение лексическими, синтаксич...
Учебное пособие по Немецкому языку для студентов средних медицинских учебных заведений
Данное учебное издание предназначено для студентов медицинского колледжа, специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Фармация», «С...
Учебное пособие по грамматике английского языка «Времена английского глагола» по учебной дисциплине «Иностранный язык (английский)»
Учебное пособие для студентов специальностей 09.02.05. «Прикладная информатика",44.02.06. «Профессиональное обучение»...
«Изучение логических устройств систем управления электроприводом Учебно-лабораторный практикум» Учебное пособие
Данное учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Элементы систем автоматики» для студентов ВПО, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 140400 Электроэнер...