Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Основные виды обстоятельств".
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Аргандеева Александра Григорьевна

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Основные виды обстоятельств" с использованием музыкальной физминутки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

http://aida.ucoz.ru Второстепенные члены предложения Учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоуральская СШ» Аргандеева Александра Григорьевна Урок русского языка в 8 классе по теме «Основные виды обстоятельств»

Слайд 2

Притча Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи. «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

Слайд 3

Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? А вот слова старца: «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему? Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.

Слайд 4

Правила работы в паре и в группе . 1 . Выслушивай всех не перебивая. 2. Не говори одновременно с другими. 3. Придерживайся темы. 4. Любые идеи имеют ценность. 5. Человек сам вправе решать, в какой мере он участвует в общей работе. 6. Уважай различные мнения. Надо слушать, а не успокаивать других. 7. Любые вопросы важны.

Слайд 5

Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания § 175,176,177. Упр.142.

Слайд 6

Дополнение

Слайд 7

http://aida.ucoz.ru Белые чайки лениво распустили кривые крылья. Второстепенные члены предложения Дополнение - это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Слайд 8

Солнце ярко освещало берёзовую рощу. Прямое дополнение Выражается формой винительного падежа существительного без предлога, формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки) Косвенное дополнение Мы разговорились об интересных книгах.

Слайд 9

В каком предложении есть прямое дополнение? Налей мне чаю, пожалуйста. Бабушка всегда беспокоится обо мне. Вера в победу помогла команде. Ночь незаметно ползла над лесом. В каком предложении есть прямое дополнение? По дереву лодки неугомонно стучал дождь. Я так и не нашёл нужной тетради в своём столе. Вокруг домика росли раскидистые липы. Русские издавна славятся своим гостеприимством.

Слайд 10

Определение

Слайд 11

Тропинка вилась вдоль берега в густой траве. какой? Определение Определения согласованные несогласованные На полке лежали книги брата.

Слайд 12

Приложение

Слайд 13

Приложение - это особый вид определения Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки. В городе-крепости мы осматривали выставку.

Слайд 14

Особенно красивы деревенские ласточки-касатки. В газете «Собеседник» была напечатана интересная статья о наших современниках. Хорошо над Москвою-рекой услыхать соловья на рассвете. Во второй половине Χ II века в городе Пскове появились первые каменные здания. Приложение нарицательное – нарицательное собственное – нарицательное

Слайд 15

Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое Дополнение Опреде- ление Обстоя- тельство

Слайд 16

Обстоятельство

Слайд 17

Приём «Корзина идей» Что вам известно об обстоятельстве?

Слайд 18

Приём «Корзина идей» Что вам известно об обстоятельстве? Возможные варианты ответов: 1. Обстоятельство - второстепенный член предложения. 2. Обстоятельство «дружит» со сказуемым? 3. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. 4. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже. 5. Подчёркивается штрих пунктирной линией. 6. Нам известно, что обстоятельство выражается разными частями речи.

Слайд 19

Основные виды обстоятельств Прочитайте § 178

Слайд 20

Цели: расширить представление об обстоятельстве, познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения; учиться находить обстоятельства в речи, определять его виды; учиться отличать обстоятельство от других членов предложения.

Слайд 21

«Верите ли вы, что…» № Верите ли вы, что… Да Нет 1 Обстоятельство – это второстепенный член предложения 2 Обстоятельство обозначает признак действия 3 Обстоятельство зависит от сказуемого 4 Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим 5 Существует 5 видов обстоятельств 6 Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? 7 Обстоятельство может обозначать причину 8 Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом 9 Обстоятельство может быть выражено словосочетанием с предлогом несмотря на

Слайд 22

№ Верите ли вы, что… Да Нет 1 Обстоятельство – это второстепенный член предложения + 2 Обстоятельство обозначает признак действия + 3 Обстоятельство зависит от сказуемого + 4 Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим + 5 Существует 5 видов обстоятельств + 6 Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? + 7 Обстоятельство может обозначать причину + 8 Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом + 9 Обстоятельство может быть выражено словосочетанием с предлогом несмотря на +

Слайд 24

Стадия осмысления

Слайд 25

Дополни предложение 1. Лошади бежали …… . 2. ….. растёт самое красивое дерево – берёза. 3. Сегодня ты пришёл …… . 4. …… я уронил книжку. 5. Мы пришли вам….. . 6. ……. Витя не пришел в школу. 7. …..можно хорошо учиться. 8. ………росли цветы.

Слайд 26

Дополни предложение 1.Лошади бежали ……(дружно - образ действия). 2.(В России - места)….. растёт самое красивое дерево – берёза. 3.Сегодня ты пришёл ……(рано - время). 4.(Нечаянно - причина) …… я уронил книжку. 5.Мы пришли вам…..( помочь - цель). 6.(Из-за болезни - причина)……. Витя не пришел в школу. 7.(При желании – условие)…..можно хорошо учиться. 8.(Внизу - места)………росли цветы.

Слайд 27

Замените наречия фразеологизмами, какие виды обстоятельств у вас получились? Он живёт далеко . Ответь мне честно . Наши дома стоят рядом . Саша проснулся рано . Петя бежал быстро . Наташа трудилась хорошо. Катя выучила стихотворение отлично . у чёрта на куличках . места положа руку на сердце . образа действия бок о бок . места ни свет ни заря. времени сломя голову. образа действия не покладая рук . образа действия назубок . образа действия

Слайд 28

Обстоятельство - Яркие гроздья рябины празднично украшали лес. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельство обычно зависит от сказуемого.

Слайд 29

Основные виды обстоятельств § 178

Слайд 30

На какие вопросы отвечают обстоятельства места? обстоятельства времени? Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Слайд 31

На какие вопросы отвечают обстоятельства причины? обстоятельства образа действия? Почему? Отчего? По какой причине? Как? Каким образом? обстоятельства степени? В какой степени?

Слайд 32

На какие вопросы отвечают обстоятельства сравнения? Как? обстоятельства цели? Зачем? Для чего? С какой целью?

Слайд 33

На какие вопросы отвечают обстоятельства условия? обстоятельства уступки? При каком условии? Несмотря на что? Вопреки чему?

Слайд 34

виды вопросы места где? куда? откуда? времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? причины почему? отчего? по какой причине? образа действия и степени как? каким образом? в какой степени? сравнения как? цели зачем? для чего? с какой целью? условия уступки при каком условии? несмотря на что? вопреки чему? Основные виды обстоятельств

Слайд 35

1. В каком предложении есть обстоятельство условия? 1) Все весело рассмеялись. 2) При желании всё можно сделать. 3) Дело чрезвычайно срочное. 4) Несмотря на оттепель, соревнования по биатлону не отменили. 2. В каком предложении есть обстоятельство цели? 1) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. 2) Через минуту попадья вышла ко мне в сени. 3) Я горько заплакал и громко произнёс имя моей любимой. 4) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.

Слайд 36

3. В каком предложении есть обстоятельство цели? Вокруг не было ни души. Впопыхах я оставил билет дома. Ломоносов отправился в Москву учиться. Вскоре прозвенел звонок. 4. В каком предложении есть обстоятельство причины? В нашу гавань заходили корабли. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. Внизу, как муравьи, сновали люди. На закате солнце кажется огромным красным шаром.

Слайд 37

Итоговые вопросы Назовите виды обстоятельств. На какие вопросы они отвечают? Чем могут быть выражены обстоятельства ?

Слайд 38

виды вопросы места где? куда? откуда? времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? причины почему? отчего? по какой причине? образа действия и степени как? каким образом? в какой степени? сравнения как? цели зачем? для чего? с какой целью? условия уступки при каком условии? несмотря на что? вопреки чему? Основные виды обстоятельств

Слайд 39

Способы выражения обстоятельств Примеры 1) наречиями Мы приехали утром . 2) деепричастиями (деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце . 3) именами существительными Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец . 4) неопределённой формой глагола Я хочу пойти прогуляться. 5) синтаксически неделимыми словосочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад . 6) фразеологизмами Он бежал сломя голову , но все равно пришел к шапочному разбору.

Слайд 40

Составить синквейн (структура синквейна) 1 строка – название темы ( одно существительное или словосочетание); 2 строка – описание темы ( два прилагательных-определения); 3 строка – описание действия ( три глагола или деепричастия); 4 строка – отношение автора к теме (фраза или предложение из 4 слов ); 5 строка – суть темы ( слово или словосочетание – вывод).

Слайд 41

Пример синквейна 1.Обстоятельство. 2.Разное, зависящее. 3.Обозначает, зависит, выражается. 4.Обстоятельство зависит от сказуемого. 5.Второстепенный член.

Слайд 42

Домашнее задание § 178 (выучить виды обстоятельств). Упр. 175 (письменно), Упр. 180 (устно).

Слайд 43

Итоги урока

Слайд 44

Способы выражения обстоятельств Примеры 1) наречиями Мы приехали утром . 2) деепричастиями (деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце . 3) именами существительными Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец . 4) неопределённой формой глагола Я хочу пойти прогуляться. 5) синтаксически неделимыми словосочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад . 6) фразеологизмами Он бежал сломя голову , но все равно пришел к шапочному разбору.

Слайд 45

Рефлексия

Слайд 46

Ребята, каким советам старца вы следовали?

Слайд 47

На уроке я чувствовал себя… Виды обстоятельств я запомнил… Урок прошёл… Продолжите предложения, используя различные виды обстоятельств: ( комфортно, удобно, хорошо ) ) (хорошо, крепко, с трудом, плохо) (быстро, весело, интересно)

Слайд 48

Спасибо за урок! - Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами общаться. В добрый час, ребята! Будем беречь доброту, Будет беречь красоту, Будем дерзать, будем творить, Улыбку познанья Уроку дарить! - Пожелайте всего доброго друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Презентация к уроку русского языка (5 класс)

Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне"...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"

Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...