конспект урока русского языка в 6 классе на тему:"Употребление прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
В разработку включны материалы по развитию речи учащихся, элкменты комплексного анлиза теста, повторения изученного об имени прилагательном в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_attestatsii_upotreblenie_prilagatelnyh.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: Тростнцова Ладыженская
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Цель:
- знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
Задачи:
- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;
- учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;
- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;
- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал, презентация для мультимедийного проектора
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Нарисуйте на полях тетрадей смайлик-снежинку, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. – Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке: Я - часть речи интересная, ( О прилагательных.) Давайте вспомним, что мы уже знаем о прилагательных. Какой вид работы выберем? 2. проверка домашнего задания. Тест(да-нет)
Поменяемся листочками, проверим тест. Хорошо. Вы много знаете о прилагательных. Теперь давайте составим кластер с признаками прилагательных. А где и для чего нам могут пригодиться эти знания? – Для чего нам нужны прилагательные? Определите тему урока. Чему мы должны научиться? – Откройте тетради, запишите дату, тему урока. | Выбирают смайлик-снежинку и демонстрируют своё настроение. ( О прилагательных.) Ребята предлагают разные виды работы (опрос, работав парах, останавливаемся на тесте) выполняют тест на раздаточном материале с последующей взаимопроверкой Из предложенных карточек с признаками прилагателных составляют кластер . Высказывают предположения. Вывод: Изучаем прилагательные, чтобы правильно использовать их в речи Определяют тему урока, записывают в тетрадях. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание (П) |
II. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления | ||
2. Новый материал. – Посмотрите в окно, к сожалению, этой зимой не очень привлекательный пейзаж за окном Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие такой картины. А теперь закройте глаза и представьте себе картину, которую навеет вам музыка /Звучит пьеса П.И.Чайковского. Времена года. Декабрь./ Какой пейзаж вы представили? – С помощью чего передается все это разнообразие? – Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной? – Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы всегда хотим не только назвать предметы, но и оценить его, определяя качественную сторону предмета. – Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по части употребления в речи? Чтобы научиться правильно употреблять прилагательные в речи, что нам необходимо, что является образцом правильной и выразительной речи для нас? | Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы. Отвечают, описывают представленные картины Учащиеся приходят к выводу, что это язык писателей и поэтов | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
III. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
Зимою и летом, осенью и весною хорош… ру(с,с)ский лес. В тихий зимний день выйдеш…, бывало, в лес на лыжах, дышиш… и не надышиш…ся. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяж…лыми шапками белого снега покрыты (тёмно)-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лё…кие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зим…его леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудес…ная красота спящего зимнего леса. – На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание, текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. Чтение текста. – К какому типу речи относятся этот текст? – Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ – Какая главная мысль текста?(показать красоту зимнего леса). – Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста? (помогают показать, чем именно красив русский лес) – Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.) – А еще какими членами предложения могут быть прилагательные? – Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого времени года? Выпишите в тетрадь свои примеры из текста. Какие средства выразительности используют прилагательные? (эпитеты, метафоры) - Как вы понимаете выражение «невидимой жизнью полнится зимний лес» (только внимательный человек может разглядеть красоту зимнего леса) - Объясните правописание слов с пропущенными буквами. - Разберите по составу слова: 1в. –кружевными, 2в. – красногрудых. 2) Работа с синонимами и антонимами. - В какие краски раскрашивает лес волшебница-зима? - Подберите синонимы (письменно) к словам «красивый». - Подберите синонимы и антонимы к слову «ласковый». - Составьте словосочетание со словом «ласковый» так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем – в переносном.(ласковый человек, ласковый ветер) Физминутка Вот мы проанализировали текст о зиме, отдохнули, что еще необходимо сделать, чтобы правильно использовать прилагательные в речи?. Верно. Я предлагаю вам обогатить текст о елочке прилагательными. Несколько минут вам на творческую работу | Работают с текстами по карточкам. Отвечают на вопросы. Выполняют задания, анализируя текст. определениями Эпитеты: тихий день, глубокие сугроб, невидимой жизнью, легкие следы, спящий лес. Метафоры: стволы согнулись кружевными арками, тяжелые шапки белого снега, унизаны ожерельем лиловых шишек Попробовать самим создать текст, используя прилагательные Учащиеся добавляют прилагательные в текст. Затем читают получившиеся сочинения | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
IV.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова. - Интересно ли вам будет оказаться в художественной лаборатории писателя? - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? - Дома описать запомнившийся день зимних каникул, используя прилагательные | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...