Разработка к уроку по ОГЭ
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Методический материал для подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_k_uroku_po_oge.ppt | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 4 Из предложений 8—13 выпишите слово, правописание которого определяется правилом «В отрицательных местоимениях в безударном положении пишется приставка НИ-». (8)Надо быть современным. (9)Надо быть безжалостным к прошлому. (10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил поэт Хикмет — работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что... (13)В общем не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Задание 4 Из предложений 1–8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – З-, если после неё следует звонкий согласный». (1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина? (2)Родина – это очень много. (3)Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. (4)Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. (5)Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. (6) Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. (7)Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами. (8)Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
Задание 6 Замените разговорное слово «писанина» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол... Замените книжное слово «пращур» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (15)Это наши деды и пращуры .
Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 12. (12)Корни питают дерево, связывают его с землёй. Выпишите грамматическую основу предложения 50. (50)И так хорош этот неоглядный зелёный мир моей родины!
Среди предложений 1—12 найдите предложение с обособленным определением . Напишите номер этого предложения. 1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5) Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6) Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему. (8)Надо быть современным. (9)Надо быть безжалостным к прошлому. (10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил поэт Хикмет — работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что... Задание 9
Задание 9 Среди предложений 19 – 25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (19)Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (20)Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. (21) С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире… (22)Представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. (23)Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его… (24) Человек должен вырастать сыном своей страны. (25)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и откуда всё начиналось.
Задание 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначаюшую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах). Помню, (1) была весна, (2) и твои листочки уже проклюнулись. Правда ведь,(3) ты еле выжила,(4)два лета листочки были мелкие, (5) бледные. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении . Шарик стал лизать мои руки,(1) щёки,(2) в нём неожиданно появилось что-то из давних лет — из детства. — Ну ладно,(3) старина,(4) прощай. Прости меня за всё,(5) если сможешь.
Задание 14 Задание Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
Задание Среди предложений 6—14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (6)Почему же она воет? – (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак... (12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны. Задание 14
1. Как Вы понимаете значение словосочетания «Любовь к Родине» ? 2. Как Вы понимаете значение словосочетания «Чувство Родины» ? 3. Как Вы понимаете значение словосочетания «Родная земля» ? Сформулируйте данное Вами определение.
ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И -НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ -Н- и -НН-
Одна буква Н пишется: В суффиксах -ан- (-ян-) -ын- (-ин-) отыменных прилагательных: лед ян ой ← лёд песч ан ый ← песок серебр ян ый ← серебро комар ин ый ← комар Исключение: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый Примечание: В прилагательных типа солов ь иный, мурав ь иный перед суффиксом -ин пишется ь
Одна буква Н пишется в словах: Багряный, зеленый, пряный, пьяный, рдяный рьяный, румяный, свиной, синий, юный, бараний, тюлений и др.
Две буквы НН пишутся: В отыменных прилагательных, образованных от основ на -н , -мя при помощи суффикса -н- : каме нн ый ← каме н ь, плам енн ый ← пла мя осе нн ий ←осе н ь весе нн ий ← вес н а семе нн ой ← се мя , семе н а време нн ый ← вре мя , време н а
Две буквы НН пишутся: В суффиксах -енн- , -онн- отыменных прилагательных: торжеств енн ый ← торжество традици онн ый ← традиция Прилагательные с суффиксом -енн могут выражать субъективную оценку (большую меру признака): здоровенный тяжеленный высоченный (ср. здоровый, тяжелый, высокий)
Исключение ВЕТРЕНЫЙ Образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н . Ветре н ый человек , ветря н ой двигатель, НО: обветре нн ый, безветре нн ый
Краткие прилагательные В кратких прилагательных пишется столько н , сколько было в полной форме: речь торжестве нн а (торжестве нн ая) девушка ветре н а (ветре н ая)
Имя существительное В существительных, образованных от соответствующих основ, пишется столько н , сколько их было в прилагательном: нефтя н ик, конопля н ик, гости н ица, бессребре н ик родстве нн ик, имени нн ик, листве нн ица, мали нн ик
в причастиях и отглагольных прилагательных -Н- и -НН-
В суффиксах причастий пишется НН. Указателем на это является: Наличие приставки: полома нн ый, исправле нн ый Наличие зависимых слов: лома нн ый на мелкие куски правле нн ая редактором рукопись Бесприставочные образования от глаголов совершенного вида: Броше нн ый, купле нн ый
При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова: назва н ый брат, посаже н ый отец, смышле н ый ребенок, проще н ое воскресенье . Эти же слова в прямом их значении будут причастиями, т.е. будут иметь нн : назва нн ая пьеса, проще нн ые долги
Краткие причастия Краткие страдательные причастия прошедшего времени пишутся с одной буквой н : план выполне н работа выполне н а задание выполне н о расчеты выполне н ы
Отглагольные прилагательные В отглагольных прилагательных пишется н : пече н ый, коше н ый, лома н ый, правле н ый. Такие прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида и не имеют ни приставок, ни пояснительных слова. Исключения: дела нн ый, жела нн ый, жема нн ый, медле нн ый, свяще нн ый, чва нн ый, чека нн ый и нек. др.
Суффиксы -ованн- - -еванн- В суффиксах -ованн- - -еванн- полных и кратких отглагольных прилагательных пишется нн : взволн ова н н ая мать - мать взволн ова нн а риск ова нн ое дело - дело осуществимо, но риск ова нн о
Следует отличать отглагольные прилагательные кова н ый, жева н ый, клева н ый, в которых пишется одна буква н , так как -ов- и -ев- входят в состав корня, от причастий, в которых пишутся две буквы нн : подкова нн ый, разжева нн ый, исклева нн ый
От кратких форм прилагательных необходимо отличать краткие формы причастий, которые пишутся с н и, как правило, требуют пояснения: дорога изъезже н а (кем?) дети избалова н ы (кем?)
Имена существительные В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с производящей основой: свяще нн ик ←свяще нн ый пута н ик ← пута н ый воспита нн ость ← воспита нн ый варе н ик ← варе н ый Исключение: прида н ое
Наречия В наречиях пишется столько же н , сколько и в слове, от которого оно образовано: Торжестве нн ый – торжестве нн о печаль н ый - печаль н о выглядеть изыска нн о - изыска нн ый
Упражнения
Вставьте пропущенные буквы Карти…ая галерея, деревя…ая ложка, мыши…ая возня, безветре…ый день, торжестве…ый момент, дровя…ой склад, соловьи…ая песня, кухо…ый стол, огне…ый шквал, листве…ый лес, багря…ый закат, новая гости…ая, были…ый богатырь Проверь себя
Проверь себя Картинная галерея, деревянная ложка, мышиная возня, безветренный день, торжественный момент, дровяной склад, соловьиная песня, кухонный стол, огненный шквал, лиственный лес, багряный закат, новая гостиная, былинный богатырь
Вставьте пропущенные буквы Жаре…ая рыба, изране…ый зверь, невида…ый успех, богатое прида…ое, примерный труже…ик, домотка…ая скатерть, мой воспита…ик, сгуще…ое молоко, писа…ая акварелью картина, он говорил взволнова…о, произошла сплошная пута…ица, газирова…ая вода Проверь себя
Проверь себя Жареная рыба, израненный зверь, невиданный успех, богатое приданое, примерный труженик, домотканая скатерть, мой воспитанник, сгущенное молоко, писанная акварелью картина, он говорил взволнованно, произошла сплошная путаница, газированная вода
Вставьте пропущенные буквы Семена рассея…ы. Вы всегда рассея…ы. Земли ограниче…ы морем. Мои желания ограниче…ы. Его предки были возвыше…ы Иваном IV . Его запросы возвыше…ы. Степь была пусты…а. Свеча была погаше…а. Она была рассея…а и невнимательна. У меня любовь к книге воспита…а с детства. Стены домика выкраше…ы масляной краской. Дочь избалова…а, упряма и ветре…а. Проверь себя
Проверь себя Семена рассеяны. Вы всегда рассеянны. Земли ограничены морем. Мои желания ограниченны. Его предки были возвышены Иваном IV . Его запросы возвышенны. Степь была пустынна. Свеча была погашена. Она была рассеянна и невнимательна. У меня любовь к книге воспитана с детства. Стены домика выкрашены масляной краской. Дочь избалованна, упряма и ветрена.
Вставьте пропущенные буквы Золоче..ая поверхность Соле..ые грибы Проблема поставле..а Поджаре..ый лук Неписа..ая субординация Пироги, пече..ые с луком Отчая..ое положение Фарширова..ые яйца Полирова..ая мебель Домотка..ый коврик Златокова..ый ларец Неглаже..ый костюм Нетеса..ые бревна Поноше..ый пиджак Стена сложе..а Смышле..ый малыш Смотрел бессмысле..о Соле..ые бабушкой грибы Стира..ая в машине скатерть Ране..ый в ногу боец Написа..ое письмо Вяза.ый свитер Проверь себя
Проверь себя Золоченая поверхность Соленые грибы Проблема поставлена Поджаренный лук Неписаная субординация Пироги, печеные с луком Отчаянное положение Фаршированные яйца Полированная мебель Домотканый коврик Златокованый ларец Неглаженый костюм Нетесаные бревна Поношенный пиджак Стена сложена Смышленый малыш Смотрел бессмысленно Соленные бабушкой грибы Стиранная в машине скатерть Раненный в ногу боец Написанное письмо Вязаный свитер
Тест
Вопрос № 1 В каком ряду в каждое слово необходимо вставить только одну букву н? голуби...ый, ю...ый, стекля...ый, осе...ий оловя...ый, масля...ый, наследстве...ый, муравьи...ый деревя...ый, ра...ий, благослове...ый, пусты...ый пья...ый, серебря...ый, сви...ой, пря...ый
Вопрос № 2 Найдите словосочетание с прилагательным с суффиксом -ян-. масл...ные руки масл...ный голос масл...ные краски масл...ная бумага
Вопрос № 3 Укажите верное объяснение написания выделенного слова. Берега Онежского озера были освое…ы ещё в III тысячелетии до нашей эры. Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное образовано от местоимения свой с помощью суффикса -ЕНН-. Пишется одна буква Н, так как это краткая форма причастия, образованного от глагола освоить . Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов. Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание -НН-
Вопрос № 4 В каком слове на месте пропуска пишется НН? 1) большие золоче..ые ложки 2) змеи..ый яд 3) деревня освобожде..а 4) рискова..ый поступок
Вопрос № 5 В каком примере пишется Н? 1) плете..ое кресло 2) погаше..ый свет 3) слома..ая спица 4) затеря..ый мир
Вопрос № 6 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города. 1) 1, 2 2)2 3)2, 3 4)1, 3
ОТВЕТЫ 4 3 2 4 1 2 Если вы допустили много ошибок, повторите правила еще раз и выполните тренировочные упражнения. Если все ваши ответы верны, эту тему вы знаете! Удачи на экзамене!
Задание 3 – 2; 4. Задание 4 – ничего; взрастившая. Задание 6 – записи; предокродоначальник. Задание 8 – хорошмир; корнипитаютсвязывают. Задание 9 – 6; 25. Задание 10 – 3; 34 Задание 14 – 3; 11.
1. Любовь к родине означает любовь к родной земле и живущему на ней народу. 2. « Чувство родины " - это любовь к тому месту, где ты родился и прожил много лет, провёл детство. 3. «Родная земля» - это та, которую ты видишь первой в жизни и запоминаешь до самого горизонта - улицу, лес, поле, реку, родные детский садик и школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Дисципли...
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...
Разработка к уроку "Заготовка продуктов. Разработка интеллект-карты" для 7 класса
Данная разработка дает возможность учителю проявить свои творческие способности и провести урок, используя слайды в формате Word. С помощью данной разработки в течение урока учитель организует работу ...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...