Урок "Есть такая страна - фразеология" 5 класс
проект по русскому языку (5 класс)

ВАКАРИНА РИММА НИКОЛАЕВНА

Урок "Есть такая страна - фразеология" 5 класс:

Включает план, технологическую карту, маршрутный лист урока, презентации и дополнительные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

  1. Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, как в воду глядеть.

  1. Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, чёрным по белому, как по маслу, чёрная кошка пробежала, на краю света, как ветром сдуло, чужими руками жар загребать.

  1. Составить с этими фразеологизмами предложения: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.

  1. Тест

1 . Найти «четвёртое лишнее»:

А. Попасть впросак

Б. Попасть на седьмое небо

В. Попасть в переделку

Г. Попасть в переплёт

2. Определить значение фразеологизма на краю света:

А. Далеко

Б. Близко

В. Рядом

Г. Недалеко

3. Найдите афоризм:

А. Куда глаза глядят

Б. Дела давно минувших дней

В. Чужими руками жар загребать

Г. Зуб на зуб не попадает

  1. Фразеологизм – это:

А. Словосочетание

Б. Предложение

В. Устойчивое словосочетание

Г. Слово

  1. Найди предложение с фразеологизмом:

А. Отец мыл руки, засучив рукава.

Б. Набери в рот воды и пополоскай горло.

В. Все работали засучив рукава.

Г. От ветра трепещет осиновый лист.

5. Игра «Закончи фразу»:

  • Уходя с урока, я……
  • Трудности, которые появлялись в процессе работы, я…
  • Мне понравилось на уроке, потому что…
  • Я бы хотел(а) отметить на уроке….
  • Я ухожу с урока….
  • В уроке я бы изменил(а)…

  1. Домашнее задание: 

Сочинение «Из истории фразеологизмов»

Сочинение-повествование  «Весёлая история» (по одному из фразеологизмов, прозвучавших на уроке).



Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой.

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: урок применения предметных знаний .

Цель: дать понятие о фразеологизмах, фразеологических оборотах, формировать умение находить фразеологический оборот в тексте, определять его значение, использовать в речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать понятие «фразеологизм»,  «фразеологический оборот»; уметь находить фразеологический оборот в тексте, определять его значение, использовать в речи.
  • Метапредметные: уметь работать с учебником, другими источниками, находить в них информацию, преобразовывать и передавать её, уметь работать в коллективе, группе, индивидуально, использовать на уроке и в процессе подготовки к нему информационные технологии.
  • Личностные: осознавать, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Его значение процессе получения школьного образования.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, мультимедийный проектор, словари.

Наглядно-демонстрационный материал: презентации по теме урока, таблица «Лексика», шуточные иллюстрации по фразеологизмам, видеоролик «Олимпийский гимн».

Основные понятия и термины: фразеологизм, фразеологический оборот, прямое и переносное значение слова.

План урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Звучит музыка. «Олимпийский гимн».

Вступительное слово учителя. Мы отмечаем юбилей. Пять лет назад в Сочи проходили Зимние олимпийские игры. Сколько было спортсменов новых рекордов! Наши олимпийские чемпионы начинали когда-то с маленьких побед в таких же классах, сидя вот так же, как и вы, за школьными партами. На сегодняшнем нашем уроке мы пройдём еще раз по страницам олимпиадных заданий и творческих конкурсов (конкурс по языкознанию «Русский медвежонок», филологический чемпионат, Олимпиада по основам наук УРФО, конкурс «Родное слово» и др.)  Вы готовы одержать сегодня свои маленькие победы? Вы пришли на урок с хорошим настроением? Посмотрите, всё ли необходимое для работы на уроке у вас есть на парте?  Успехов вам, ребята!

  1. Актуализация знаний УУД. Проверка домашнего задания. Работа в парах. Работа на компьютерах. Проверочные работы №1, №2 по теме «Лексика» (электронное приложение к УМК).

  1. Целеполагание. Первичное восприятие и усвоение нового учебного  материала.
  • Инсценирование ученицами стихотворения В. Суслова «Как работает слово». Демонстрация презентации.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по - разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пойдёт»!

А гуси и утки сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идёт:

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую…Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Анализ стихотворения с точки зрения наличия и роли фразеологизмов.

  • Формулирование темы урока. Формулирование проблемных вопросов, которые необходимо решить на уроке. (Какова роль фразеологизмов в нашей речи? Имеют ли фразеологизмы прямое значение?)

  • Работа с учебником. Нахождение в учебнике ответа на вопросы:

- Что такое фразеологизмы?

- Какова их роль?

-  Как возникли фразеологизмы?

  • Работа со словарями. Презентация «О чём нам расскажут словари».  Учащимся предлагается несколько словарей. Они должны определить роль каждого словаря. Аннотация на фразеологический словарь. (Во фразеологическом словаре можно найти толкование различных устойчивых словосочетаний, фразеологизмов. Фразеологизмов очень много, и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно.)

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и заданий. 

Выполнение упражнений и заданий:

  • Словарная работа. Выбрать из предложенного учителем списка слов только те, которые относятся к теме урока.

(Лексикология, лексика, лексикон, морфемика, синонимы, пунктуация,  орфограмма, коммуникация, предложение, словосочетание, транскрипция, фонетика, графика, орфоэпия, лингвистика, синтаксис, антонимы, прямое значение слова, переносное значение слова.)

  • Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света (далеко), намылить шею (проучить, наказать), пешком ходить под стол (маленький), зуб на зуб не попадает (замёрз), зарубить на носу (запомнить), как в воду глядеть (предвидеть, предсказать).

  • Подобрать к фразеологизмам фразеологизмы-синонимы: два сапога пара (одного поля ягода), перековать мячи на орала (вложить меч в ножны).

  • Подобрать к фразеологизмам фразеологизмы-антонимы: засучив рукава (спустя рукава), заварить кашу (расхлёбывать кашу), тяжёл на подъём (лёгок на подъём).

  • Выполнить задания на лингвистическом тренажёре (интерактивная доска): соотнести фразеологизмы и их значение.

  • Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

  • Различить фразеологизмы и афоризмы: куда глаза глядят; витать в облаках; как осиновый лист; а ларчик просто открывался; да только воз и ныне там; дела давно минувших дней; чужими руками жар загребать; в человеке должно быть всё прекрасно. 

  1. Динамическая музыкальная пауза.

  1. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

  • Презентация «Фразеологические загадки»:

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут.

Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывают это дело.

Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.

Её просит «рваная» обувь.

Она в голове у путаников.

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей.

В неё прячут концы нечестные люди.

Иногда они выходят из неё сухими.

Задание: отгадать загадки и найти фразеологизмы, которые «спрятаны» в них.

  • Игра «Подари хорошее настроение!» Составить свои фразеологические загадки (учащиеся дарят сюрпризы-открытки со своими фразеологическими загадками одноклассникам).

  • Игра «Четвёртый лишний».

Найти четвёртый лишний фразеологизм:

- Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

- Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

- Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему формиремых УУД. 
  • Тест по теме «Фразеологизмы»

Творческое задание «Шуточная картинная галерея»:

  • С помощью шуточных рисунков передать толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нём лица нет, попасть в переплёт, на воре шапка горит, кипеть от негодования.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

  • Сочинение «Из истории фразеологизмов».
  • Составить свои фразеологические загадки.
  • Сочинение по одному из фразеологизмов, прозвучавших на уроке.

  1. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.

Выводы по проблеме урока.

Оценка работы учащихся. Анализ Личных пакетов достижений (учащиеся в течение урока за правильный ответ пополняли «бонусами» и жетонами Личные пакеты достижений).

 Игра «Закончи фразу»:

  • Уходя с урока, я……
  • Трудности, которые появлялись в процессе работы, я…
  • Мне понравилось на уроке, потому что…
  • Я бы хотел(а) отметить на уроке….
  • Я ухожу с урока….
  • В уроке я бы изменил(а)…

Звучит музыка. Песня «Вместе весело шагать по просторам». Игра «Весёлая доска». Фразеологизмы из КИМов ОГЭи ЕГЭ: учащиеся выходят и снимают с доски смайлики, на обратной стороне которых написаны фразеологизмы, которые необходимо использовать при выполнении домашнего задания.

Литература, использованная при подготовке урока:

  • Русский язык. Теория. 5—9 классы. Углубленный уровень/ Бабайцева В.В. – М.: Дрофа, 2017.
  • Русский язык. Сборник заданий для 5 класса: пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы. Углубленный уровень» для школ с углублённым изучением русского языка/В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. – М.: Дрофа, 2017
  • Рабочие тетради для 5 класса/В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков, М. И. Сергиенко и др. – М.: Дрофа, 2017
  • http://www.rus.1september.ru 
  • www.ug.ru – сайт «Учительской газеты»;
  • http://rus.rusolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку;
  •  http://www.rm.kirov.ru - конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех";
  • http://it-.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com - ИКТ  на уроках русского языка;
  • http://www.internet-school.ru - НП "Телешкола".

 

Лексикология, лексика, лексикон, морфемика, синонимы, пунктуация,  орфограмма, коммуникация, предложение, словосочетание, транскрипция, фонетика, графика, орфоэпия, лингвистика, синтаксис, антонимы, прямое значение слова, переносное значение слова.

Два сапога пара

Одного поля ягода

Перековать мячи на орала

Вложить меч в ножны

Засучив рукава

            Спустя рукава

Заварить кашу

Расхлёбывать кашу

Тяжёл на подъём

Лёгок на подъём

Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.

Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.

 Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.

Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.

Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.

Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

 Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

 Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

Куда глаза глядят;

 Витать в облаках;

 Как осиновый лист;

А ларчик просто открывался;

Да только воз и ныне там;

Дела давно минувших дней;

Чужими руками жар загребать;

 В человеке должно быть всё прекрасно.

В. Суслова «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по - разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пойдёт»!

А гуси и утки сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идёт:

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую…Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут.

Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывают это дело.

Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.

Её просит «рваная» обувь.

Она в голове у путаников.

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей.

В неё прячут концы нечестные люди.

Иногда они выходят из неё сухими.

Найти четвёртый лишний фразеологизм:

  • Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  • Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
  • Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

Найти четвёртый лишний фразеологизм:

  • Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  • Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
  • Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка

Класс: 5б

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: урок применения знаний

      Данный урок входит в раздел «Лексикология и фразеология» и является одним из последних в этом разделе. Он следует после урока первичного предъявления знаний по теме «Фразеология как наука. Понятие о фразеологизмах».

В классе 27 человек. Реальные учебные возможности класса можно определить как низкие у 3 человек, средние - 10 , выше среднего - у 11, высокие у 3 учащихся. Имеют высокий уровень учебной мотивации 92% учащихся. Трудности в усвоении программы, особенно орфографических норм языка, испытывают  около 11% . Способности к творчеству проявляют 46%. Качество знаний учащихся на сегодняшний день составляет 62%.

       При подготовке урока были учтены как особенности класса в целом, так и возможности отдельных учащихся: Тихонов Артём владеет информационно-коммуникационными технологиями – ему было предложено сделать презентации к уроку; увлекаются искусством Кочеткова Ирина и Воронцова Екатерина – нарисовали шуточные иллюстрации по фразеологизмам; любят читать стихотворения Тялош Влада и Смолькова Анастасия – они приготовили инсценирование стихотворения.

        Все формы работы на уроке были направлены на следующие образовательные результаты:

 Предметные: знать понятие «фразеологизм»,  «фразеологический оборот»; уметь находить фразеологический оборот в тексте, определять его значение, использовать в речи.

Метапредметные: уметь работать с учебником, словарями, другими источниками, находить в них информацию, преобразовывать и передавать её, уметь работать в коллективе, группе, индивидуально, использовать на уроке и в процессе подготовки к нему информационные технологии.

Личностные: осознавать, что русский язык - одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение процессе получения школьного образования.

      Урок строился на принципах развивающего и проблемного обучения, предполагающего активность и сознательность учащихся, принятие ими цели учебно-познавательной деятельности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

       Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Она обусловлена использованием элементов технологий: проблемное обучение, технология сотрудничества, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, тест-технологий, информационно-коммуникационных.

       Познавательная активность учащихся на уроке поддерживалась через актуализацию имеющихся знаний по теме и постепенное привнесение в урок новых сведений и поэтапное их закрепление в процессе выполнения упражнений. Разнообразные виды деятельности (метапредметная тема», работа с ЦОР, инсценирование, работа со словарями, лингвистический тренажёр,  выполнение различных упражнений, представление презентаций, игры «Четвёртый лишний», «Шуточная картинная галерея», «Хорошего настроения!», «Фразеологические загадки» и др.) поддерживали интерес учащихся к уроку на достаточно высоком уровне. Музыкальная композиция перед началом урока содействовала созданию необходимого эмоционального настроя, а динамическая пауза - рефлексия. Всё это в комплексе также было нацелено на предупреждение переутомления учащихся, а в конечном итоге и на сохранение их здоровья.

      На уроке применялись индивидуальные, парные, групповые формы работы. 

Главным этапом урока считаю следующие этапы урока: самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков, обобщение усвоенного и включение его в систему формируемых УУД, где ставились следующие цели и задачи: обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике, самостоятельное использование полученных знаний при выполнении заданий.

Время на всех этапах было распределено рационально, «связки» между этапами логичны, последовательны.

      Отбор дидактических материалов, применение ТСО, мультимедийного проектора, ноутбуков, наглядных пособий были направлены на достижение образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных.

Контроль знаний осуществлялся на разных этапах урока, для всего класса при помощи ЦОР и в виде теста – на 2-х этапах: на этапе актуализации знаний и на этапе обобщения усвоенного и включение его в систему формирования УУД.

       Уйти с урока с зафиксированным результатом, выстроить смысловую цепочку урока, сравнить свою деятельности и деятельность своих одноклассников помогла рефлексия. Рефлексия содержания учебного материала осуществлялась через упражнение «Незаконченная фраза»: Уходя с урока, я… Трудности, которые появлялись в процессе работы, я… Мне понравилось на уроке, потому что… Я бы хотел(а) отметить на уроке… Я ухожу с урока… В уроке я бы изменил(а)…;

 рефлексия деятельности – через игры «Весёлая доска», «Личный пакет достижений».

      Цели, поставленные в начале урока, удалось реализовать полностью.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Тип урока

Урок применения предметных знаний

Тема урока

Фразеологизмы

Метапредметная тема

«Есть такая страна – ФРАЗЕОЛОГИЯ…»

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: знать понятие «фразеологизм»,  «фразеологический оборот»; уметь находить фразеологический оборот в тексте, определять его значение, использовать в речи.
  • Метапредметные: уметь работать с учебником, словарями, другими источниками, находить в них информацию, преобразовывать и передавать её, уметь работать в коллективе, группе, индивидуально, использовать на уроке и в процессе подготовки к нему информационные технологии.
  • Личностные: осознавать, что русский язык - одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение процессе получения школьного образования.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, мультимедийный проектор, словари, Личные пакеты достижений.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентации по теме урока, лингвистический тренажёр «Значение фразеологизмов», таблица «Лексика», шуточные иллюстрации по фразеологизмам, раздаточный материал для индивидуальных заданий.

Основные понятия и термины

Фразеология, фразеологизм, фразеологический оборот, прямое и переносное значение слова.

Технологии

Проблемное обучение

Сценарий урока

Этапы урока, его задачи

Деятельность учителя

Методы, формы

Деятельность

 учащихся

Формирование

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению материала.

Звучит музыка. «Олимпийский гимн». Вступительное слово учителя. Мы отмечаем юбилей. Пять лет назад в Сочи проходили Зимние олимпийские игры. Сколько было спортсменов новых рекордов! Наши олимпийские чемпионы начинали когда-то с маленьких побед в таких же классах, сидя вот так же, как и вы, за школьными партами. На сегодняшнем нашем уроке мы пройдём еще раз по страницам олимпиадных заданий и творческих конкурсов (конкурс по языкознанию «Русский медвежонок», филологический чемпионат, Олимпиада по основам наук УРФО, конкурс «Родное слово» и др.)  Вы готовы одержать сегодня свои маленькие победы? Вы пришли на урок с хорошим настроением? Посмотрите, всё ли необходимое для работы на уроке у вас есть на парте?  Успехов вам, ребята!

Словесный. Репродуктивный.

Фронтальная.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. Знакомятся с маршрутным листом урока.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся знания, умения.

Познавательные: осознание познавательной задачи.

Регулятивные: планирование необходимых действий, операций.

2. Актуализация знаний УУД. Проверка домашнего задания.

Воспроизведение ранее изученного,  установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях.

- Уже несколько уроков мы свами путешествуем по интересной стране, которая называется Лексикология. Давайте вспомним о том, что изучалось на предыдущих уроках.

 Организует проверку домашнего задания при помощи ЦОР.

Проблемный.

Индивидуальная и парная.

Работа на компьютерах (электронное приложение к УМК). Выполняют проверочную работу по теме «Лексикология». Взаимооценка. При безошибочном выполнении кладут жетоны в Личный пакет достижений.

Личностные: формирование мотивации к учебной деятельности, информационно-коммуникационных навыков.

 Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: понимание и  сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: при взаимооценке умение задать вопрос, слушать других и ответить на вопросы одноклассников,  высказать и обосновать свою точку зрения.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Организует чтение ученицами (инсценирование) стихотворения В. Суслова «Как работает слово». Демонстрирует презентацию «В. Суслов «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по - разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пойдёт»!

А гуси и утки сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идёт:

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую…Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Организует анализ стихотворения с точки зрения наличия и роли фразеологизмов. Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

Ставит цель перед учащимися: сформулировать тему урока, проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке. (Какова  роль фразеологизмов в нашей речи? Имеют ли фразеологизмы прямое значение?)

Организует работу с учебником, учит читать и пересказывать лингвистический текст. (Нахождение в учебнике ответа на вопросы «Что такое фразеологизмы? Какова их роль? Как возникли фразеологизмы?»).

Проводит работу со словарями. Вместе с учащимися демонстрирует презентацию «Словари». ( Учащимся предлагается несколько словарей. Они должны определить роль каждого словаря и сделать аннотация на фразеологический словарь.)

Демонстрирует презентацию «О чём говорят словари?», помогает учащимся сделать вывод. (Во фразеологическом словаре можно найти толкование различных устойчивых словосочетаний, фразеологизмов. Фразеологизмов очень много, и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно, поэтому часто возникает необходимость обращения к фразеологическому словарю.)

Частично-поисковый.

Проблемный.

Групповая.

Фронтальная.

Парная

Инсценируют и анализируют стихотворение, в диалоге с учителем формулируют тему урока, проблемные вопросы, цель учебной деятельности, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, читают и пересказывают лингвистический текст, работают с учебниками и словарями, делают выводы.

Личностные: осознание своих возможностей в учении, способность рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, умение связывать свои успехи с усилиями, трудолюбием; проявление способностей к самооценке своих действий; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 

Познавательные: установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, извлечение необходимой информации из прочитанного, прослушанного, увиденного, систематизация собственных знаний. 

Регулятивные: планирование вместе с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимых действий,  операций, умение действовать по плану.

Коммуникативные: умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, выразительно читать стихотворный текст, делать выводы и обобщения.

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и заданий.

 Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Организует словарную работу.

- Выбрать из предложенного учителем списка слов только те, которые относятся к теме урока.

(Лексикология, лексика, лексикон, морфемика, синонимы, пунктуация,  орфограмма, коммуникация, предложение, словосочетание, транскрипция, фонетика, графика, орфоэпия, лингвистика, синтаксис, антонимы, прямое значение слова, переносное значение слова.) 

- Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света (далеко), намылить шею (проучить, наказать), пешком ходить под стол (маленький), зуб на зуб не попадает (замёрз), зарубить на носу (запомнить), как в воду глядеть (предвидеть, предсказать).

Вместе с учащимися осуществляет интеграцию в уроке, создаёт рабочие группы и направляет их работу по выполнению следующих заданий:

  • Подобрать к фразеологизмам фразеологизмы-синонимы: два сапога пара (одного поля ягода), перековать мячи на орала (вложить меч в ножны).

  • Подобрать к фразеологизмам фразеологизмы-антонимы: засучив рукава (спустя рукава), заварить кашу (расхлёбывать кашу), тяжёл на подъём (лёгок на подъём).

  • Выполнить задания на лингвистическом тренажёре (интерактивная доска): соотнести фразеологизмы и их значение.

  • Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.

  • Различить фразеологизмы и афоризмы: куда глаза глядят; витать в облаках; как осиновый лист; а ларчик просто открывался; да только воз и ныне там; дела давно минувших дней; чужими руками жар загребать; в человеке должно быть всё прекрасно.

Поисковый.

Проблемный.

Групповая.

Парная.

Работают с учебником, словарями. Дают определения терминов. Выполняют различные упражнения. Оценивают свои знания и знания своих одноклассников. Связывают материал урока с изученным материалом по литературе и истории.

Личностные: желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, словарях, рабочих тетрадях. 

Регулятивные: контролирование учебных действий, умение находить ошибки, осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

5. Динамическая пауза.

Психологическая и физическая разгрузка учащихся.

Организует вместе с учащимися музыкальную динамическую паузу.

Коллективная

Выполняют физические упражнения.

Личностные: формирование культуры здорового образа жизни.

 Познавательные: умение слушать, извлекать нужную информацию.

 Регулятивные: планирование вместе с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимых действий,  операций, умение действовать по плану.

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

 Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике, самостоятельное их использование при выполнении заданий.

Вместе с учащимися представляет презентацию «Фразеологические загадки»:

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут.

Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывают это дело.

Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.

Её просит «рваная» обувь.

Она в голове у путаников.

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей.

В неё прячут концы нечестные люди.

Иногда они выходят из неё сухими.

- Попробуйте отгадать загадки и найти фразеологизмы, которые спрятаны в них.

Организует деятельность учащихся по выполнению задания «Проба пера»:

  • Составить свои фразеологические загадки. Игра «Хорошего настроения!» (Учащиеся дарят сюрпризы-открытки со своими фразеологическими загадками одноклассникам.)

Проводит игру «Четвёртый лишний».

- Найти четвёртый лишний фразеологизм:

  • Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  • Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
  • Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

Поисковый.

Проблемный.

Индивидуальная.

Парная.

Представляют презентацию, выполняют задания, проверяют по эталону.

Отгадывают фразеологические загадки, ищут «спрятанные» в них фразеологизмы.

Личностные: желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование информационно-коммуникационных навыков.

Познавательные: умение читать и слушать, извлекать нужную ин-формацию, самостоятельно находить её в материалах презентации.

Регулятивные: контролирование учебных действий, умение находить ошибки, осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах и индивидуально с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы; комментирование текста, обоснование выбора.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему формируемых УУД. Обобщение и систематизация новых знаний, формирование рациональных способов применения их на практике, самостоятельное  использование знаний и включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Проводит тест по обобщению знаний. 

Тест

1 . Найти «четвёртое лишнее»:

А. Попасть впросак

Б. Попасть на седьмое небо

В. Попасть в переделку

Г. Попасть в переплёт

2. Определить значение фразеологизма на краю света:

А. Далеко

Б. Близко

В. Рядом

Г. Недалеко

3. Найдите афоризм:

А. Куда глаза глядят

Б. Дела давно минувших дней

В. Чужими руками жар загребать

Г. Зуб на зуб не попадает

  1. Фразеологизм – это:

А. Словосочетание

Б. Предложение

В. Устойчивое словосочетание

Г. Слово

  1. Найди предложение с фразеологизмом:

А. Отец мыл руки, засучив рукава.

Б. Набери в рот воды и пополоскай горло.

В. Все работали засучив рукава.

Г. От ветра трепещет осиновый лист.

Организует деятельность учащихся по выполнению творческого задания «Шуточная картинная галерея».

- С помощью шуточных рисунков передать толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нём лица нет, попасть в переплёт, на воре шапка горит, кипеть от негодования.

Даёт  и комментирует домашнее задание (по выбору  учащихся)

  • Сочинение «Из истории фразеологизмов».
  • Составить фразеологические загадки.
  • Сочинение по одному из фразеологизмов, прозвучавших на уроке.

Поисковый.

Проблемный.

Групповая.

Парная.

Выполняют итоговый тест. Оценивают свои знания, передают толкование фразеологизмов в рисунках, угадывают фразеологизмы по шуточным рисункам, комментируют их,  определяют значение фразеологических оборотов, подбирают синонимы, антонимы к ним, Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Личностные: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, понимание значения знаний для человека.

Познавательные: умение читать и слушать, извлекать нужную ин-формацию, приобретение умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивание своей работы, контролирование учебных действий, умение находить ошибки, осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществление деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы; комментирование текста, высказывание и обоснование своей точки зрения, формулирование вопросов.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов урока.

Вместе с учащимися подводит итоги урока.

Помогает сделать выводы по проблеме урока.

Оценивает работы учащихся. Анализирует Личные пакеты достижений учащихся.

Проводит игру «Закончи фразу»:

  • Уходя с урока, я……
  • Трудности, которые появлялись в процессе работы, я…
  • Мне понравилось на уроке, потому что…
  • Я бы хотел(а) отметить на уроке….
  • Я ухожу с урока….
  • В уроке я бы изменил(а)…

Организует игру «Весёлая доска».

Звучит музыка. Песня «Вместе весело шагать по просторам». Игра «Весёлая доска». Фразеологизмы из КИМов ОГЭ и ЕГЭ: учащиеся выходят и снимают с доски смайлики, на обратной стороне которых написаны фразеологизмы. Их необходимо использовать при выполнении домашнего задания.

Частично-поисковый.

Индивидуальная.

Подводят итоги урока.

Делают выводы по проблеме урока.

Помогают учителю оценивать работу одноклассников. Анализируют Личные пакеты достижений.

Участвуют в игре «Закончи фразу» и «Весёлая доска».

Личностные: понимание значения знаний для человека их применения в практической деятельности.

Познавательные: установление взаимосвязи  между объектом приобретённых знаний умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретение умения мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивание своей работы. Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний; умения делать выводы и обобщения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы

Слайд 2

Место фразеологии в системе стилей речи Стили речи, в которых возможно использование фразеологизмов Разговорный Художественный Публицистический

Слайд 3

Фразеологизм – экспрессивно окрашенное сочетание слов Пускаться наутек Уносить ноги Смазать пятки Рад сквозь землю провалиться Кожа да кости Можно ребра пересчитать Быть на седьмом небе

Слайд 4

Определение Фразеологизм – это целое неразделимое устойчивое выражение. Слова, составляющие фразеологизм, ВСЕ ВМЕСТЕ значат совсем не то, что они же значат по отдельности. «ЧТО ТЫ, БАБА, БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ?» - спросил старик у старухи в сказке …

Слайд 5

Замените фразеологизмы лексическими синонимами глаголами наречиями прилагательными Как в воду кануть; сиять как медный самовар; поставить точку; быть вне себя; устроить разнос; лезть на рожон; набрать в рот воды; прятать глаза. Что есть мочи; сию минуту; без зазрения совести; ежу понятно; Стальные нервы; вольный как ветер; за словом в карман не полезет; встать не с той ноги. на скорую руку.

Слайд 6

Подберите фразеологизмы Подчиняться Метко Тугодум Умный

Слайд 7

Подберите фразеологизмы к картинкам

Слайд 8

Подберите лексические антонимы к фразеологизмам Засучив рукава. Заварить кашу. Тяжел на подъем. Во весь опор. Быть на седьмом небе. Вставлять палки в колеса.

Слайд 9

Роль фразеологизмов Фразеологизмы – это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. Сравните выражения: «К нам неожиданно приехали гости» и «Гости свалились как снег на голову».

Слайд 10

Сделаем вывод Расскажите о фразеологизмах. Почему такие объявления вызовут улыбку? - Вставляю палки в колеса. - Обучаю игре на нервах. - Куплю хорошо подвешенный копченый язык.

Слайд 11

Умный Светлая голова Кладезь премудрости Ума палата Семи пядей во лбу Голова на плечах Мудрый как царь Соломон Ума не занимать

Слайд 12

Метко Без промаха В самую точку В яблочко Не в бровь, а в глаз

Слайд 13

Подчиняться Склонить голову Надеть себе хомут на шею Плясать под чужую дудку Ходить по струнке Идти на поводу Быть под каблуком Становиться на колени

Слайд 14

Тугодум Доходит как до жирафа Доходит на третий день Доходит как до утки на пятые сутки



Предварительный просмотр:

В. Суслова «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по - разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пойдёт»!

А гуси и утки сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идёт:

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую…Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут.

Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывают это дело.

Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.

Её просит «рваная» обувь.

Она в голове у путаников.

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей.

В неё прячут концы нечестные люди.

Иногда они выходят из неё сухими.

Найти четвёртый лишний фразеологизм:

  • Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  • Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
  • Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт


Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

  1. Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, как в воду глядеть.

  1. Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, чёрным по белому, как по маслу, чёрная кошка пробежала, на краю света, как ветром сдуло, чужими руками жар загребать.

  1. Составить с этими фразеологизмами предложения: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.

  1. Тест

1 . Найти «четвёртое лишнее»:

А. Попасть впросак

Б. Попасть на седьмое небо

В. Попасть в переделку

Г. Попасть в переплёт

2. Определить значение фразеологизма на краю света:

А. Далеко

Б. Близко

В. Рядом

Г. Недалеко

3. Найдите афоризм:

А. Куда глаза глядят

Б. Дела давно минувших дней

В. Чужими руками жар загребать

Г. Зуб на зуб не попадает

  1. Фразеологизм – это:

А. Словосочетание

Б. Предложение

В. Устойчивое словосочетание

Г. Слово

  1. Найди предложение с фразеологизмом:

А. Отец мыл руки, засучив рукава.

Б. Набери в рот воды и пополоскай горло.

В. Все работали засучив рукава.

Г. От ветра трепещет осиновый лист.

5. Игра «Закончи фразу»:

  • Уходя с урока, я……
  • Трудности, которые появлялись в процессе работы, я…
  • Мне понравилось на уроке, потому что…
  • Я бы хотел(а) отметить на уроке….
  • Я ухожу с урока….
  • В уроке я бы изменил(а)…

  1. Домашнее задание: 

Сочинение «Из истории фразеологизмов»

Сочинение-повествование  «Весёлая история» (по одному из фразеологизмов, прозвучавших на уроке).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарь антонимов. Фразеологический словарь

Слайд 2

Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь– это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него! Анатоль Франс

Слайд 3

Словарь антонимов Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них.

Слайд 4

Мириться - ссориться , ругаться, браниться . Далеко – близко , рядом.

Слайд 5

Словари антонимов фиксируют и объясняют слова с противоположными лексическими значениями. Слова в словаре расположены парами. Иногда значение каждого из противоположных слов толкуется с помощью краткого определения, приводятся примеры из художественной и научно-популярной литературы.

Слайд 6

Веселье – грусть , печаль , тоска , уныние . Бедный – богатый , состоятельный , зажиточный .

Слайд 7

Д ЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ АНТОНИМЫ ?

Слайд 8

Черный – белый, Большой - маленький Для сопоставления и противопоставления

Слайд 9

«Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись, В день уныния смирись: День веселья , верь, настанет!» А.С.Пушкин Для большей художественной выразительности

Слайд 10

Фразеологический словарь Объясняет значения фразеологизмов, рассказывает об их происхождении, приводит фразеологические синонимы и антонимы.

Слайд 11

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора . Их авторство не имеет никакого значения: эти « витаминчики » — «изюминки» прочно вошли в наш язык и воспринимаются нами как естественный элемент речи, идущий от народа, из глубины веков.

Слайд 12

После дождичка в четверг - никогда Сломя голову – быстро, рукой подать – близко.

Слайд 13

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие. На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий.

Слайд 14

Д ЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Слайд 15

Они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

словари Существует много разных словарей: толковые,энциклопедические,слово-образовательные,орфографические , словари иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологические словари, двуязычные словари( русско - английский, англо-русский и т.д .).

Слайд 2

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля- явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Это самый полный толковый словарь для углубленного изучения русского языка, уточнения понятий и правильного употребления слов и выражений. Неоценимое пособие по изучению пословиц и поговорок. Толковый словарь растолковывает значение каждого слова

Слайд 3

Энциклопедический словарь Энциклопедия- это сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для обширного круга читателей. Цель энциклопедии- собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придет после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки , обогащенные знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям.

Слайд 4

Орфографический словарь. . Орфографи́ческий слова́рь — словарь , содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии. Орфографические словари учат нас правильно, грамотно писать слова

Слайд 6

Справочная литература, к которой относятся словари, призвана давать емкую и сжатую информацию о понятиях, предметах, деятелях в каких-либо областях знаний, науки, культуры и тому подобное. Составление словарей это кропотливый, научный, часто многолетний труд специалистов. Словари помогают развитию интеллекта, кругозора человека и дают возможность получить знания в той области, в которой нет специальных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок "Что такое право" 9 класс

Данный урок повторения и обобщения дан как урок подготовки к ГИА по обществознанию в игровой форме с использованием компьютерных технологий и программного обеспечения к интерактивной доске Smart board...

Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...

Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.

Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....

Урок по наглядной геометрии "Что такое окружность?" 6 класс

На тему «Окружность» в 6 классе по учебнику Шарыгина И.Ф., Ерганжиева Л.Н. отводится 3 урока: 1-й урок:  «Что такое окружность?» 2-й урок:  «Деление ок...

тест "Что такое общество?" 8 класс

повторительно-обобщающий тест по обществознании "Что такое общество?" 8 класс, с ответами. ...

«Россия – Родина моя: я другой такой страны не знаю»

Рассаказ о своей малой Родине, ее богатствах и красотах....

А ЗНАЛИ ЛИ ВЫ, ЧТО МЕЖДУ ТАКИМИ СТРАНАМИ, КАК США И РОССИЯ НАХОДИТСЯ РАССТОЯНИЕ ВСЕГО В 4 КМ?

Прочев название статьи, вы наверняка задались вопросом: "США и Россия достаточно далеко от друг друга, на разных материках. Но почему же между ними столь маленькое расстояние?" США и Ро...