Способы связи однородных членов предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Сябро Инна Александровна

Урок русского языка в 8 классе

Способы связи однородных членов предложения

(урок закрепления)

 

Ход урока и цель урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chleny.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Способы связи однородных членов предложения

(урок закрепления)

Цели:

1) углубить понятие об однородных членах (способ связи между однородными членами, возможность их распространения, несколько рядов однородных членов);

2) развить умения обосновывать однородность членов предложения в тексте, интонационно правильно воспроизводить их; формировать пунктуационный навык;

3) воспитывать творческую активность, пробудить интерес к изучению темы.

Ход урока

I. ОНУ

II. Лингвистическая разминка на интерактивной доске

1) Орфоэпический минимум (обучающиеся расставляют ударения в словах совместно с учителем)

Мельком

Средства

Красивее

Туфля

Щавель

Электропровод

Позвонишь

2) Лексический минимум (найти соответствие слова с его лексическим значением)

Хиромантия

деятельность человека, направленная на анализ и осмысление своих действий.

Эпос

раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст

Рефлексия

повествовательный род литературы наряду с лирикой и драмой.

Синтаксис

древнейшая форма гадания по кожному рельефу ладони.

Работают обучающиеся, сидящие на первом и третьем рядах. Средний ряд выполняет проверочное тестирование по теме «Однородные члены предложения».

III. Мотивация к учебной деятельности

Обучающиеся записывают в тетрадях текст:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.

IV. Постановка учебных задач

- Как вы понимаете эти слова К.Паустовского?

- Почему из сотен «мудрых» мыслей мы записали именно эти слова?

- Какие практические цели вы ставите перед собой сегодня на уроке?

V. Актуализация знаний по теме

- Как вы расставили знаки препинания в первом предложении?

- Почему стоит запятая перед союзом «что»?

- Чем осложнено первое простое предложение в составе сложного?

- Почему мы не ставим запятую между этими членами предложения?

- Когда ещё мы не ставим запятую между ОЧП?

- Рассмотрим второе предложение. Составим его схему. (Один обучающийся работает у доски.

- Какими однородными членами осложнено это простое предложение?

- Как мы расставили знаки препинания? Почему?

- В каких ещё случаях между ОЧП ставится запятая?

VI. Распределительный диктант (запятая ставится/ не ставится)

Два ученика работают за доской. Остальные обучающиеся рисует в тетради две колонки. Пишем номера предложений и рисуем их схемы.

1. Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой.

2. И месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне святой.

3. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.

4. Мал золотник, да дорог.

5. Туман окутал как долину, так и подножье горы.

6. Неправдой свет пройдёшь да назад не воротишься

7. Его дела шли ни шатко ни валко.

Запятая ставится:

Запятая не ставится:

2 [и ___, и ___, и ___].

3 [__ и __, __ и __,  __ и __].

4 [=, да =].

5. [как _ _ _, так и _ _ _].

1 [___ и ___].

6 [= да =].

7 [- =].

VII. Синтаксический разбор предложения

Чехов сам себя воспитывал и дал нам суровый урок порядочности по отношению к людям и к своему писательскому труду.

VIII. Работа с упражнением учебника (упр.336, стр.194)

IX. Задание для текущего контроля (V вариантов)

Разобрать синтаксически. Нарисовать схему, указывая ОЧП.

I вариант. Теряя надежду, верные и преданные собаки умирают тихо, без ропота, в страданиях.

II вариант. Небольшой щенок никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

III вариант. Обессиленная и уставшая собака вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь.

IV вариант. Наконец уставший, потерявший надежду Бим пал между рельсами, вытянул все четыре лапы и тихонько заскулил.

V вариант. Муму подошла к забору, понюхала и залилась громким и пронзительным лаем.

VI вариант. Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостом.

X. Подведение итогов урока

- Итак, что узнали на уроке нового?

- Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?

- Было ли вам трудно?

Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

- Кому бы вы поставили оценку за работу на уроке? Почему?

XI. Рефлексия

В «рефлексивную шкатулку» обучающиеся кладут стикеры с информацией о том, чего они достигли на уроке, понравилось ли им и т. п.


Приложение к уроку

Проверочное тестирование по теме «Однородные члены предложения»

А1. В каком ряду все союзы разделительные?

1) и, или, тоже;

2) либо, не то… не то, также;

3) или, либо, то…то;

4) а, или, либо.

А2. В каком предложении союз и соединяет однородные члены предложения? Знаки препинания не расставлены.

1) Тень от тучи легла и слилась и смешалась с травой.

2) И вечер тепел там и ночь душна.

3) Плыть весело и погода стояла на диво.

4) С вечера подморозило и лужи покрылись тонким пузырчатым ледком.

А3. В каком предложении используется союз да в значении но? Знаки препинания не расставлены.

1) А Васька слушает да ест.

2) С острова доносились обрывки разговоров да тонкие голоса пригородных пароходов.

3) И под звездами балканскими вспоминаем неспроста ярославские рязанские да смоленские места.

4) Дружба да братство дороже всякого богатства.

А4. На месте каких цифр необходимо поставить запятые?

Мы служили с ним вместе (1) и в одном полку (2) и в одной роте (3) и в одном взводе (4) и в окопе рядом (5) локоть к локтю.

1) 1, 2, 3; 2) 2, 3, 4; 3) 2, 4, 5; 4) 2, 3, 4, 5.

А5. На месте каких цифр необходимо поставить запятые?

Унылая степь белела дымчатыми султанами ковыля (1) высохшими плешинами потрескавшихся от жары солончаков (2) струилась текучим (3) и зыбким маревом (4) и горячо дышала полуденным зноем.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2, 3.

А6. На месте каких цифр необходимо поставить запятые?

Зимой заяц рад полакомиться на огороде мерзлой кочерыжкой капусты (1) или забежать в плодовый сад (2) и отведать там коры яблонь (3) или подкормиться молодыми всходами озимой ржи.

1) 1, 2, 3; 2) 1, 3; 3) 1, 2; 4) 2, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Способы связи однородных членов предложения"

Данный урок по типу является комбинированным. Урок начинается с повторения изученного материала, с помощью цифрового выборочного диктанта повторяются известные учащимся способы связи однородных членов...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Средства связи однородных членов предложения"

Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид урока: урок-исследование, форма проведения: заочная экскурсия.Цель урока: - познакомить обучающихся с различными способами связи однородных членов предложения...