Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе поможет спланировать работу по подготовке к итоговой аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_elektivnogo_kursa_9_klass_kabychkina_i.e._.doc | 783 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная итоговая аттестация в новой форме (ГИА) значительно отличается от традиционного экзамена по русскому языку как по содержанию, так и по форме проведения. Главная особенность ГИА, а в 11-м классе и ЕГЭ в полноте охвата курса русского языка, то есть всех его разделов. Именно поэтому учащимся 9-го класса был предложен элективный курс «Учимся писать грамотно», программа которого позволяет углубиться в основные вопросы лингвистики. Проблема состоит в том, что учебный план основной школы предлагает только 2 часа на изучение русского языка в 9-м классе, что не позволяет освоить задания повышенного уровня и досконально проработать творческое задание.
Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс. Название курса уже заявляет о языке как о системе, предполагает обзор уровней языка и языковых единиц (фонетику и звуки речи, морфемику, словообразование и морфемы, лексику и слово с его лексическим значением, морфологию и части речи, синтаксису и словосочетанию, предложению). При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 5-9 классах, что обусловило включение в курс следующих частей: «Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение», «Учимся выполнять тестовые задания».
Основные компоненты содержания курса
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст сочинения-рассуждения.
Методы и формы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»);
продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения-рассуждения»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.);
беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»);
работа со словарями (на занятии « Синонимы. Омонимы. Антонимы»);
анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче выпускных экзаменов.
Формы контроля достижений учащихся
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки
Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет / незачет.
Зачётные работы
В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).
Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.
Изложения и сочинения оцениваются по утверждённым критериям проверки работ части С на ГИА.
Место курса в образовательном процессе
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Учимся писать грамотно» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Курс «Учимся писать грамотно» рассчитан на учащихся 9 класса. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности. В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на один год по 0,5 часа в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 17 часов
Цели и задачи изучения курса
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку;
- помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена;
- познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку;
- научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене;
- помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке;
- дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету;
- опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание;
- углубленное изучение отдельных тем курса.
Содержание тем учебного курса
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 5-9 классах, что обусловило включение в курс следующих частей: «Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение», «Учимся выполнять тестовые задания».
- Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
- Третья часть работы ГИА
Творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи – рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
- Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Часы |
1. | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. | 1 |
2. | Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение. | 3 |
3. | Третья часть работы ГИА. | 4 |
4. | Учимся выполнять тестовые задания. | 9 |
Итого: | 17 |
Требования к уровню подготовки учащихся
- Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.).
- Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил).
- Орфографическая и пунктуационная грамотность.
- Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
- Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение - рассуждение).
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 часов)
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности | Дата |
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 года. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | ||
Часть I | ||||
2. | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |
3. | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |
4. | Зачётная работа. Написание сжатого изложения. | Урок контроля | Написание сжатого изложения (70 слов) | |
Часть 3 | ||||
5. | Задание 15.1. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
6. | Задание 15.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоятельная работа | |
7. | Задание 15.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
8. | Зачётная работа. Пишем сочинение-рассуждение. | Урок контроля | Пишем сочинение-рассуждение | |
Часть 2 | ||||
9. | Понимание текста. Целостность текста. Извлечение информации. Задание 2. Выразительные средства. Задания 3. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
10. | Синонимы. Задание 6 | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
11. | Правописание приставок. Задание 4. Правописание корней. Задание 5. Правописание суффиксов. Задание 5. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
12. | Словосочетание. Задание 7. Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
13. | Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задания 9, 10. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
14. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание 12. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
15. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания 12, 13. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
16. | Сложные бессоюзные предложения. Задание 14. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
17. | Зачётная работа | Урок контроля | Решение тестовых заданий |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо»
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.
- Подготовка к ГИА-2013: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013
- Львова С. И. ГИА 2012. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2012
- Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2012
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Для учащихся:
1. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.
2. Подготовка к ГИА-2013: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013
3. Львова С. И. ГИА 2012. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2012
4. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2012
5. Степанова Л.С. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. 90 заданий ФИПИ-школьникам и учителям АСТ-АСТРЕЛЬ М. 2013, 9 класс
6. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс. Изд.-5, переработанное и дополненное. Изд. «Экзамен» М, 2013
7. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
9.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией программы элективного курса С.И.Львовой «...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.
Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку (элективный курс «Перо») составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основног...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...