Викторина по русскому языку в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V КЛАССЕ
Подготовила учитель русского языка и литературы Данилова Е.В.
Цель: Выявление одаренных учащихся, развитие у них интереса к изучению русского языка, проверка знаний учащихся по основным разделам школьной программы за курс начальной школы.
Оборудование: 1. Плакаты, рисунки о русском языке.
2. Высказывания о русском языке.
1 ЭТАП
Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам. В классе 3 команды. Учитель произносит цель викторины, настраивает детей на работу.
Игра «Волчок»
Каждая команда выбирает свою станцию и отвечает на вопрос.
ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:
1. Каково происхождение слова сочетание?
ОТВЕТ: чета – два (слав.), со – вместе.
2. Каково значение слова паркет?
ОТВЕТ: паркет (франц.) –«огороженное место, помост, возвышение».
3. Какова история происхождения слова богатырь?
ОТВЕТ: богатырь из тюркского, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом –ырь.
4. Из какого языка заимствовано слово уважать, его значение?
ОТВЕТ: уважать (польск.) – «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать».
5. Из какого языка заимствовано слово абажур, его значение?
ОТВЕТ: абажур (франц.) – первоначальное значение «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света».
6. Каково историческое значение слова подражать?
ОТВЕТ: подражать (старослав.) – «идти той же дорогой, что и кто-либо».
7. Из какого языка заимствовано слово лейтенант, его значение?
ОТВЕТ: лейтенант (нем.) – «заместитель».
ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:
- Разобрать слово застеклить по составу.
ОТВЕТ: застеклить
- Разобрать слово повеселился по составу.
ОТВЕТ: повеселился
- Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы.
ОТВЕТ: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.)
- Сделать синтаксический разбор: Веселые отблески огня играли на стекле.
ОТВЕТ: Веселые отблески огня играли на стекле. (Повеств., невоскл, прост., двусост, распр., неосл.)
- Сделать фонетический разбор: конь.
ОТВЕТ: конь - 2 согл., 1 гл., 1 слог.
к [к] – согл., глух., тверд., парн.
о [о] – гласн., ударн.
н [н] – согл., зв., мягк., непарн.
ь [-] - мягкий знак
4 букв., 3 зв.
- Найдите в предложении однородные члены предложения: Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад.
ОТВЕТ: свежестью, листвой, плодами.
- Найдите в предложении однородные члены предложения: Над полями вечерняя зорька горит, алой краскою рожь покрывает.
ОТВЕТ: горит, покрывает.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:
- Какие слова называются однокоренными?
ОТВЕТ: Слова с одним и тем же корнем.
- Дайте характеристику простого предложения.
- Как проверить безударную гласную в корне?
ОТВЕТ: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением.
- Что такое диалог, монолог?
ОТВЕТ: диалог – разговор двух или нескольких лиц, монолог – высказывание одного человека.
- Что такое определение?
ОТВЕТ: определение – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета.
- Как изменяются глаголы?
ОТВЕТ: Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.).
- Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?
ОТВЕТ: у существительных только третьего склонения.
ВОПРОСЫ СООБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ:
- Что здесь написано? (см. рис. 1, 2)
ОТВЕТ: каша, очки.
- Что здесь написано? (см. рис. 3, 4)
ОТВЕТ: ножка, столица.
- Что здесь написано? (см. рис. 5, 6)
ОТВЕТ: кит, тень.
- Что здесь написано? (см. рис. 7, 8)
ОТВЕТ: изба, пояс.
- Шарада: С буквой к бери меня на покос.
А без буквы к ужалю в нос.
ОТВЕТ: коса – оса.
- Шарада: Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
ОТВЕТ: пи-рог.
- Что правильно? Декоративный:
- Служащий для украшения,
- С крапинками, пятнистый,
- Исполненный ручным трудом.
ОТВЕТ: служащий для украшения.
ИТОГ: Оцениваются ответы каждой команды. Объявляется результат. Раздаются фишки.
2 ЭТАП
Игра «Найди пару»
Скоморохи раздают командам по половине пословиц. На карточках написано:
1. Не спеши языком –
Сам пропадай,
С кем поведешься,
2. Труд человека кормит,
Глаза страшатся,
Хочешь много знать –
3. Ученье – свет,
По одежке встречают,
Грамоте учиться –
4. Не сиди сложа руки –
Птица красна пением,
Семь раз отмерь –
5. Лодырь да бездельник –
Любишь кататься –
Лучше горькая правда,
Вторая половина пословиц на следующих карточках:
- торопись делом.
- а товарища выручай.
- от того и наберешься.
- а лень портит.
- а руки делают.
- надо мало спать.
- а неученье тьма.
- а по уму провожают.
- всегда пригодится.
- так и не будет скуки.
- а человек умением.
- один раз отрежь.
- им праздник и в понедельник.
- люби и саночки возить.
- чем сладкая ложь.
ИТОГ: Ребята ищут половину своих пословиц, подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу дают призовые фишки.
3 ЭТАП
«Ответь на вопрос»
Каждая команда выбирает своего представителя, который задает вопрос представителю другой команды.
Примерные вопросы:
- Что такое фонема?
- Какие самостоятельные части речи ты знаешь?
- Что такое наречие?
- Какие второстепенные члены предложения ты знаешь?
- Какие ты знаешь обстоятельства?
ИТОГ: Представитель, ответивший верно на вопрос получает фишку для своей команды.
4 ЭТАП
Задания на лингвистическую тему.
1. Что общего в данных глаголах, чем они различаются?
Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись.
ОТВЕТ: Данные глаголы обозначают движение. Различаются они значениями и оттенками значений. Идти – двигаться, переступая ногами. Ехать – двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения. Мчаться – очень быстро ехать, бежать. Шагать – идти шагами. Тащиться – идти или ехать медленно, с трудом. Брести – идти с трудом или тихо. Семенить – идти частыми мелкими шагами. Скакать – передвигаться, быстро бежать скачками. Ползти – идти, передвигаться очень медленно. Шествовать – идти, двигаться торжественно, важно. Гнаться – преследовать с целью настигнуть. Лететь – тоже, что и мчаться. Плыть – плавно двигаться. Нестись – двигаться вперед с большой скоростью.
2. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор).
(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.
(И. А. Гончаров)
ИТОГ: В первом задании фишки получают команды, наиболее полно ответившие на вопрос. Во втором – те команды, у которых текст ближе всего к авторскому.
5 ЭТАП
«Зоркий глаз»
От каждой команды по два участника. Им показывается картинка, на которой изображен ряд предметов. Ведущий предлагает ее внимательно рассмотреть.
ИТОГ: Участники смотрят на картинку одну-две минуты, затем картинка закрывается или переворачивается. Представители команд должны записать названия предметов, которые они запомнили. Фишки получает та команда, представители которой записали больше названий.
…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.
(И. А. Гончаров)
…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.
(И. А. Гончаров)
…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.
(И. А. Гончаров)
…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.
(И. А. Гончаров)
…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.
(И. А. Гончаров)
1. Не спеши языком –
Сам пропадай,
С кем поведешься,
2. Труд человека кормит,
Глаза страшатся,
Хочешь много знать –
3. Ученье – свет,
По одежке встречают,
Грамоте учиться –
4. Не сиди сложа руки –
Птица красна пением,
Семь раз отмерь –
5. Лодырь да бездельник –
Любишь кататься –
Лучше горькая правда,
торопись делом.
а товарища выручай.
от того и наберешься.
а лень портит.
а руки делают.
надо мало спать.
а неученье тьма.
а по уму провожают.
всегда пригодится.
так и не будет скуки.
а человек умением.
один раз отрежь.
им праздник и в понедельник.
люби и саночки возить.
чем сладкая ложь.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку. 5 класс
Эту викторину я подготовила для недели русского языка и литературы. В нее вошли вопросы из раздела " Лексика" , " Синтаксис и пунктуация"." Этимология" и т.д. Интересные вопросы, творческие задания ув...
Викторина по русскому языку (6 класс).
Викторина по русскому языку для 6 класса на тему: "Знайка в мире русского языка"....
Викторина по русскому языку (6 класс).
Викторина по русскому языку для 6 класса на тему: "Знайка в мире русского языка"....
Викторина по русскому языку 6 класс
Викторина создана для проведения между 6ми классами или в одном классом, поделенным на группы....
викторина пр русскому языку, 7 класс
Урок - викторина по русскому языку для учащихся 7 класса может быть проведен как на обобщающем занятии в конце четверти, так и на параллели.В разработке содержатся ключи к заданиям....
Викторина по русскому языку 9 класс
Уважаемые участники боя, я вам предлагаю блеснуть знаниями русского языка в первом конкурсе-разминке. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна ответить. Если команда не справляется с з...
Презентация "Викторина по русскому языку 5 класс"
Презентация к уроку....