Викторина по русскому языку в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Данилова Елена Викторовна

"Интересный русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_5_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V КЛАССЕ

Подготовила учитель русского языка и литературы Данилова Е.В.

Цель: Выявление одаренных учащихся, развитие у них интереса к           изучению  русского языка, проверка знаний учащихся по основным разделам школьной программы за курс начальной школы.  

Оборудование: 1. Плакаты, рисунки о русском языке.

2. Высказывания о русском языке.

1 ЭТАП

Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам. В классе  3 команды. Учитель произносит цель викторины, настраивает детей на работу.

Игра «Волчок»

Каждая команда выбирает свою станцию и отвечает на вопрос.

ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

1. Каково происхождение слова сочетание?

ОТВЕТ: чета – два (слав.), со – вместе.

2. Каково значение слова паркет?

ОТВЕТ: паркет (франц.) –«огороженное место, помост, возвышение».

 

3. Какова история происхождения слова богатырь?

ОТВЕТ: богатырь из тюркского, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом –ырь.

4. Из какого языка заимствовано слово уважать, его значение?

ОТВЕТ: уважать (польск.) – «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать».

5. Из какого языка заимствовано слово абажур, его значение?

ОТВЕТ: абажур (франц.) – первоначальное значение «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света».

6. Каково историческое значение слова подражать?

ОТВЕТ: подражать (старослав.) – «идти той же дорогой, что и кто-либо».

7. Из какого языка заимствовано слово лейтенант, его значение?

ОТВЕТ: лейтенант (нем.) – «заместитель».

 

ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

  1. Разобрать слово застеклить по составу.

ОТВЕТ: застеклить

  1. Разобрать слово повеселился по составу.

ОТВЕТ: повеселился

  1. Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы.

ОТВЕТ: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.)

  1. Сделать синтаксический разбор: Веселые отблески огня играли на стекле.

ОТВЕТ: Веселые отблески огня играли на стекле. (Повеств., невоскл, прост.,  двусост, распр., неосл.)

 

  1. Сделать фонетический разбор: конь.

ОТВЕТ: конь  - 2 согл., 1 гл., 1 слог.

к [к] – согл., глух., тверд., парн.

о [о] – гласн., ударн.

н [н] – согл., зв., мягк., непарн.

ь  [-] - мягкий знак

4 букв., 3 зв.

  1. Найдите в предложении однородные члены предложения: Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад.

 ОТВЕТ: свежестью, листвой, плодами.

  1. Найдите в предложении однородные члены предложения: Над полями вечерняя зорька горит, алой краскою рожь покрывает.

ОТВЕТ: горит, покрывает.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

  1. Какие слова называются однокоренными?

ОТВЕТ: Слова с одним и тем же корнем.

  1. Дайте характеристику простого предложения.

  1. Как проверить безударную гласную в корне?

ОТВЕТ: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением.

  1. Что такое диалог, монолог?

ОТВЕТ: диалог – разговор двух или нескольких лиц, монолог – высказывание одного человека.

  1. Что такое определение?

ОТВЕТ: определение – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета.

  1. Как изменяются глаголы?

ОТВЕТ: Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.).

  1. Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?

ОТВЕТ: у существительных только третьего склонения.

ВОПРОСЫ СООБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ:

  1. Что здесь написано? (см. рис. 1, 2)

 ОТВЕТ: каша, очки.

  1. Что здесь написано? (см. рис. 3, 4)

ОТВЕТ: ножка, столица.

  1. Что здесь написано? (см. рис. 5, 6)

ОТВЕТ: кит, тень.

  1. Что здесь написано? (см. рис. 7, 8)

ОТВЕТ: изба, пояс.

  1. Шарада: С буквой к бери меня на покос.

А без буквы к ужалю в нос.

ОТВЕТ: коса – оса.

  1. Шарада: Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

ОТВЕТ: пи-рог.

  1. Что правильно? Декоративный:
  1. Служащий для украшения,
  2. С крапинками, пятнистый,
  3. Исполненный ручным трудом.

ОТВЕТ: служащий для украшения.

ИТОГ: Оцениваются ответы каждой команды. Объявляется результат. Раздаются фишки.

2  ЭТАП

Игра «Найди пару»

Скоморохи раздают командам по половине пословиц. На карточках написано:

1. Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

2. Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

3. Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

4. Не сиди сложа руки –

Птица красна пением,

Семь раз отмерь –

5. Лодырь да бездельник –

Любишь кататься –

Лучше горькая правда,

Вторая половина пословиц на следующих карточках:

  1. торопись делом.
  2. а товарища выручай.
  3. от того и наберешься.
  4. а лень портит.
  5. а руки делают.
  6. надо мало спать.
  7. а неученье тьма.
  8. а по уму провожают.
  9. всегда пригодится.
  10. так и не будет скуки.
  11. а человек умением.
  12. один раз отрежь.
  13. им праздник и в понедельник.
  14. люби и саночки возить.
  15. чем сладкая ложь.

ИТОГ: Ребята ищут половину своих пословиц, подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу дают призовые фишки.

3 ЭТАП

«Ответь на вопрос»

Каждая команда выбирает своего представителя, который задает вопрос представителю другой команды.

 Примерные вопросы:

  • Что такое фонема?
  • Какие самостоятельные части речи ты знаешь?
  • Что такое наречие?
  • Какие второстепенные члены предложения ты знаешь?
  • Какие ты знаешь обстоятельства?

ИТОГ: Представитель, ответивший верно на вопрос получает фишку для своей команды.

4 ЭТАП

Задания на лингвистическую тему.

1. Что общего в данных глаголах, чем они различаются?

Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись.

ОТВЕТ: Данные глаголы обозначают движение. Различаются они значениями и оттенками значений. Идти – двигаться, переступая ногами. Ехать – двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения. Мчаться – очень быстро ехать, бежать. Шагать – идти шагами. Тащиться – идти или ехать медленно, с трудом. Брести – идти с трудом или тихо. Семенить – идти частыми мелкими шагами. Скакать – передвигаться, быстро бежать скачками. Ползти – идти, передвигаться очень медленно. Шествовать – идти, двигаться торжественно, важно. Гнаться – преследовать с целью настигнуть. Лететь – тоже, что и мчаться. Плыть – плавно двигаться. Нестись – двигаться вперед с большой скоростью.

 2. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор).

(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

ИТОГ: В первом задании фишки получают команды, наиболее полно ответившие на вопрос. Во втором – те команды, у которых текст ближе всего к авторскому.

 

5 ЭТАП

«Зоркий глаз»

От каждой команды по два участника. Им показывается картинка, на которой изображен ряд предметов. Ведущий предлагает ее внимательно рассмотреть.

 ИТОГ: Участники смотрят на картинку одну-две минуты, затем картинка закрывается или переворачивается. Представители команд должны записать названия предметов, которые они запомнили. Фишки получает та команда, представители которой записали больше названий.

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

1. Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

2. Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

3. Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

4. Не сиди сложа руки –

Птица красна пением,

Семь раз отмерь –

5. Лодырь да бездельник –

Любишь кататься –

Лучше горькая правда,

торопись делом.

а товарища выручай.

от того и наберешься.

а лень портит.

а руки делают.

надо мало спать.

а неученье тьма.

а по уму провожают.

всегда пригодится.

так и не будет скуки.

а человек умением.

один раз отрежь.

им праздник и в понедельник.

люби и саночки возить.

чем сладкая ложь.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку. 5 класс

Эту викторину я подготовила для недели русского языка и литературы. В нее вошли вопросы из раздела " Лексика" , " Синтаксис и пунктуация"." Этимология" и т.д. Интересные вопросы, творческие задания ув...

Викторина по русскому языку (6 класс).

Викторина по русскому языку для 6 класса на тему: "Знайка в мире русского языка"....

Викторина по русскому языку (6 класс).

Викторина по русскому языку для 6 класса на тему: "Знайка в мире русского языка"....

Викторина по русскому языку 6 класс

Викторина создана для проведения между 6ми классами или в одном классом, поделенным на группы....

викторина пр русскому языку, 7 класс

Урок - викторина по русскому языку для учащихся 7 класса может быть проведен как  на обобщающем занятии в конце четверти, так и на параллели.В разработке содержатся ключи к заданиям....

Викторина по русскому языку 9 класс

Уважаемые участники боя, я вам предлагаю блеснуть знаниями русского языка в первом конкурсе-разминке. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна ответить. Если команда не справляется с з...