Синтаксис и пунктуация 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx440.93 КБ
Файл sintaksis_i_punktuatsiya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксис и пунктуация 5 класс Максимчук И.В.,учитель русского языка и литературы

Слайд 2

НЕ ! СЛЕДУЕТ , ПОМИЛОВАТЬ КАЗНИТЬ

Слайд 3

ПОМИЛОВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ КАЗНИТЬ

Слайд 4

СРАВНИТЕ: ПОМИЛОВАТЬ , НЕ СЛЕДУЕТ КАЗНИТЬ! ПОМИЛОВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ, КАЗНИТЬ!

Слайд 5

Синтаксис ( от греч.«построение , порядок» ) – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение . Пунктуация ( от лат. « пунктум » – «точка» ) – раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания в письменной речи.

Слайд 6

Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения . Апполоний Дискол

Слайд 7

Знаки ставятся по силе разума . М.В. Ломоносов

Слайд 8

Прочитайте, как Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова... — Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали? — Да просто расставил все знаки препинания , - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой . Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться ... После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  Максимчук Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №500 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Класс 5, УМК под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др.

Тема: Синтаксис  и пунктуация

Тип урока:  урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

Цель:  обобщение и систематизация знаний и умений  обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"

Планируемые результаты:

- предметные:

знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении,  при обращении, в сложных предложениях

уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

- метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

- личностные:

уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом

Уровень подготовки: базовый

Межпредметные связи:  литература

Основные понятия:  синтаксис, пунктуация, словосочетание,  простое и сложное предложение, члены предложения  (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение,  интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.

Ресурсное обеспечение:  ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебник

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

 Организационный

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . (Л)
Действие смыслообразования
(К) 

2.

Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель: 

- включение обучающихся в деятельность;

 -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.

Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу информации на экране( Слайд № 2). 

Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока

Отмечают, что на слайде  показаны отдельные слова и знаки препинания, из которых можно составить предложение. Вспоминают, что такое предложение. Составляют разные варианты предложений (слайд №3, 4), отмечают, что расстановка знаков препинания играет ведущую роль для смысла предложения.

Делают выводы о необходимости порядка слов в предложении и знаков препинания в тексте. Называют тему урока:

 " Синтаксис и пунктуация".

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск  и выделение необходимой информации (П). 
Умение оформлять свои мысли в устной форме 
( К).

3.

Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и  организация осознания ими внутренней потребности  к построению нового способа действий.

Предлагает вспомнить все пунктограммы, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация". Организует фронтальный опрос.

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).

4.

 Обобщение и систематизация знаний.

Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания.

Предлагает обратиться к учебнику и выполнить упр.384, 386

Выполняют, обсуждают

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( П).

5.

Применений знаний и умений в новой ситуации.

Цель: отрабатывать навык постановки знаков препинания.

Организует работу по сравнению и обобщению предложений.

Организует индивидуальную работу ученика у доски с упр.386

 

Проверяет умение  обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила постановки знаков препинания, соотносить с соответствующей схемой предложения.

Организует физминутку.

Прочитывают ,соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре, дают характеристику; расставляют знаки препинания и объясняют их постановку. Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения.

1.  Выделяет грамматическую основу, строит схему, объясняет выделенные орфограммы.

2. Работает над постановкой знаков препинания при однородных членах.

Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.

 Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку - схему данного предложения.

Выполняют физминутку.

Умение оценивать действие одноклассников (К).

6.

 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Цель: коррекция знаний

Организует парную работу.

Организует взаимопроверку работ.

1 вариант: самостоятельно на карточках  озаглавливают текст, определяют тему, основную мысль текста.

2 вариант: выполняют синтаксический разбор выделенных предложений, составляют схемы, объясняют постановку знаков препинания.

Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклассников (К).

7.

Домашнее задание

( записано на доске).

 Комментирует ДЗ по группам.

Записывают ДЗ  в дневники.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд № 8)

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структури-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе

Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"

Конспект урока составлен по учебнику 5 класса  "Русский язык" Ладыженской.Урок сопровождается презентацией....

Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)

Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...

План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией

Разработка данного урока  с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....