Синтаксис и пунктуация 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 440.93 КБ |
sintaksis_i_punktuatsiya.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЕ ! СЛЕДУЕТ , ПОМИЛОВАТЬ КАЗНИТЬ
ПОМИЛОВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ КАЗНИТЬ
СРАВНИТЕ: ПОМИЛОВАТЬ , НЕ СЛЕДУЕТ КАЗНИТЬ! ПОМИЛОВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ, КАЗНИТЬ!
Синтаксис ( от греч.«построение , порядок» ) – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение . Пунктуация ( от лат. « пунктум » – «точка» ) – раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания в письменной речи.
Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения . Апполоний Дискол
Знаки ставятся по силе разума . М.В. Ломоносов
Прочитайте, как Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова... — Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали? — Да просто расставил все знаки препинания , - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой . Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться ... После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка Максимчук Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №500 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Класс 5, УМК под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др.
Тема: Синтаксис и пунктуация
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
Планируемые результаты:
- предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
- метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
- личностные:
уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом
Уровень подготовки: базовый
Межпредметные связи: литература
Основные понятия: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
Ресурсное обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебник
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: подготовка ребят к работе на уроке. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . (Л) |
2. | Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: - включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений. | Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу информации на экране( Слайд № 2). Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока | Отмечают, что на слайде показаны отдельные слова и знаки препинания, из которых можно составить предложение. Вспоминают, что такое предложение. Составляют разные варианты предложений (слайд №3, 4), отмечают, что расстановка знаков препинания играет ведущую роль для смысла предложения. Делают выводы о необходимости порядка слов в предложении и знаков препинания в тексте. Называют тему урока: " Синтаксис и пунктуация". | Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). |
3. | Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Предлагает вспомнить все пунктограммы, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация". Организует фронтальный опрос. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р). |
4. | Обобщение и систематизация знаний. Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания. | Предлагает обратиться к учебнику и выполнить упр.384, 386 | Выполняют, обсуждают | Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( П). |
5. | Применений знаний и умений в новой ситуации. Цель: отрабатывать навык постановки знаков препинания. | Организует работу по сравнению и обобщению предложений. Организует индивидуальную работу ученика у доски с упр.386
Проверяет умение обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила постановки знаков препинания, соотносить с соответствующей схемой предложения. Организует физминутку. | Прочитывают ,соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре, дают характеристику; расставляют знаки препинания и объясняют их постановку. Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения. 1. Выделяет грамматическую основу, строит схему, объясняет выделенные орфограммы. 2. Работает над постановкой знаков препинания при однородных членах. Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку - схему данного предложения. Выполняют физминутку. | Умение оценивать действие одноклассников (К). |
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: коррекция знаний | Организует парную работу. Организует взаимопроверку работ. | 1 вариант: самостоятельно на карточках озаглавливают текст, определяют тему, основную мысль текста. 2 вариант: выполняют синтаксический разбор выделенных предложений, составляют схемы, объясняют постановку знаков препинания. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
7. | Домашнее задание ( записано на доске). | Комментирует ДЗ по группам. | Записывают ДЗ в дневники. | |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд № 8) Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структури-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол Словосочетание. Слов...
Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"
Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....
Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе
Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок для повторения и закрепления темы "Синтаксис и пунктуация"...
Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"
Конспект урока составлен по учебнику 5 класса "Русский язык" Ладыженской.Урок сопровождается презентацией....
Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)
Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...
План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией
Разработка данного урока с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....