Подготовка к написанию сжатого изложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Методическая разработка вводного занятия
«Подготовка к написанию сжатого изложения»
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса
Цель: определить задачи изучения курса.
До сведения учащихся доводится следующая информация.
На экзамене сжатое изложение проверяет:
- умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
- умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
- умение письменно передавать обработанную информацию.
Изложение определяется как пересказ, близкий к тексту. Изложение требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения. При этом необходимо:
- точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем;
- отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы (главной мысли текста);
- воссоздать особенности языка и стиля текста;
- соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста.
Понимание текста – основное условие успешного его воспроизведения. При написании изложения главное не запоминание (хотя и это важно), а умение анализировать текст.
И все-таки воспроизведенное высказывание - ваш вариант текста. В нем отражено ваше развитие, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью.
Занятие 2. Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения
Цель: уточнение требований к написанию изложения и описание последовательности действий
Предлагается памятка, содержащая алгоритм написания изложения.
Работа над изложением
Изложение как воспроизведение текста.
Требования:
- Точно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем.
- Отразить особенности авторского понимания (главная мысль текста).
- Воссоздать особенности языка и стиля текста.
- Соблюсти связность текста
Этапы работы
1. Первичное прослушивание текста.
2. Самостоятельное обдумывание содержания.
3. Вторичное прослушивание текста.
4. Написание чернового варианта.
5. Редактирование черновика.
6. Написание чистового варианта.
7. Самопроверка с использованием словарей.
1. Первичное прослушивание текста
Задача: настроить на восприятие
- Перед прочтением обратить внимание на заголовок текста (если он дан), спрогнозировать содержание текста.
- Настроиться на произвольное прослушивание.
- Настроиться не только на усвоение содержания, но и на эмоциональное восприятие текста.
- Учиться включать воображение (постараться «увидеть» то, о чем идет речь).
2. Работа над содержанием текста (анализ)
- Определить тему.
- Определить идею.
- Выделить ключевые слова.
- Определить композицию текста – зачин, основную часть, концовку.
- Определить тип речи.
- Выделить микротемы, составить план.
- Определить стиль речи, его особенности.
3. Вторичное прослушивание текста
Задачи:
Восполнить то, что осталось неясным по содержанию, построению и языку текста.
- Обратить внимание на фактическую сторону текста, на последовательность изложения материала, логические отношения между частями текста и выразительные средства языка.
- Соотнести текст с заголовком, проверить, правильно ли понят текст.
4. Написание чернового варианта
Этапы работы:
- Настроиться не только на воспроизведение, но и на создание собственного произведения, безукоризненного по содержанию и языку.
- Создать план (проанализировать композицию, определить в основной части микротемы, озаглавить каждую микротему, зачин и концовку).
- Подумать о связи предложений в тексте, порядке слов и соблюдении абзацев.
5. Редактирование чернового варианта работы
Задачи:
- Проанализировать содержание: полностью ли оно отражено?
- Проверить, не нарушено ли единство темы и главной мысли текста (достаточно ли раскрыта тема, соблюдена ли последовательность изложения, обладает ли текст законченностью).
- Проанализировать правильность речи (речевые и грамматические ошибки).
- Проанализировать грамотность изложения (орфографические и пунктуационные ошибки).
- Учиться пользоваться словарями, справочной литературой.
6. Написание и самопроверка чистового варианта изложения
Задачи:
- Написать текст чисто, аккуратно.
- Выразительно прочитать текст с целью проверки.
Сжатое изложение
- Отобрать основное содержание текста.
- Выделить главное в нем.
- Исключить второстепенное.
- Найти факты, которые можно обобщить.
- Заменить синтаксические конструкции синонимичными (упростить).
- Соблюсти связность текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка вводного занятия
«Подготовка к написанию сжатого изложения»
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса
Цель: определить задачи изучения курса.
До сведения учащихся доводится следующая информация.
На экзамене сжатое изложение проверяет:
- умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
- умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
- умение письменно передавать обработанную информацию.
Изложение определяется как пересказ, близкий к тексту. Изложение требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения. При этом необходимо:
- точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем;
- отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы (главной мысли текста);
- воссоздать особенности языка и стиля текста;
- соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста.
Понимание текста – основное условие успешного его воспроизведения. При написании изложения главное не запоминание (хотя и это важно), а умение анализировать текст.
И все-таки воспроизведенное высказывание - ваш вариант текста. В нем отражено ваше развитие, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью.
Занятие 2. Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения
Цель: уточнение требований к написанию изложения и описание последовательности действий
Предлагается памятка, содержащая алгоритм написания изложения.
Работа над изложением
Изложение как воспроизведение текста.
Требования:
- Точно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем.
- Отразить особенности авторского понимания (главная мысль текста).
- Воссоздать особенности языка и стиля текста.
- Соблюсти связность текста
Этапы работы
1. Первичное прослушивание текста.
2. Самостоятельное обдумывание содержания.
3. Вторичное прослушивание текста.
4. Написание чернового варианта.
5. Редактирование черновика.
6. Написание чистового варианта.
7. Самопроверка с использованием словарей.
1. Первичное прослушивание текста
Задача: настроить на восприятие
- Перед прочтением обратить внимание на заголовок текста (если он дан), спрогнозировать содержание текста.
- Настроиться на произвольное прослушивание.
- Настроиться не только на усвоение содержания, но и на эмоциональное восприятие текста.
- Учиться включать воображение (постараться «увидеть» то, о чем идет речь).
2. Работа над содержанием текста (анализ)
- Определить тему.
- Определить идею.
- Выделить ключевые слова.
- Определить композицию текста – зачин, основную часть, концовку.
- Определить тип речи.
- Выделить микротемы, составить план.
- Определить стиль речи, его особенности.
3. Вторичное прослушивание текста
Задачи:
Восполнить то, что осталось неясным по содержанию, построению и языку текста.
- Обратить внимание на фактическую сторону текста, на последовательность изложения материала, логические отношения между частями текста и выразительные средства языка.
- Соотнести текст с заголовком, проверить, правильно ли понят текст.
4. Написание чернового варианта
Этапы работы:
- Настроиться не только на воспроизведение, но и на создание собственного произведения, безукоризненного по содержанию и языку.
- Создать план (проанализировать композицию, определить в основной части микротемы, озаглавить каждую микротему, зачин и концовку).
- Подумать о связи предложений в тексте, порядке слов и соблюдении абзацев.
5. Редактирование чернового варианта работы
Задачи:
- Проанализировать содержание: полностью ли оно отражено?
- Проверить, не нарушено ли единство темы и главной мысли текста (достаточно ли раскрыта тема, соблюдена ли последовательность изложения, обладает ли текст законченностью).
- Проанализировать правильность речи (речевые и грамматические ошибки).
- Проанализировать грамотность изложения (орфографические и пунктуационные ошибки).
- Учиться пользоваться словарями, справочной литературой.
6. Написание и самопроверка чистового варианта изложения
Задачи:
- Написать текст чисто, аккуратно.
- Выразительно прочитать текст с целью проверки.
Сжатое изложение
- Отобрать основное содержание текста.
- Выделить главное в нем.
- Исключить второстепенное.
- Найти факты, которые можно обобщить.
- Заменить синтаксические конструкции синонимичными (упростить).
- Соблюсти связность текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сжатому изложению в 9 классе
Познавательный урок-презетация, на котором учащиеся продолжают подготовку к написанию сжатого изложения. В презентации представлены способы сжатия текста, даётся памятка, тексты дпя сжатия...
Подготовка к сжатому изложению
Урок "Подготовка к сжатому изложению" предназначен для учащихся 9-ых классов...
учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению
. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....
Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...
Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...
Редактирование текста (подготовка к сжатому изложению за счёт исключения второстепенного материала и обобщения)
Урок развития речи в 9 классе (подготовка к ГИА)...