Таблица "Виды придаточных"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Таблица предназначена для повторения и систематизации знаний по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_dettabl_vidov_pridatochnyh_ispr_fev_13.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды придаточных предложений
Вид придаточного | Вопросы | Значение придаточной части | Союзы | Союзные слова | Указательные слова в гл. части | От чего задается вопрос из гл. части | Место придаточного | Пример |
Определитель-ные | Какой? Который? Чей? | Дает характеристику или раскрывает признак | ------- | Какой, который, каков, чей, кто, что, где, куда, откуда | Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой | От существительного или от слова в значении существительного | Строго после определяемого слова | [Люблю людей], (которым жизнь в радость). [Около деревни протекает река], (исток которой находится в лесных предгорьях). [Мысль, (что вижу ее в последний раз), придавала ей в моих глазах что-то трогательное]. |
Местоименно- определительные (местоименно-соотносительные) | Кто именно? Что именно? | Конкретизирует значение местоимения из гл части | -------- | Какой, который, каков, кто, что | Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой, то, | От местоимения | До и после определяемого слова | (Кто ищет), [тот всегда найдет]. [Вечер казался таким], (каким его утро обещало). |
Изъяснительные | Падежные вопросы | Поясняют слова главной части, которые нуждаются в дополнительном разъяснении | что, чтобы, как, ли, будто, как будто, словно, если бы, пока | кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько | То, тот | От слов со значением: речи (говорить, объяснять; обещание, сообщение), чувств (чувствовать, горевать, нравиться), мысли (решить, думать, мечтать, верить, знать), ощущений (видеть, слышать) | После того слова, к которому относятся Иногда порядок нарушается, чтобы усилить внимание к информации | [Мы сами должны верить в то], (чему мы учим наших детей). [Ты говоришь], (что теплой дождемся весны). [Он сказал это и почувствовал], (как у него холодеет лицо). (Что волки жадны), [всякий знает]. |
Обстоятельственные места | где? куда? откуда? | Обозначает место или пространство, где находится или происходит то, о чём говорится в гл. части | ----------- | Где, куда, откуда | Там, туда, оттуда, везде, всюду | от всего гл. предл | Любое место в предл | [Вдруг там, (где прибой свои белые фонтаны), поднялся орёл]. (Где труд), [там и счастье]. |
времени | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени? | Содержит указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении. | когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем | ----------------- | Тогда, до тех пор | от всего гл. предл | Любое | (Когда пьёшь воду), [помни об источнике]. [До тех пор буду любить], (пока не умру). (С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка), [в глазах людей читаю я страницы злобы и порока]. |
сравнения | Как? Как что? Как кто? Чем кто? Чем что? Насколько? В сравнении с чем? Подобно чему? | Содержит пояснение содержания гл предл путём сравнения, основанного на ассоциациях | как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем — тем, как если бы | ---------------- | Так, насколько | от всего гл. предл | Любое Не путай со сравн. оборотом! Он содержит имя сущ. с завис словами, но в нём нет сказуемого!!! | [Деревья шуршали листьями], (будто кто-то крался в тишине). (Чем ближе я подъезжал к дому), [тем сильнее билось сердце. Он был труслив, как заяц.(ПП со ср. об.) Земля, как железо, звенела.(ПП со ср.об.) |
Вид придаточного | Вопросы | Значение придаточной части | Союзы | Союзные слова | Указательные слова в гл. части | От чего задается вопрос из гл. части | Место придаточного | Пример |
образа действия и степени | как? каким образом? в какой мере? до какой степени? | Содержит указание на образ или способ совершения действия, на меру чего-либо, на степень признака, о которых говорится в гл предл. | Что, чтобы, как, будто, как будто, словно | Как, насколько | Такой, таков, настолько, столько, так. Указ слова образуют соотносительные пары с союзами: так – что такой – что до того – что настолько - что | От сочет. с указат словом | Всегда после главного | [Руки его дрожали до такой степени], (что он был не в состоянии расстегнуть пальто). [В русской земле столько прелести], (что всем художникам хватит на тысячи лет). [Старик и говорил так], (как будто было очень холодно). |
цели | зачем? с какой целью? для чего? | Уточняют цель, назначение действия, о котором говорится в гл. предл. | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, затем чтобы, лишь бы, только бы | для того, затем, с тем | Для того, затем, с тем | от всего гл предл | Любое | (Чтобы вскарабкаться наверх), [надо сложить крылья]. (Чтоб чем-нибудь играть от скуки), [копье стальное взял он в руки]. |
условия | при каком условии? | Содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в гл. части | если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро | ---------------- | В том случае, тогда | от всего гл предл | Любое | (Коль ты старый человек), [дядей будешь нам навек]. [Любое дело можно загубить], (если делать его равнодушными руками). (Когда все виноваты), [тогда никто не виноват]. |
причины | почему? отчего? по какой причине? | Указывает на причину или основание того, о чём говорится в гл предл. | потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что | -------------- | потому, оттого, ввиду того, вследствие того | от всего гл предл | Любое В главн. части содержится следствие, в придаточн. – причина. | [Собаки приутихли], (потому что никто не тревожил их). [Меня лечил полковой цирюльник], (ибо в крепости другого лекаря не было). [Никогда не отказывайтесь от малого в работе], (ибо из малого строится великое). |
следствия | Что из этого следует? Вследствие чего это произошло? | Указывает на результат действия, о котором говорится в гл. предл. | Так что | --------- | ------- | от всего гл предл | После главного. В главн. части содержится причина, в придаточн. – следствие. | [Пожары продолжались шесть суток подряд], (так что нельзя было различить ночи от дня). [Его не было дома], (почему я и оставил записку). [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась яма). |
уступки | несмотря на что? вопреки чему? | Указывают на действие, которое произошло вопреки тому, о чём говорится в гл. предл. | хотя, несмотря на то, что, пусть, пускай, даром что | СС с усилительной частицей НИ: что ни, как ни, где ни, кто ни, сколько ни | Противит. союзы: но, а, однако, тем не менее, всё же | от всего главн. Предл. | Любое | (Хоть будешь ты ещё любить), [но к чувствам прежним нет возврата]. (Даром что парню 19 лет), [а в работе любого казака за пояс заткнёт]. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды придаточных. СПП с придаточным определительным (урок+презентация)
Этот урок знакомит девятиклассников с видами придаточных предложений. Работа на уроке построена по принципу дифференцированного обучения...
Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении
Урок-путешествие по стране "Придаточные предложения"....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Типы придаточных и способы соподчинения придаточных в сложноподчиненном предложении. Тесты проверочные в 11 классе
2 варианта тренировочных тестов в 11 классе...
Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."
Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места
Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...