Презентация к уроку "Морфемика. Корень слова" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Грачева Галина Анатольевна

Разработка урока и презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Морфемика. Корень слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika.pptx2.62 МБ
Файл morfemika.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Морфемика. Корень слова» Цель : узнать, что такое корень слова, научиться выделять его в словах; повторить, что такое лексическое значение слова.

Слайд 2

Что изучает наука морфемика ? Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Соберем рюкзак знаний!

Слайд 3

ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ

Слайд 4

? – уш – ек - ? – ец – ? – ниц – а ? – н – ый

Слайд 5

Первый секрет Корень – главная значимая часть слова.

Слайд 6

Подсказка: Есть у слова корень, ветви и листва, Ствол как смысл, которым наша речь жива.

Слайд 7

Все ли слова являются однокоренными? водный водитель водолаз водяной вода водичка водопровод

Слайд 8

Второй секрет В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Слайд 9

Подсказка: Есть у слова формы, а есть родня, Корень вам поможет найти лишь она. Смелый Смелому смелость Смелого осмелеть Смелых смельчаки

Слайд 10

Третий секрет Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Слайд 11

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. 1 вариант 2 вариант грязный темный грязненький темнота грязнуля потемнеть загрязнить затемнение

Слайд 12

Подсказка: Одной или разных частей речи слова Помогут вам корень найти всегда. сад груз вар Существительное (кто?) Существительное (что?) Прилагательное (какой?) Глагол (что делать?)

Слайд 13

Четвертый секрет Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи .

Слайд 14

Секреты корня Выполнение заданий

Слайд 15

Домашнее задание § 74 , упр. 382



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Морфемика. Корень слова»

Краткое описание

Данный урок предполагает дать возможность учащимся систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний учащихся, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии имеют возможность проявить самостоятельность, закрепить приобретенные знания.

Цели урока

Познавательная – дать понятие о корне слова как о морфеме, повторить понятие лексического значения слова, повторить правила написания проверяемой безударной гласной корня.

Практическая – формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения слов, правописание безударной проверяемой гласной корня.

Общепредметная – развивать логику мышления, навыки самостоятельной и коллективной работы, устную речь.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемый результат и уровень усвоения:

Предметные УУД: 

– знать: о корне слова как о главной значимой морфеме, понятие лексического значения слова, понятие однокоренных слов, правила написания безударной проверяемой гласной корня.

– уметь: выделять корень слова, подбирать однокоренные слова, верно выбирать написание безударной проверяемой гласной корня.

          Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

1. Оргмомент.

Приветствие учеников. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)

2. Слово учителя.

 - Ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”. Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты! А в конце урока вы сами оцените свою работу.

3. Опрос.

- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний. А что мы с вами с собой возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии. (слайд 2)

Продолжи предложение:

  • Что изучает наука морфемика?
    Морфемика – наука, которая изучает  морфемы.
  • Что называют морфемой?
    Морфема – это значимая часть слова.
  • Какие морфемы вы знаете?
    Я знаю морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

 - Молодцы! Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами! Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. (слайд 3) Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

ТКТОТРТЕТНТЬТ

УСУЛУОУВУАУ

КОРЕНЬ

СЛОВА

         - Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове.

4. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет! (слайд 4)

 - На нашем пути первый секрет. Чтобы раскрыть его, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

Подсказка: «Я как морфема очень важна,

                     Слова не может быть без меня»

http://festival.1september.ru/articles/576326/img1.gif

- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? (суффиксы и окончания)

- Какая морфема потерялась? (корень)

- Можно ли без корня понять значение слова? (нет)

Задание: запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова. (слайд 5)

         - Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний первый секрет!

2. Раскрываем второй секрет! (слайд 6)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как смысл, которым наша речь жива.

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова, каждого дерева? (Однокоренные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (В корне)

- А теперь присмотритесь внимательнее: все ли слова с этого дерева являются однокоренными? (слайд 7)

Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ВОДИТЕЛЬ и ВОДА.

Вывод (2 секрет): в корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. (слайд 8)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение).

1 парта: соль, солонка, солнце.

2 парта: лес, лестница, лесник.

3 парта: больной, больница, большой.

4 парта: гора, горный, гореть.

5 парта: нос, выносить, носовой.

6 парта: косичка, косить, покос.

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний второй секрет!

3.  Раскрываем 3 секрет. (слайд 8)

 - Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Есть у слова формы, а есть родня,
Корень вам поможет найти лишь она.

- Как найти корень в слове? (подобрать однокоренные слова)

- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

- Как они называются? Как назовем остальные слова? (омонимы)

Задание: найдите корень слова (слайд 9)

Смелый

Смелому

 смелость

смельчак

Смелого

осмелеть

смельчаки

Смелых

смельчаки

смельчакам

Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. (слайд 10)

ЗАРЕПЛЕНИЕ. (слайд 11)

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:

1 –вариант 

2 – вариант

грязный

темный

грязненький

темнота

грязнуля

потемнеть

загрязнить…

затемнение…

(ГРЯЗЬ)

 (ТЕМЕНЬ)

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний третий секрет!

4. Раскрываем 4 секрет! (слайд 12)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Одной или разных частей речи слова
                          Помогут вам корень найти всегда.

Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.

 - Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

 

сад

груз

вар

Существительное (кто?)

 

 

 

Существительное (что?)

 

 

 

Прилагательное (какой?)

 

 

 

Глагол (что делать?)

 

 

 

ПРОВЕРКА (по цепочке).

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. (слайд 13)

 - Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний четвертый секрет!

5. Закрепление. (слайд 14)

- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно.

Задание :1)теория - выбрать верное утверждение, 2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.

Секреты КОРНЯ:

1. Теория: Выбери верное утверждение:

Корень – это

А) главная значимая часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

В корне заключено

А) значение одного слова;

Б) значение предметности;

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово;

Б) подобрать однокоренные слова;

В) объяснить значение слова.

Однокоренные слова

А) могут быть только одной частью речи;

Б) могут быть только разных частей речи;

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

2. Практика: Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.

  1. На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________)
  2. Ветер разви/евает праздничные флаги. (_______________)
  3. Я да/ою сигнал. (____________)
  4. Яков настойчиво разви/евает силу воли. (_________________)
  5. Я да/ою корову. (____________)
  6. У реки пасутся во/алы. (___________)

ПРОВЕРКА (по цепочке)

6. Подведение итогов.         

         - Как называется наука о языке, изучающая морфемы? (Морфемика)

         - Что такое корень слова? (Это значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов)

 - Что нужно сделать для того, чтобы определить корень слова? (Подобрать однокоренные слова)

 - Как проверим написание безударной проверяемой гласной в корне? (Подберем однокоренные слова, в которых эта гласная будет под ударением)

7. Домашнее задание. §74, упр. 382 (слайд 15)  


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Корень" 6 класс

Презентация  к уроку биологии в 6 классе на тему "Корень"...

презентация "Арифметический квадратный корень" 8 класс

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Арифметический квадратный корень"...

Презентация к уроку "Корень. Виды корней"

Данная презентация является не только хорошей наглядностью, но и  методом ИКТ...

Презентация на тему "Коренные американцы" (разработка к УМК "Английский язык нового тысячелетия 5" Н.Н.Деревянко и др.)

Презентация на тему "Коренные американцы" (разработка к УМК "Английский язык нового тысячелетия 5" Н.Н.Деревянко и др., раздел 6 урок 2)...

презентация к уроку "Коренной перелом в ходе ВОВ"

Данная презентация является сопровождением к уроку истории в 9 классе на тему"Коренной перелом в ходе ВОВ"...

Презентация к уроку в 5 классе "Корень слова"

Данная презентация является наглядным материалом для урока русского языка в 5 классе.  Тема и номер урока в теме: Раздел:  Морфемика. Орфография. Культура речи (22 + 4РР). Тема: Корень ...