Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Письмо» (р/р)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: «Письмо» (р/р)
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать понятие “эпистолярный жанр”;
- раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
- познакомить с разными видами писем по цели общения;
- ознакомить со смысловыми частями письма;
- развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;
- совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;
- показать роль общения в письме
- научить составлению личного письма.
Развивающие:
- овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
- закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
- развитие образного и логического мышления путем составления письма;
- развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;
- развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- работа над развитием устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
- формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
- воспитывать культуру речи и любовь к языку, его красоте и многозначности;
- воспитание грамотного адресата и адресанта.
- приобщать к искусству слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo.docx | 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ г. Москвы «Школа № 587»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Письмо» (р/р)
Разработал урок
учитель русского языка и литературы
Дзюбенко Ольга Руслановна
Москва
Тема урока: «Письмо» (р/р)
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать понятие “эпистолярный жанр”;
- раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
- познакомить с разными видами писем по цели общения;
- ознакомить со смысловыми частями письма;
- развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;
- совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;
- показать роль общения в письме
- научить составлению личного письма.
Развивающие:
- овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
- закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
- развитие образного и логического мышления путем составления письма;
- развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;
- развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- работа над развитием устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
- формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
- воспитывать культуру речи и любовь к языку, его красоте и многозначности;
- воспитание грамотного адресата и адресанта.
- приобщать к искусству слова.
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
|
|
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Подведение итогов урока. Д/з
Список источников информации:
- Ладыженская Т.А. «Русский язык, 5 класс»
- Львова С.И. «Уроки словесности» 5-9 классы
- Маршак С.Я. «Почта»
- Ресурсы интернета (иллюстрации, материалы)
- Толковый словарь С.И. Ожегова, 26-е издание, изд. «ОНИКС» (пояснения слов и терминов)
- Энциклопедия «Все обо всем»
Этапы урока | Содержание работы | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Актуализация знаний учащихся. 4. Изучение нового материала. 5. Закрепление полученных знаний. 6. Подведение итогов урока. Д/з | - Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно. (демонстрация конверта с письмом). -За каждые правильные и развернутые ответы вы будите получать по «звездочке», набираете за урок больше 5 «звездочек», получаете оценку «5». Слово учителя с элементами беседы -Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. (слайд 2) До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми. В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий. Работа со словарями Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов. Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258,книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко. Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км. Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года. Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию. (слайд 5) Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас? Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.
-А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт С. Я. Маршак. (Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6)
С какой целью? 1. Зачин. 2. Основная часть. 3. Концовка. (слайд 7) -Зачин обычно начинается с обращения к адресату. -Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях? -Каким словом обычно начинаем мы письма? -Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье” -Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (С прописной буквы). -В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом. -Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись. -Используйте предлагаемые «формулы» приветствия и знакомства.
Добрый день (вечер, утро)! Привет! Здорово! Приветствую вас! Разрешите (позвольте) вас приветствовать! Рад Вас приветствовать! Я приветствую вас от имени… Добро пожаловать! Моё почтение! Салют! Хэлло! Приветик! Здравия желаю! Давайте знакомиться! Хочу с вами познакомиться! Мне хотелось бы с вами познакомиться! Разрешите (позвольте) с вами познакомиться! Разрешите представиться… Меня зовут… Прошу любить и жаловать! Очень приятно с вами познакомиться.
1. Письмо моей семье (маме, папе, бабушке, дедушке – можно в отдельности) 2. Письмо другу. 3. Письмо ветерану. Физминутка (слайд 10)
Мы сегодня знакомимся с новыми словами (слайд 11) Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения. Адресат – нем.Adressat < фран.> – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д. Адресант – нем. Adressant <фр.> – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.
(слайд 12)
(слайд 17)
- Зачем нужны письма? Можно ли обойтись без писем в наше время информационных технологий? - Какова их роль в жизни человека? В чем их преимущество? - А вы пишите письма? Кому? По какому поводу?
| -конверт -письмо Эпиграф к уроку:
-научный -художественный -здравствуйте! - С приветствия, обращения. -Чтобы оно дошло до того, кому пишешь. Надо правильно оформить конверт. - Письма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...