Урок "Сожноподчиненные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка с применением технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slozhnopodchinennye_predlozheniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Понятие о сложноподчиненном предложении»
Цели урока
Обучающие:
- закрепить знания учеников о СПП;
- дать представление о его строении;
- совершенствовать пунктуационные навыки в СПП.
Развивающие:
- развивать умение отличать СПП от других видов сложных предложений,
- развивать умение конструировать сложноподчиненные предложения;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.
Технология развития критического мышления
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
Запись числа, слов «Классная работа».
- Тему урока запишете позже.
(Оставить строку под тему урока)
- Стадия вызова
1. Вопросы на повторение:
- Какую тему мы изучаем и будем изучать в течение всего учебного года?
- К какому разделу русского языка относится эта тема?
- А с каким разделом синтаксис тесно связан? Почему?
- Итак, мы с вами изучаем сложные предложения.
- Что вы можете сказать о них?
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- Какие знаки препинания могут отделять части сложного предложения?
- Бывают ли такие случаи, когда между частями сложного предложения не ставится знак препинания? (Какой это тип сложного предложения?)
2. Определение типов предложения (знаки препинания не поставлены) Карточка 1. - (и на слайде)
1) Еще осень, но уже морозно.
2) Мне показалось, что он смутился.
3) Начался сильный дождь и намочил все вокруг.
4) Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.
5) За рекой раздаются песни и мелькают огоньки.
Проверка: ССП, СПП, ПП, БСП, ССП
- Как вы определяли тип предложения?
- Скажите, как вы расставите знаки препинания в этих предложениях.
- Какой тип сложного предложения нами изучен?
- Это бессоюзное или союзное предложение?
- Какие союзы связывают части ССП?
- Какой тип союзных сложных предложений нам предстоит изучать? (СПП)
3. Определение темы и целей урока
- На оставленной строке запишите тему нашего урока «Сложноподчиненные предложения» (СПП)
- Это понятие новое для вас? (нет) Когда мы знакомились со сложноподчиненными предложениями? (в 5 классе)
- Как вы думаете, все ли изучено нами по данной теме?
- Какие цели мы можем поставить перед собой на урок?
4. Корзина идей
- Сейчас мы должны вспомнить и собрать материал, который нам уже известен о СПП. На листочках запишите всё, что вы помните о таком виде сложных предложений. (работа в парах)
- Итак, давайте соберем в общую корзину ваши идеи о СПП.
- Стадия осмысления
1. Изучение теоретического материала с помощью метода «Инсерт»
- Сейчас вы продолжите работать в парах, будете изучать теоретический материал – читать текст §9 (с.50-51, до пункта 4) с пометами (они у вас есть на карточках):
V — я это знаю;
+ —новая информация;
- — вызывает сомнение, думал по-другому;
? — хочу узнать, нужны объяснения.
2. Анализ изученного материала:
- Что из прочитанного материала вам уже известно?
- Какая информация для вас оказалась новой?
- Есть ли такая информация, о которой вы думали по-другому, т.е. противоречит тому, что вы знали?
- Что осталось для вас непонятным?
- Если что-то осталось непонятным, вызывает сомнения, не расстраивайтесь, мы с вами все изучим подробно о СПП, на эту тему отводится 20 уроков. А сегодня мы должны усвоить основные признаки СПП. Давайте еще раз их назовем (две части, одна часть подчиняется другой, между частями подчинительный союз или союзное слово)
- Эти признаки СПП записаны в вашем справочнике в 5 классе.
3. Анализ СПП: записать предложение, доказать, что оно СПП, построить схему.
(ученики по очереди работают у доски)
Было ясно, что мы опаздываем. [ ], (что … ).
Когда солнце село, птицы начали умолкать. (Когда …), [ ].
Мы, чтобы лучше подготовиться к экзамену, повторили весь материал.
[ , (чтобы … ), ].
- Итак, мы доказали, что эти предложения СПП. Почему они сложноподчиненные?
- Что еще мы продемонстрировали этими предложениями? (придаточная часть может стоять перед главной, после главной, в середине главной части)
- Попробуйте перестроить 3-е предложение так, чтобы придаточная часть занимала разное место в предложении.
- Такую перестановку частей можно сделать не всегда.
4. Самостоятельная работа. Карточка 2. Прочитайте, найдите придаточные предложения; перепишите, меняя местами, где это возможно, главные и придаточные части.
1) Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
2) На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
3) Морская вода содержит много солей, так что она непригодна для питья.
5. Творческое задание по рядам: составить предложения по данным схемам (схемы на доске):
I ряд [ ], (которые…).
II ряд (Если…), [ ].
III ряд [ ], (потому что…).
6. В экзаменационной работе ОГЭ есть задание 12, в котором нужно выписать цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. (на слайде)
1 вариант – с.9
3 вариант – с.20
5 вариант – с.30
- Стадия рефлексии
- Итак, давайте подведем итог урока.
1. Беседа с учащимися
- В чём своеобразие СПП?
(Из каких частей состоят сложноподчиненные предложения?
С помощью чего связаны части СПП?
Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?)
2. Составление кластера «СПП» (работа в группах)
- Отразите изученные признаки СПП в схеме, которую мы продолжим составлять на следующих уроках.
(Подсказка-план:
Связь между частями
Средства связи частей
Место придаточной части)
- Какие трудности вы испытывали при изучении этой темы?
- Домашнее задание
Упр. 71 или упр. 72 на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"
Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...