РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Леонтьева Наталья Павловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 11 класса очно-заочной формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ_11klass.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

городского округа Заречный

«Средняя общеобразовательная школа №4»

УТВЕРЖДЕНА

приказом  и.о. директора школы от __________ № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 11 класса

на 2019-2020 учебный год

Составила учитель Леонтьева Н.П.

Квалификационная категория I

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР___________

 (Гришина В.С.)

РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №___от_________

2019-2020

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по русскому языку для 11 класса очно-заочного обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2013)

 Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Рабочая программа составлена в соответствии с

  1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012;
  2. Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
  3. Образовательная программа ООО на 2019-2020 уч.год,  утвержденной приказом № 44/1 од/р от 29.05.18№66/2 от 21.06.2019;
  4. Приказом № 57 од/р от 20.05.19 «Об утверждении учебного плана на 2019-2020 учебный год»;
  5. Приказом № 73 од/р от 9.08.19 «Об утверждении годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год»;
  6. Положение о рабочей программе педагогов МКОУ ГО Заречный «СОШ№4», утвержденную приказом №104 од/р 30.08.2019.

Цели обучения

        Курс русского языка в 11 классе очно-заочного обучения направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

           Общая характеристика учебного предмета

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

 Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

В 10-11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

 Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане МКОУ ГО Заречный «СОШ №4».

 Данная рабочая  программа предусматривает  следующее базовое распределение  часов:

11 класс: Согласно обязательной части учебного плана школы на изучение русского языка в 11 классе очно-заочного обучения отводится 3 часа в неделю. Итого – 108 ч. в году, 36 недель.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:            

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой (языковедческой) компетенций. 11 класс

                Повторение и обобщение пройденного в 10 классе

Основные правила правописания. Морфологические признаки и правописание самостоятельных и служебных частей речи.

Синтаксис и пунктуация (пунктуационные нормы)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы. Пунктуационный анализ.

                                                Словосочетание

 Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.                                                   

Предложение

Понятие о предложении. Классификации предложений. Предложения простые и сложные.

                                                Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложнённое предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными  союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно – восклицательные слова.

Сложное  предложение

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним  придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.  Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Культура речи

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка и её основные особенности. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Составление руководства «Учусь говорить правильно».

Стилистика

   Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно – выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно – художественной речи. Текст. Функционально – смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

 Содержание курса

Повторение изученного в 10 классе – 9 часов

Синтаксис и пунктуация – 58 часов

  • Словосочетание – 2 часа
  • Простое предложение – 4 часа
  • Простое осложненное предложение – 7 часов
  • Обособленные члены предложения – 20 часов
  • Сложное предложение –  17 часов
  • Предложения с чужой речью – 7 часов
  • Употребление знаков препинания – 1 час

Культура речи. Стилистика – 3 часа

Итоговый урок – 1 час

Уроки развития речи – 6 часов

Контрольные уроки –  9 часов

Уроки подготовки к ЕГЭ –  9 часов

Диагностические работы – 3 часа

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ –  4 часа

Тематическое планирование уроков в 11 классе очно-заочного обучения

№ Урока

Тема урока

Количество часов

Планируемый результат

знать

уметь

1.

Повторение изученного в 10 классе (10 часов)

1

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические

Совершенствовать умение выполнять

задания из материалов ЕГЭ по орфографии

Правописание имен существительных, прилагательных, числительных.

2.

Правописание имен существительных, прилагательных, числительных. Пр.р.

1

3.

Правописание глаголов, причастий, деепричастий.

1

4.

Правописание глаголов, причастий, деепричастий. Пр.р.

1

5.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

6.

Правописание наречий, местоимений.

1

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические

Совершенствовать умение выполнять

задания из материалов ЕГЭ по орфографии

7.

Правописание наречий, местоимений. Пр.р.

1

8.

Правописание составных предлогов.

1

9.

Правописание союзов. Контрольный словарный диктант.

1

10.

Правописание отрицательных частиц НЕ и НИ.

1

11.

Контрольный тест по орфографии.

1

Уметь применять полученные знания на практике

12.

Синтаксис и пунктуация

1

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор

словосочетаний

Словосочетание (2 часа)

Словосочетание.

13.

Виды синтаксической связи.

1

14.

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

1

Уметь применять полученные знания на практике

15.

Простое предложение (4 часа)

1

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста.

16.

Диагностическая работа №1 в формате ЕГЭ.

1

Знать особенности работы с тестовыми заданиями

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

17.

Понятие о предложении. Классификация предложений.

1

Знать основные единицы языка, их признаки. Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические,

пунктуационные).

Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

Уметь находить подлежащее и сказуемое;

ставить знаки препинания между ними.

18.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

19.

Виды односоставных предложений.

1

20.

Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Пр.р.

1

21.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

22.

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста

23.

Простое осложненное предложение (7 часов)

1

Знать основные единицы языка, простые осложненные предложения

Уметь опознавать языковые единицы,

проводить различные виды их анализа;

правильно ставить знаки препинания;

соблюдать перечислительную интонацию

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

24.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1

25.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

1

26.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Пр.р.

1

27.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

1

28.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

29.

Обобщающие слова при однородных членах.

1

Знать обобщающие слова при однородных членах.

Уметь правильно ставить знаки препинания при обобщающие слова при однородных членах.

30.

Обобщающие слова при однородных членах. Пр.р.

1

31.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

1

Уметь применять полученные знания на практике

32.

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста

33.

Обособленные члены предложения (20 часов)

1

Знать: обособленные определения.

Уметь: правильно ставить знаки

препинания при обособленных

определениях

Обособленные и необособленные определения.

34.

Обособленные и необособленные определения. Пр.р.

1

35.

Обособленные приложения.

1

Знать: обособленные приложения.

Уметь: правильно ставить знаки

препинания при обособленных

приложениях

36.

Обособленные приложения. Пр.р.

1

37.

Обособленные обстоятельства.

1

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Уметь выявлять условия обособления

обстоятельства; интонационно правильно

произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки  и причины, выраженные существительными с редлогом

38.

Обособленные обстоятельства. Контрольный словарный диктант.

1

39.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

1

Знать: знаки препинания при сравнительном  обороте

Уметь: грамотно  оформлять сравнительный  оборот; совершенствовать умение употреблять сравнения в речи

40.

Знаки препинания при сравнительных оборотах. Пр.р.

1

41.

Обособленные дополнения.

1

Знать: обособленные дополнения        

Уметь: правильно ставить знаки препинания при обособленных дополнениях

42.

Обособленные дополнения.

1

43.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

44.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

Знать условия обособления уточняющих членов предложения, пояснительные и присоединительные члены предложения; свойства, отличающие уточняющие члены от обособленных оборотов

Уметь: правильно ставить знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

45.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Пр.р.

1

46.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

47.

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста

48.

Знаки препинания при обращении.

1

Знать обращение

Уметь находить в предложении обращение,

употреблять его с учетом речевой ситуации;

правильно ставить знаки препинания

49.

Вводные слова и предложения.

1

Знать вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания

Уметь выражать определенные отношения

к высказываниям с помощью вводных

конструкций; правильно ставить знаки

препинания при вводных словах

50.

Вводные слова и предложения. Пр.р.

1

51.

Вставные конструкции.

1

52.

Вставные конструкции. Пр.р.

1

53.

Диагностическая работа №2 в формате ЕГЭ.

1

Знать особенности работы с тестовыми заданиями

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

54.

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

1

Знать условия постановки знаков препинания при междометиях, звукоподражательных словах, словах-предложениях да, нет

Уметь расставлять знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения, в соответствии с пунктуационными нормами

55.

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

1

56.

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

1

Уметь применять полученные знания на практике

57.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

58.

Сложное предложение (17 часов)

1

Знать основные группы ССП по значению и союзам

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и

производить их пунктуационный разбор

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений.

59.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

60.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

61.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Пр.р.

1

62.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

1

Уметь опознавать в тексте ССП, правильно выбирать знаки препинания в них, составлять схемы, определять смысловые отношения между частями сложного предложения

63.

Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении. Контрольный словарный диктант.

1

Знать отличительные признаки союзов и  союзных слов в СПП

Уметь производить пунктуационный и

синтаксический разборы СПП, правильно

использовать их в речи

64.

Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.

1

65.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1

66.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

67.

Виды подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1

Знать: знаки препинания в сложноподчинённом  предложении с несколькими  

придаточными

Уметь различать СПП с однородным,

параллельным и последовательным

подчинением, составлять схемы,

производить синтаксический разбор.

Уметь: грамотно ставить знаки препинания

в сложноподчинённом предложении с

несколькими  придаточными, выполнять

синтаксический и пунктуационный разборы

сложного  предложения

68.

Виды подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Пр.р.

1

69.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

70.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Пр.р.

1

71.

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста

72.

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение».

Уметь опознавать в тексте СПП, правильно выбирать знаки препинания в них, составлять схемы, определять смысловые отношения между частями сложного предложения

73.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

74.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой.

1

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП

Уметь соблюдать в практике письма

основные правила пунктуации, нормы

построения БСП, употребления в речи

75.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие.

1

76.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире.

1

77.

Диагностическая работа №3 в формате ЕГЭ.

1

Знать особенности работы с тестовыми заданиями

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

78.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическое занятие.

1

Знать основные признаки БСП, правила  постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП

Уметь соблюдать в практике письма

основные правила пунктуации, нормы

построения БСП, употребления в речи

79.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

Уметь опознавать в тексте БСП, правильно выбирать знаки препинания в них, составлять схемы, определять смысловые отношения между частями сложного предложения

80.

Период. Знаки препинания в периоде.

1

Знать, что такое период

Уметь правильно ставить знаки препинания в периоде

81.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

1

Знать сложное синтаксическое целое и абзац

82.

Предложения с чужой речью (7 часов)

1

Знать способы передачи чужой речи, понятия «прямая речь» и «косвенная речь», условия пунктуации в предложении с прямой речью

Уметь правильно ставить знаки препинания при прямой, косвенной речи, уметь заменить прямую речь косвенной

Способы передачи чужой речи.

83.

Знаки препинания при прямой речи.

1

84.

Знаки препинания при прямой речи.

1

85.

Способы перевода прямой речи в косвенную. Пр.р.

1

86.

Знаки препинания при диалоге.

1

Знать диалог

Уметь ставить знаки препинания  при диалоге

87.

Знаки препинания при цитатах. Контрольный словарный диктант.

1

Знать способы цитирования

Уметь ставить знаки препинания при цитатах

88.

Знаки препинания при цитатах.

1

89.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

90.

Контрольная работа по теме «Предложения с прямой и косвенной речью».

1

Уметь применять полученные знания на практике

91.

Употребление знаков препинания (1 час)

1

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

92.

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста

93.

Культура речи. Стилистика (3 часа)

1

Знать нормы современного русского литературного языка

Литературные нормы русского языка. Типы норм литературного языка.

94.

Предэкзаменационная контрольная работа.

1

95.

Функциональные стили русского языка.

1

Знать классификацию функциональных  стилей

Уметь: анализировать текст с точки зрения  его стилистической принадлежности

96.

Функциональные стили русского языка.

1

97.

Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

1

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

98-100.

Подготовка к экзамену.

1

101-104.

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ.

4

Знать особенности работы с тестовыми заданиями

Уметь применять полученные знания на практике. Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

105-108.

Обобщение и систематизация изученного

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Основная литература

Дополнительная литература

Литература для учителя

1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013г.

Словари

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2013.

2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2015.

3. Ожегов С.И.Словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2016.

4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2016.

5. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.

6. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2015.

1. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные  варианты: 36 вариантов / авт.-сост. И.П.Цыбулько.– М.:, Изд-во «Национальное образование», 2015.

2. Пучкова Л.И. Русский язык М.: Экзамен, 2016.

3. Смирнова Н.В. Подготовка к ЕГЭ, 2011.

4. А.Ю.Бисеров. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. Москва. Астрель. 2016.

5. Гостева Ю.Н.и др. ЕГЭ Тематическая рабочая тетрадь. Москва, ФИПИ  Экзамен 2018.

6. Пучкова Л.И. Типовые тестовые задания. Москва, ФИПИ  Экзамен. 2015.

7. 10. Тростенцова Л.А. Серия учебных таблиц по русскому языку. М.. Учебная книга. Бис, 2007г.

  1. Уроки  русского языка в 11 классе. Гольцова Н.Г., М.,

Просвещение, 2013

  1. Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому

языку «Русский язык. Грамматика. Текст.

Стили речи. 10 класс». 2017г.

  1. Козулина М.В. Проверка готовности к ЕГЭ.

Саратов. Лицей. 2015

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Научные и

публицистические тексты. Интерпретация (сборник

 упражнений для учащихся 10-11 кл.). Екатеринбург. 2015.

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А.Речь и культура

общения (практическая риторика).  Екатеринбург.

2016.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное

время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный

 балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов, для 10-11 – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9,10 и 11  – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)        В переносе слов;

2)        На правила, которые не включены в школьную программу;

3)        На еще не изученные правила;

4)        В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)        В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо

работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1)        В исключениях из правил;

2)        В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)        В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)        В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5)        В написании ы и  и после приставок;

6)        В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7)        В собственных именах нерусского происхождения;

8)        В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)        В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

      Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5

пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ѕ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких

уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание:

1.        При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.        Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.        Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.        На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм

литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

в сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические

а)ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов 

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

рабочая программа по русскому 11 класс

Тематическое планирование 11 класс русский...

рабочая программа по русскому 9 класс

тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку6 класс

развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе  «Программы общеобразо...