Задания по теме "Фразеологизмы" (6 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Алексеева Нина Ивановна

Задания по теме "Фразеологизмы" могут быть использованы на уроках повторения и закрепления материала по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Замените выделенные слова и словосочетания на фразеологизмы.

  1. До станции очень недалеко. Куда ты бежишь так быстро? Ребёнок совсем не слушается. Клянусь, что всё будет хорошо. Он мне очень дальний родственник.
  2. Всё  давно забыто. А потом он исчез. Ты нас подвёл. Эта работа плохая. Что ты медлишь?

ОТВЕТЫ

  1. До станции рукой подать. Куда ты бежишь сломя голову? Ребёнок совсем от рук отбился. Руку даю на отсечение, что всё будет хорошо. Он мне седьмая вода на киселе.
  2. Всё  давно быльём поросло. А потом он как сквозь землю провалился. Ты нам подложил свинью. Эта работа никуда не годится. Что ты кота за хвост тянешь?



Предварительный просмотр:

Значения фразеологизмов

 - Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать. Синонимы: валять дурака, лодыря гонять. Возможное происхождение: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких изделий: ложек…

-  Темна вода во облацех (книжное) – непонятно, неясно. (Выражение из Библии).

-  Мыслете писать (Выделывать (выписать) кренделя (вензеля)) – идти нетвердым шагом, шатаясь, заплетающейся походкой, двигаться загзагами.

- Жевать мочалку (мочало) – нудно и бестолково говорить, писать об одном и том же.

-  Точить лясы (балясы) (просторечное) – заниматься пустой болтовней, пустословить. Синонимы: чесать язык. Происхождение: вытачивать узорные фигурные столбики перил (от итальянского столбик, точеные  перильца; от польского   - решетка )

- 40 бочек  арестантов – по «Уху»:арестант – малюсенькая рыбка, похожая на снетков или кильку.

-  Панов. Почить в Бозе – значит праведно умереть. (Было: телега – в телезе…, сейчас осталось только друг / друзья ).

- Лебединая песня (песнь) - обязан своим происхождением народному поверью, по которому лебедь поет в своей жизни один раз – перед смертью. Отсюда и установившееся его значение: «Последнее, обычно наиболее значительное, произведение кого-либо; последнее проявление таланта, способностей и т. п.»

- Лезть на рожон - в древнерусском языке рожон – это « заостренный с одного конца кол, рогатина». Обычно с таким колом охотники ходили на медведя. Разъяренное животное само шло на рожон и погибало. Смысл фразеологизма лезть на рожон – «предпринимать действия, заведомо обреченные на полные провал, но собственной воле идти на крупные неприятности».

- Ни на йоту – самая маленькая буква греч. алфавита; маленькая черточка над гласной, означает «не меньше самого малого».

- Держать в черном теле - сурово, строго с кем-то обращаться.

- Водить за нос – обманывать

-Тишь да гладь да божья благодать – безмятежное, полное спокойствие

        - Лить крокодиловы слезы – лицемерно жаловаться, притворно, неискренне сожалеть

- Хоть кол на голове теши – об очень упрямом человеке, которому что ни говори – все сделает по-своему

- Ломать голову – усиленно думать

- Сдержать слово – выполнить обещание

- Во всю ивановскую – очень громко

- Утереть нос – показать свое превосходство

- Лить пули – бессовестно врать

- Поставить точки над и – доводить что-то до логического конца.

- Строить глазки – кокетничать

- Дело в шляпе – все в порядке

- Тянуть кота за хвост – нудно, медленно говорить

- Гонять лодыря – бездельничать

- Сматывать удочки – поспешно уходить

- Как зеницу ока – очень беречь

- Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела

- Держать ушки на макушке – быть осторожным, осмотрительным

- Строить воздушные замки – строить неосуществимые планы



Предварительный просмотр:

Найди ошибки в употреблении фразеологизмов:

  1. Наша лебединая песня состоится года через три, когда мы представим в авиасалоне новый многоцелевой самолет.
  2. Все это и заставляет ГАИ стучать во все колокола.
  3. Я социалист от мозга до костей.
  4. А пока суть да дело…
  5. Она обладает многими достоинствами, но напоминает рубашку-парня.
  6. Он перебирал из пустого в порожнее.
  7. Я ему обязан по гроб доски.
  8. В этом движении важную скрипку играют демократы.
  9. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься фильм…
  10. Один за одним друзья вышли из класса.
  11. Еще совсем недавно ему пели фимиамы.
  12. Получить фиаско может каждый спортсмен.
  13. Нельзя всех мерить под одну гребенку.
  14. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на людей.
  15. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.
  16. Недовольство граждан качеством продукции еще не дошло до своей крайней точки.
  17. Таким образом, это событие не будет играть большого значения.
  18. Некоторые пытаются вбить клины в наши отношения.
  19. Магазинов вокруг прудом пруди.
  20. Пришлось уйти несолоно нахлебавшись.
  21. Он кричал, стучал кулаком в грудь и широко рвал на груди рубаху.
  22. Он плохо работает – сидит сложив руки.
  23. Я привык отдавать себе полные отчеты.
  24. Все ее ругали на чем свет стоял.
  25. Опять надела туфли на босую ногу.
  26. Пора уж тебе взяться за свой ум.
  27. Ну хоть бейся об стенку!
  28. Всё возвращается на спирали своя!
  29. Хлестаков всё время мечет бисер пред свиньями, а ему все верят



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст. Назовите фразеологизмы. Сколько их здесь? Замените фразеологизмы на простые словосочетания и запишите получившийся текст.

Домашнее задание сделал? Или опять два часа на телефоне висел? Долго будешь дурака валять? Хватит баклуши бить и морочить мне голову, принимайся за работу – не выводи меня из терпения! Ох, правильно говорят, что детей надо держать в ежовых рукавицах. Что-что? Ты мне зубы не заговаривай, быстро за уроки – одна нога здесь, другая там.

Текст английский сможешь перевести или снова ни в зуб ногой? Кто виноват? Не вали с больной головы на здоровую. Чем ты в выходные занимался? В воскресенье тебя днем с огнем не найдешь, с собаками не сыщешь…

Ах вот как? Ты казанской сиротой не прикидывайся, тень на плетень не наводи – я-то тебя знаю как свои пять пальцев.

Что? Опять с соседским мальчишкой подрался? Живете как кошка с собакой. Тебе-то что. С тебя как с гуся вода, а мне перед соседями глазами хлопать. Ах это он на тебя, бедного, напал, а ты, значит, защищался? И зуб ему ты нечаянно выбил?

Ты мне сказку про белого бычка не рассказывай – слышали уже.

Заруби себе на носу: не возьмешься за ум – пеняй на себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...