Уроки русского языка. 7 кл
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
конспекты уроков русского языка 7 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_deeprichastie._7_kl.docx | 47.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Доржиева Дулгар Лосоловна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»
Тема урока: Деепричастие.
Класс 7 «Б»
Цели:
Образовательные:
познакомить с деепричастиями как частью речи;
научить находить деепричастия, определять их грамматические признаки;
формировать умение находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, употреблять их в речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать чувство такта, умение слушать собеседников, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса, конструирование предложений с деепричастиями; саморефлексия;
работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения, способности к саморегуляции и самоконтролю;
Задачи:
-знать основные признаки деепричастия, типичные суффиксы деепричастий, деепричастный оборот.
-уметь разграничивать основное и добавочное действие, опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.
-уметь планировать действия по решению учебной задачи, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: сформировать практические навыки распознавания деепричастия, его грамматических особенностей.
Метапредметные:
- Познавательные: уметь систематизировать материал, находить нужную информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.
- Регулятивные: уметь определять и формулировать цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.
- Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, вносить коррективы в услышанное, учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.
Основные понятия: критерии деления слов на части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: ПК, проектор, карточки для индивидуальной работы
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Русский язык. 7 под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А,
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Мотивирование на учебную деятельность. Организация групп(4 группы)
- Актуализация знаний
Слайд 1
Луна, показавшаяся из-за гор, осветила верхушки сосен.
Луна, осветившая верхушки гор, показалась из-за туч.
Луна показалась из-за гор и осветила верхушки сосен.
Луна, показавшись из-за гор, осветила верхушки сосен.
Освещая верхушки деревьев, луна показалась из-за туч.
Задание: Выпишите в тетради в столбик однокоренные слова и обозначьте корень этих слов. Рядом подпишите, к какой части речи относится каждое из них.
- Как мы определяем часть речи? (по вопросу; показавшаяся – причастие, показалась, – глагол, показавшись- …; осветила – глагол, осветившая – причастие, освещая -…)
- Какое(ие) слово(а) вызвало(и) затруднение? (показавшись, освещая).
- Сравните предложения. Найдите основу предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? (Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия. Основное – Добавочное).
-Можно ли отнести к глаголам слова показавшись, освещая?
- На какой вопрос они отвечают?
- От слова какой части речи образуются данные слова?
- Попробуйте изменить эти слова.
- Какая часть речи не изменяется?
- Какой вывод можно сделать?
Перед нами часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия.
Эта часть речи называется ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
- Итак, в ходе исследования мы установили, что слова-незнакомцы – это деепричастие, которое, содержит признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы Что сделав? Что делая? Когда? Как?
- Целеполагание
- Сформулируйте тему урока (Деепричастие как часть речи)
- Определим цели, которые мы должны будем достичь в результате работы на уроке(научиться определять деепричастие и выделять его среди других частей речи; научиться использовать деепричастие в собственных высказываниях).
- Какие вопросы о деепричастии необходимо решить, чтобы в конечном итоге достичь поставленных целей?
(1. Каково общее значение и признаки деепричастия?
2. Как образуются деепричастия?
3. Какую роль играют в речи?)
Слайд 2. По мере того как дети отвечают на вопросы, открывается слайд, где помещены тема, цели и задачи урока. Тему записывают в тетрадь.
Итак, знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, со способами образования этой части речи, умение находить деепричастие, употреблять в речи - является целями нашего урока.
- Поиск путей решения проблемы. Организация работы в группах.
Дети делятся на группы по желанию. Каждая группа решает поставленную перед ней учебную задачу: должна изучить предложенный материал и представить результаты исследования.
Каждый учащийся по мере выступления представителей групп заполняет свою карточку «Что нужно знать о деепричастии?»
Слайд 3. Задания для групп:
1 группа: выявление признаков деепричастия.
2 группа: образование деепричастий
3 группа: выявление роли деепричастий в речи
4 группа: особенности конструирования предложений с деепричастиями.
- Решение проблемы. Работа в группах (15 минут). Каждая группа получает индивидуальное задание.
Задание для группы № 1: Вам предложены два разных источника информации, раскрывающие вопрос «Деепричастие как часть речи». Внимательно изучите эти источники и свои выводы по данному вопросу оформите в виде таблицы «Деепричастие как часть речи», раскрывая грамматические, морфологические, синтаксические признаки.
№1. Проанализируйте данные предложения, в которых выделенные слова – это деепричастия.
Определите:
а) на какие вопросы отвечают деепричастия, что они обозначают.
б)какие из постоянных признаков глагола имеют деепричастия;
в)могут ли деепричастия изменяться по лицам, числам, временам, родам?
г)какую синтаксическую роль выполняет в предложении.
- Ольга убиралась в комнате, напевая какую-то песенку.
- Выйдя из дома, Вася побежал на футбольное поле.
- Изогнув длинные шеи, лебеди поднялись над озером.
- Мурка сладко спала, свернувшись в комочек в кресле у камина.
№ 2. Прочитайте сказку. Найдите информацию, дополняющую или подтверждающую выводы по заданию № 1, используйте для заполнения таблицы.
Сказка «Отцы и дети».
Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие способно управлять падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид, переходность, возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (Что делая? Что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (Как? Каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего…
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости…
Свой ответ начните со следующей фразы: «Проанализировав предложенный материал, мы пришли к выводу, что…»
Предполагаемый продукт исследования:
Деепричастие как часть речи | |
Грамматическое значение – обозначает добавочное действие | |
Вопросы Что сделав? Что делая? Каким образом? | |
Морфологические признаки | |
Признаки от глагола | Признаки от наречия |
1. Вид | Неизменяемая часть речи |
2. Переходность | |
3. Возвратность | |
. Синтаксическая роль - обстоятельство |
Задание для группы № 2. Вам предложены два задания на тему «Образование деепричастий». Проанализируйте задания и свои выводы по данной теме наглядно оформите. При разборе заданий обратите внимание на информацию со знаком «!».
№1. Внимательно проанализируйте данные деепричастия и определите при помощи какой морфемы и от какого глагола они образованы.
Замерзая, создавая, держа, погладив, убравшись, запершись, будучи, утомившись, лежа.
! При выполнении задания №1 учтите, что деепричастие – это неизменяемая часть речи.
! Только правильный вывод при анализе задания № 1 поможет вам справиться с заданием № 2.
№ 2) Образуйте деепричастия от следующих глаголов.
а)Отражается, белеет, дышат, сказал, изогнулся, держит.
б)Печь, шить, вязать, тонуть, лить, плясать, мять, глохнуть, писать.
Свой ответ начните со следующей фразы: «Проанализировав предложенный материал, мы пришли к выводу, что…»
Предполагаемый продукт исследования опорная схема, таблица, буклет.
Задание для группы № 3 Роль деепричастий в речи
Мы с вами вначале урока выяснили, что деепричастие обозначает добавочное, а не основное действие. А может, не так уж они и нужны? Проанализируйте данные тексты и попробуйте сделать вывод о роли деепричастий в речи.
№1. Вашему вниманию предлагается текст английского писателя Роберта Саути «Лодорский водопад». Прочитайте вначале про себя.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, и обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!
1.Докажите, что это текст.
2.Тема текста.
3.Основная мысль текста.
4.Стиль текста.
5.Тип текста
6. Что вы представили, когда читали стихотворение? Найдите в тексте деепричастия, передающие звук, движение, опишите характер водопада.
№2
Прочитайте тексты и сравните их. | |
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли. | С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг. |
1)Отличаются ли тексты по информативности? Поясните.
№3 Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.(Афанасий Фет)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. («Весенняя гроза» Федор Тютчев)
1)Часто ли вы употребляете в речи деепричастия?
2)В каких описаниях нужны деепричастия?
Свой ответ начните со следующей фразы: «Проанализировав предложенный материал, мы пришли к выводу, что…»
(Примерный вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, помогает достичь более полного изображения, заставляет обратить внимание на незаметные детали. Именно поэтому поэты и писатели активно используют деепричастия, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста).
Задание для группы № 4. Особенности конструирования предложений с деепричастиями.
Деепричастие часто называют «великим шутником». Если не знать о коварстве русского языка, то такие фразы будут казаться правильными. Но если призадуматься, то смешнее картину не придумаешь. Вам предстоит работа редакторов текста и художников-иллюстраторов смешных ситуаций.
Проанализируйте данные два задания. Подумайте и попробуйте сделать вывод о том, как грамматически правильно сконструировать предложение с деепричастным оборотом(деепричастие с зависимым словом).
№1. Продолжите предложение с деепричастным оборотом:
1.Сделав уроки,….
тетради и учебники были сложены в портфель.
Оля решила почитать любимую книгу.
мне показалось это интересно.
2.Возвращаясь домой, ….
а)... мне стало грустно.
б)... уже совсем стемнело.
в) ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.
3.Подъезжая к станции,....
а) ... у меня слетела шляпа.
б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня
в) ... я немного взгрустнул.
4.Пользуясь калькулятором,...
а) ... мне удалось получить точный результат.
б)... вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память.
в) ... расчет производится быстро и легко.
4.Играя в шахматы,...
а) ... развиваются мыслительные способности.
б) ...мне не было равных.
в) ... я должен быть предельно внимателен.
№2. Проанализируйте данные предложения и сгруппируйте их на «Предложения с грамматическими ошибками» и «Предложения без ошибок». Сравните их. Подумайте, в чем заключается ошибка. Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
1) Увидев отца, Сережа заулыбался. 2) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 3)Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. 4) Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки. 5) Возвращаясь домой, пошёл дождь. 6)Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку. 7)Сделав уроки, у меня заболели глаза. 8) Включив телевизор, мы начали смотреть футбол.
Свой ответ начните со следующей фразы: «Проанализировав предложенный материал, мы пришли к выводу, что…»
(предполагаемый продукт исследования: иллюстрации, примерный ответ: Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом, выполняет одно лицо. Конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)
6. Первичная проверка понимания, коррекция Презентация исследований, выступление групп. Запись карточки «Что нужно знать о деепричастии». Составление кластера, обобщение, систематизация новых знаний.
- Откройте учебники. Сопоставьте статью учебника со своими размышлениями, выводами.
На следующих уроках мы более подробно разберем все темы ваших выступлений.
7. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
1. Дидактическая игра «Веришь – не веришь»
1. Деепричастие – служебная часть речи.
2. Деепричастие обозначает добавочное действие.
3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.
4. В предложении деепричастие является обстоятельством.
5. В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
6. Деепричастия изменяются.
7. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
Слайд 5. Проверочная работа.
1. Прочитайте предложения, выпишите деепричастия, обозначьте суффиксы.
а)Преследуя зверя, охотники вышли к озеру.
б)Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
в)Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
г)Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
2. Продолжите предложение с деепричастным оборотом
1.Решая задачу,..
а) ...используются справочники
б) ...может быть несколько ответов
в)...прочитайте внимательно условие
2.Сдав экзамены, ...
а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.
8.Домашнее задание. Изучить параграф учебника, карточку «Что нужно знать о деепричастии» дополнить. Из любого художественного произведения выписать 5 предложений с деепричастиями, выделить в них суффиксы, подчеркнуть деепричастия как члены предложения 9.Оценивание. Проверка происходит сразу, учащиеся оценивают себя сами, заполняют «Оценочную карту урока» и сдают её учителю.
Оценочная карта урока группы № ______
Фамилия уч-ся | Вид работы | ||
Разминка(этап актуализации знаний) | Работа в группе | Проверочная работа | |
1. |
10. Рефлексия
- Ребята, что вы узнали сегодня о деепричастии?
- Чему вы сегодня научились?
- Понравилось ли вам быть исследователями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...