Викторина по теме "Глагол" 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Викторина по теме "Глагол" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по теме "Глагол" 6 класс | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Глагол.
Цели: Расширять знания детей в области русского языка, повышать уровень языкового развития детей; приобщать детей к умению работать с большими толковыми словарями; развивать творческую инициативу каждого участника игры, совершенствовать коллективный навык работы; развивать интерес к русскому языку, как предмету.
Оборудование: Плакаты с изображением лиц мальчика и девочки; плакаты с изображением Инфинитива; таблички со словами; листы бумаги, ручки.
Ход игры.
Учитель: Ребята, освоить знания о глаголе - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы проведем с вами конкурс знатоков русского языка , который поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом «глагол». (Ребят разделить на две команды, выбрать капитанов, жюри- учащихся отличников)
ВИКТОРИНА
1 этап «Ум, хорошо, а два лучше».
Игроки каждой команды по цепочке передаёт друг другу листок бумаги, на котором записаны глаголы, и образовывают от данных глаголов 2-е лицо и неопределенную форму. Например: стираю-стираешь-стирать. Кому попадает выделенное слово, должен с ним составить предложение.
1 команда: Жгу, пеку, охочусь, подойду, выращиваю, ухаживаю, оберегаю, привлеку, благодарю, забочусь.
2 команда: Кладу, принесу, надеваю, приеду, припасу, смеюсь, одеваю, отвлеку, переплету, сею.
2 этап «Поиграем в обгонялки».
Игроки по очереди выходят к доске, записывают слово, делают его разбор по составу и образуют от них 3-е лицо единственного числа и неопределенную форму. Поставить ударения.
1 команда: Кружишься, держишься, стараешься, надеешься, сомневаешься.
2 команда: Борешься, занимаешься, отправляешься, заботишься, наслаждаешься.
3 этап - конкурс капитанов «Спрятанное слово».
Впишите по горизонтали глаголы в неопределенной форме согласно кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.
1. Обнести оградой; защитить от чего-либо. 2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. 3. Антоним слова расплести. 4. Синоним слова попотчевать. 5. Убрать сор веником. 6. Синоним слов сверкать, светиться.
1 | о | Г | р | а | д | и | т | ь |
2 | п | Л | е | с | н | у | т | ь |
3 | з | А | п | л | е | с | т | и |
4 | у | Г | о | с | т | и | т | ь |
5 | п | О | д | м | е | с | т | и |
6 | б | Л | е | с | т | е | т | ь |
Учитель: А пока наши капитаны трудятся , мы с вами посмотрим сказку об Инфинитиве.
Инсценировка:
АВТОР: В некотором царстве, языковом государстве жил был Инфинитив. Лежал он веками на полатях в своем тереме, время шло, а он о нем и понятия не имел, о лицах - тоже. Никто к нему на огонек не заглядывал, ни с кем он дружбу не водил. Были когда-то, правда, у него друзья – Имя существительное и местоимение, с которыми он даже в родстве состоял. Но потом отдалился от них, перестал общаться, а сейчас и вовсе не признает их родственниками. Не с кем Инфинитиву и словом перемолвиться. Была когда-то в тереме Печь, да и та однажды сбежала, не вынесла скуки».
ПЕЧЬ: Я жить хочу! Хочу пироги печь, гостей принимать, своим пеплом людей согревать, а не влачить жалкое существование! Люди надо мною смеяться начали, потому как я невольно на тебя, лежебоку - Инфинитива, похожа стала! Вот, извольте, я уже могу выражаться только в вашей неопределенной форме, совсем разучились разговаривать».
АВТОР: И с этими словами ушла Печь, куда глаза глядят.
Много ли, мало ли времени прошло, но стал Инфинитив тосковать да на судьбу свою сетовать:
ИНФИНИТИВ: Есть у меня и совершенный вид, и несовершенный, да что толку? Совершать-то нечего, да и не с кем!. Я и переходным быть могу, и непереходным, а какой в том прок? Переходить-то не на что! Разве что от скуки возвратным сделаться могу.
АВТОР: И так Инфинитиву стало жалко самого себя, что от жалости этой он горько заплакать…то бишь, заплакал.
И вот в одно прекрасное утро слышит Инфинитив за окном стук да гром великий.
ИНФИНИТИВ: Кто стучать? Что греметь?
ПЕЧЬ: Здравствуй, лежебока! Узнаешь меня? Говорить то совсем уж разучился? Лопочешь, ровно иноземец. Да выходи на двор, не бойся! Гляди, хорошо-то, как: солнышко светит, трава растет, цветы цветут…
ИНФИНИТИВ: Как это- растут… цветут… Расти, цвести – ты хотеть говорить, сказать?
ПЕЧЬ (Грустно) : Ну вот, и наклонения свои забыл уже начисто. Да ведь цветы действительно растут, и цветут сейчас, и всегда расти, и цвести будут. Да ты наклонись, понюхай - как они прекрасно пахнут!
ИНФИНИТИВ: Как это – наклонись? Я не понимаю!
ПЕЧЬ: Вот задача! Ну, как тебе объяснить повелительное наклонение? Я велю тебе: наклонись, а ты не наклоняешься. Тогда я прошу тебя: наклонись, пожалуйста! И ты, если не забыл вежливые формы обращения, теперь уж должен наклониться. Наклониться и понюхать цветы.
ИНФИНИТИВ: (Смущённо). Я бы наклонился, да… отвык уже.
ПЕЧЬ: Отвык! Еще бы не отвык! Ты посмотри на себя! На кого похож?! Толстый. Неповоротливый стал от лени. Какая-то неопределенная форма! Будут теперь тебя звать Инфинитив - Неопределенная форма!
ИНФИНИТИВ: Да я бы… я бы… с удовольствием наклонился…
ПЕЧЬ: Ну вот! Ты уже сослагательное наклонение вспомнил, молодец! Знаешь что: бросай ты свой старый терем, поедем по белу свету! Емеля на царевне женился, у меня теперь свободное место. Но учти: рассиживаться на себе долго я не дам. Поездишь, бел свет повидаешь, с другими частями речи познакомишься – за работу. Идет?
ИНФИНИТИВ: Кто идет? Куда идет?
ПЕЧЬ: Поглупел ты, однако, в одиночестве да в безделии. «Идет»- это значит «согласен». Ясно?
ИНФИНИТИВ: Ясно! Согласен! Пора мне, действительно, определяться да за дело приниматься. Поехали!
АВТОР: И поехал Инфинитив в люди. Давно уже его перестали лежебокой считать. Таким работягой стал, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Учитель: Вот и мы с вами сейчас будем работать! Итак, начнем!
4 этап «По щучьему велению, по моему хотению…»
Игроки по очереди тянут карточки со словами и у доски выполняют задание:
« Превратите с помощью приставок непереходные глаголы в переходные и подберите к ним подходящие по смыслу существительные в винительном падеже без предлога. Например: работать - обработать деталь»
Плыть, ехать, спать, бежать, лететь, лежать.
5 этап «Будьте внимательны!!!»
Команды получают листочки с заданием и в течение 1 минуты выполняют.
« Исправьте ошибки глагольного управления в словосочетаниях и с исправленными составьте краткие предложения»
Настоять на пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.
6 этап «Кто больше?»
За 1 минуту команды должнв подобрать и записать как можно больше возвратных глаголов по каждой из смысловых групп.
1 КОМАНДА:
- Действие совершает над собой само лицо.
- Взаимность действия.
- Свойства живых существ и растений.
2 КОМАНДА:
1)Различные чувства, переживания
2)Процессы и свойства предметов
3) Различные состояния человека
7 этап «Сказано – сделано»
Какая команда запишите больше глагольных пар, вид которых различается:
1 команда:
1) - ва-; (Например: наливать- налить)
2) - ыва- (-ива-) - -и- (Например: отвинчивать- отвинтить);
2 команда:
1) - а- ( Например: спать- спасти);
2) - ыва-(-ива-)- -а- ( Например: рассказывать- рассказать)
8 этап «Кто грамоте горазд, тому не пропасть!»
Задание капитанам.
Раскройте скобки, вставьте пропущенную букву.
Если наука (н..) приносит пользы, она похожа на лекарство, которое (н..) излечивает.
Худо тому, кто ( н..) делает добра (н..) кому.
Преподаватель географии (н..) мог (н..) поделиться в классе впечатлениями о своей поездке.
(Н..) льзя было (н..) признать в нем хорошо воспитанного человека.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Заключительное слово учителя:
Глагол – очень важная часть речи. Она стоит на 3 месте после существительных и прилагательных по частоте употребления. Без глаголов наша речь будет неполной и бедной. Я думаю наш сегодняшний конкурс закрепил ваши знания. Умения и навки по теме «Глагол».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая викторина 9-10 классы
Занимательные вопросы по истории математики для недели математики....
Презентация "Математическая викторина"; 6-8 класс
Данная викторина может использоваться для учащихся 6 – 8 классов Предполагается наличие жюри, которое можно составить из одноклассников или учащихся старших классов. По усмотрению учител...
Биологическая викторина для 6 класса
Викторина по растениям для учащихся 6-ых классов. Конкурсы включают как учебный материал, так и вопросы, находящиеся за рамками учебной программы, расчитанные не только на знание биологии, но и на лог...
Урок-викторина по теме "Класс Млекопитающие".
Урок обобщения в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие" в игровой форме....
Математическая викторина в 5 классе
Разработка содержит материалы для проведения математической викторины в 5 классе...
Презентация ( викторина 5-6 классы) " Здоровье и спорт во Франции", 7-9 классы " Спорт во Франции"
Материал можно использовать на уроках в рамках темы " Спорт" или " Здоровый образ жизни" , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов...
Викторина для 6 класса по теме "Великобритания" ( учебнику Вербицкой для 6 класса Forward Part 1 Unit 3)
Викторина для 6 класса к учебнику Вербицкой Forward 6 Part 1....