«Повторение и обобщение изученного о наречии»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Мубаракшина Алсу Фаиезовна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_narechie_6_klass.docx40.19 КБ
Файл otkrytyy_urok_narechie_6_klass.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 «А» классе

Учитель: Мубаракшина А.Ф.

Тема:  «Повторение и обобщение изученного о наречии»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока:

1) повторение, обобщение, систематизация знаний  по теме «Наречие»;

2) подготовка    к контрольной работе.

Задачи:

  1. закрепить навык правописания орфограмм наречий;
  2. отработать навык  «опознавания» орфограмм в наречии;
  3. развивать умение обобщать знания;
  4. формировать познавательный интерес;
  5. прививать интерес к изучению родного языка.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

-овладение знанием определения наречия, способов его образования;

- овладение знанием условия выбора и объяснения  слитного и раздельного написания не с  наречиями  на о-е; букв о-е после шипящих на конце наречий; -н- и –нн- в наречиях на -о(-е); букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; дефиса между частями слова в наречии; Ь после шипящих на конце наречий;

- овладение умением группировать изученные орфограммы наречия; применять в разных условиях;

- правильное употребление  синонимов, антонимов, фразеологизмов.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

                                                                                                                 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент

1 мин.

Приветственное слово учителя:

- "Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь.

А вы любите путешествовать? Где уже побывали? Мы с вами прошли долгий путь  познания, проб и ошибок, трудностей и достижений, изучая наречие. Предлагаю сегодня на уроке стать туристами и отправиться в поход. Но прежде нам необходимо проверить нашу готовность, а именно, домашнее задание под названием «Занимательная этимология» (найти сведения о происхождении данных наречий).  Слайд 1

Здороваются, садятся за парты

Включаются в процесс игры

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин.

 Для того,  чтобы наше путешествие было удачным,  необходимо быстро и четко определить тему и цель нашего урока. Я думаю, решив данный кроссворд, вы сможете сформулировать тему урока.  Слайды 2-13.

Выберите из предложенных слов, только наречия.

1. прочь, тягуч, льёшь;

2. проучишь, хранилищ, наотмашь;

3. наследуешь, перережьте, невтерпёж;

4. настежь, передач, блестящ;

5. влево, левый, право;

6. порядок, изредка, зарядка;

7. тесно, тесто ,  тесть;

8. молодёжь, забудешь, , навзничь;

9.  искусство, искусно, вкусный;

10. певчий, певучий, певуче.

   

1.

п

р

о

ч

ь

                       2.

н

а

о

т

м

а

ш

ь

                       3.

н

е

в

т

е

р

п

е

ж

             4.

н

а

с

т

е

ж

ь

  5.

8.

в

л

е

в

о

  6.

и

з

р

е

д

к

а

7.

т

е

с

н

о

н

а

в

з

н

и

ч

ь

    9.

и

с

к

у

с

н

о

10.

п

е

в

у

ч

е

-Итак, какова тема нашего урока? (Повторение изученного о наречии). А какую цель поставим перед собой? (повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Наречие»; подготовиться к контрольной работе.) Слайд 14

Молодцы! Вместе мы  ловко, умело, внимательно, дружно и весело все преодолеем. Взгляните на схему нашего маршрута.   Слайд 15

Формулируют тему, цель и задачи урока

Познавательные: целеполагание

Личностные: самоопределение, смыслообразование 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний.

с целью подготовки к       контрольному уроку

2 мин.

Первая станция  «Палаточный лагерь»

Собираясь в дорогу, берут с собой багаж. Предлагаю  проверить наш багаж знаний и ответить на главный вопрос: «Что такое наречие как  часть речи?» (значение, вопросы, смысловые группы, синтаксическая роль.)    Слайд 16

Учащиеся устно дают  определение  наречия.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4.  Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

20 мин.

5. Физкультминутка

2 мин.

6. Воспроизведение на новом уровне

3 мин.

7. Самостоятельная работа

7 мин.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

9.  Итог урока.  Оценивание.

Рефлексия (прием «Рюкзак»)

6 мин.

С багажом у нас все в порядке! В путь!

Нас ждут горные вершины, которые мы уверенно покорим, если вспомним, от каких частей речи образуются наречия.

Вторая станция «Покорение гор»

Задание:  Определите, от каких частей речи образованы наречия, графически выделите морфемы, назовите способ СО. Образец: изредка – прил. редкий, приставочно-суффиксальный.

 По-прежнему, нежарко, докрасна, вдали, вдвое, сверху, отныне,  в-третьих.

Слайд 17

-Как эти знания связаны с правописанием?

Третья станция «Селение Наречево»

Мы приблизились к  селению  Наречево, с его жителями- орфограммами  мы уже знакомы, выразим им своё расположение, испытаем радость встречи. Предлагаю обращаться по имени, т.е. называть орфограммы.

Самодиктант.

Задание 1 (слитное-раздельное написание не с наречиями): запишите, объясните правописание слов.

 Не точно, а приблизительно; негромко (тихо); невзрачно (не употр.); немилосердно (жестоко,безжалостно); неизбежно (не употр.); не легко, а трудно; вовсе не одиноко; невесело(грустно); невзначай(не употр.); нелепо (не употр.); далеко не ново. (Взаимопроверка со слайда)Слайд 18

«Замени слово».

Задание 2 (н-нн в наречиях на о-е):  подберите антоним к слову, объясните правописание.
Фальшиво, обдуманно, безропотно, тревожно, торопливо.

 Слова для справок: искренне, легкомысленно, возмущенно, безмятежно, медленно  Слайд 19

Графический диктант.

Задание 3 – работа в паре (а-о на конце наречий с приставками):  Вспомните орфограмму «а/о на конце наречий с приставками». Сформулируйте правило. Расположите по пять слов на каждой строчке,  аккуратно соблюдая правила записи.

Насухо, замертво, дочиста, влево, вправо

Начисто, досуха, налево, издалека, задолго

Издавна, направо, намертво, затемно, сначала

Добела, сгоряча, изредка, искоса, дотемна.

 Слайд 20

Предупредительный диктант

Задание 4: объясните правописание слов, запишите в тетрадь.

  Еле-еле, бок о бок(повтор слова с предлогом между ним), в-третьих, точь-в-точь (искл. из правил: повтор слова с предлогом между ним), по-дружески, по-прежнему, слегка, волей-неволей, по-осеннему, кое-как, во-первых, вглубь.

Слайд 21

Четвертая  станция «Привал».

Мы отлично путешествуем, предлагаю отдохнуть.

Сначала мы пойдём налево-1,2,3.

А теперь пойдём направо

Станем мы сейчас поближе

А потом уйдём подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево – вправо

А сейчас присядем ниже

Головы поднимем выше

Дружно хлопаем руками

Тихо топаем ногами

Чтобы веселее стало

Всё опять начнём сначала./ повторяем 2 раза/.

Слайд 22

На привале принято вести беседы, общаться. Наше общение будет приятно и полезно.

  • замените фразеологизмы наречиями: покраснеть до корней волос-стыдно, спит  как убитый-крепко, скакать во весь опор-быстро, кричать во все горло-громко, яблоку негде упасть-тесно, черепашьим шагом-медленно, ни свет ни заря-рано, рукой подать-близко, из рук вон-плохо, кот наплакал-мало.
  • Спросите у товарища, что означает данный фразеологизм.

Слайд 23

Пятая  станция «Переправа». Слайд 24

 -Какие орфограммы мы еще не повторили?

(ь после шипящих; о/е после шипящих на конце наречий)

Через реку сможет переправиться тот, кто успешно справится со следующим заданием.

1. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)

- Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками).

2. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите из предложенного текста наречия с  орфограммой ь после шипящих на конце.

Издалек_  пр_летевший скворец заглядывает  в открытую  настеж_  дверь. Дача  еще  никем  не занята.  Скворцу  невтерпеж_  занять ее. Дно домика  сплош_  усыпа_о  пухом. Дача в  хорошем  месте: поблизости  пруд. Есть  и соседи. Сообща  ле_че  гнать проч_  ворон. Лиш_  подумал  об этом, а вороны  летят  к домику. Но дружная  семья   соседей не допустила  никого  к домику скворца.  Слайд 25

Водная преграда преодолена, вы молодцы!

Мы возвращаемся домой! В качестве домашнего задания у вас будет:  

Всем: пройти тестирование по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd40YehncIK39Ecg9WEG08wf5hcpwxIEGv4b3TQKmUluu_tPg/viewform?usp=sf_link или  на сайте https://onlinetestpad.com/ru/test/735-testovaya-rabota-po-teme-narechie-variant-1 , у кого есть гугл почта, отправлю на почту.

На выбор:1. составить словарный диктант по теме «Наречие» (15-20 слов); 2. Представьте себе: вы пишете письмо, в котором приглашаете в гости друга. Напишите подробно, как найти ваш дом. Используйте наречия.

Слайд 26

Используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход.

Пример.

  • я научился находить слова  с орфограммами
  • я разобрался в теме
  • я стал чаще отвечать на уроке

Слайд 27

Оценивая нашу работу, мы воспользуемся приемом "Райтинг"

За  работу на уроке  учитель ставит оценку.  Выслушивает самооценку ученика. Итоговой оценкой записывается дробь. Например, 5/4

Слайд 28

Группируют наречия по способу образования от разных частей речи, графически выделяют  морфемы.

Формулируют ответ.

Записывают слова,  по завершении устно объясняют правило, осуществляют взаимопроверку.

Дают определение антонимов. Устно называют антоним, объясняют выбор правописания   -н- и  -нн-.

Выполняют запись, в случае безошибочного выполнения получают графический рисунок домика.

Если допущены ошибки, исправляют, аргументируя ответ, формулируют правило.

Формулируют ответ, повторяют правило.

Выполняют объяснение правописания для предупреждения ошибок, повторяют правило.

Выполняют физкультминутку, осуществляют двигательную активность.

Подбирают синонимы, формулируют вопросы, работают в парах.

Осуществляют выбор, выполняют работу.

АнализОсуществляют проверкруют словау  выписанных слов.

Записывают домашнее задание, уточняют детали.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

Использованные ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-путешествие

Слайд 2

Выберите из предложенных слов, только наречия и решите кроссворд. 1. прочь, тягуч, льёшь; 2. проучишь, хранилищ, наотмашь, ; 3. наследуешь, перережьте, невтерпёж; 4. настежь, передач, блестящ; 5. влево, левый, право; 6. порядок, изредка, зарядка; 7. тесно, тесто, тесть; 8. молодёжь, забудешь, навзничь; 9. искусство, искусно, вкусный; 10. певчий, певучий, певуче.

Слайд 3

Кроссворд 1. 2. 3. 4 . 5. 8. 6. 7. 9 . 10 .

Слайд 4

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. 3. 4 . 5. 8. 6. 7. 9 . 10 .

Слайд 5

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. 4 . 5. 8. 6. 7. 9 . 10 .

Слайд 6

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . 5. 8. 6. 7. 9 . 10 .

Слайд 7

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . Н А С Т Е Ж Ь 5. 8. 6. 7. 9 . 10 .

Слайд 8

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . Н А С Т Е Ж Ь 5. 8. В Л Е В О 6. 7. 9 . 10 .

Слайд 9

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . Н А С Т Е Ж Ь 5. 8. В Л Е В О 6. И З Р Е Д К А 7. 9 . 10 .

Слайд 10

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . Н А С Т Е Ж Ь 5. 8. В Л Е В О 6. И З Р Е Д К А 7. Т Е С Н О 9 . 10 .

Слайд 11

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . Н А С Т Е Ж Ь 5. 8. В Л Е В О 6. И З Р Е Д К А 7. Т Е С Н О Н А В З Н И Ч Ь 9 . 10 .

Слайд 12

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . Н А С Т Е Ж Ь 5. 8. В Л Е В О 6. И З Р Е Д К А 7. Т Е С Н О Н А В З Н И Ч Ь 9 . И С К У С Н О 10 .

Слайд 13

Кроссворд 1. П Р О Ч Ь 2. Н А О Т М А Ш Ь 3. Н Е В Т Е Р П Е Ж 4 . Н А С Т Е Ж Ь 5. 8. В Л Е В О 6. И З Р Е Д К А 7. Т Е С Н О Н А В З Н И Ч Ь 9 . И С К У С Н О 10 . П Е В У Ч Е

Слайд 14

1) повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Наречие»; 2) подготовиться к контрольной работе. Цель урока: Повторение изученного о наречии Тема урока: Урок-путешествие

Слайд 15

Урок-путешествие

Слайд 16

Станция «Палаточный лагерь»

Слайд 17

Станция «Покорение горы» Задание : определите , от каких частей речи образованы наречия, графически выделите морфемы, назовите способ СО. Образец: изредка – прил. редкий, приставочно-суффиксальный По-прежнему , нежарко, докрасна, вдали, вдвое, сверху , отныне, в-третьих. От прилагательных : по-прежнему, докрасна От существительных : вдали, сверху От числительных: вдвое, в-третьих От наречий : нежарко, отныне

Слайд 18

Станция «Селение Наречево » Задание : запишите, объясните правописание слов Не точно, а приблизительно; негромко; невзрачно; немилосердно; неизбежно; не легко, а трудно; вовсе не одиноко; невесело; невзначай; нелепо; далеко не ново. Самодиктант

Слайд 19

Станция «Селение Наречево » Задание : назовите антоним к слову, объясните правописание «Замени слово» Фальшиво Обдуманно Безропотно Искренне Легкомысленно Возмущенно Тревожно Безмятежно Торопливо Медленно

Слайд 20

Станция «Селение Наречево » Задание: Вспомните орфограмму «а/о на конце наречий с приставками». Сформулируйте правило. Расположите по пять слов на каждой строчке, аккуратно соблюдая правила записи. О О А О О О А О А О А О О О А А А А А А Графический диктант

Слайд 21

Станция «Селение Наречево » Задание: объясните правописание слов, запишите в тетрадь Еле-еле, бок о бок, в-третьих, точь-в-точь, по-дружески, по-прежнему, слегка, волей-неволей, по-осеннему, кое-как, во-первых, вглубь. . Предупредительный диктант

Слайд 22

Станция «Привал» Физкультминутка

Слайд 23

Станция «Привал» покраснеть до корней волос скакать во весь опор кричать во все горло яблоку негде упасть черепашьим шагом ни свет ни заря рукой подать из рук вон кот наплакал спит как убитый стыдно крепко быстро громко тесно медленно рано близко плохо мало

Слайд 24

Станция «Переправа»

Слайд 25

Станция «Переправа» Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите из предложенного текста наречия с орфограммой ь после шипящих на конце. Издалек_ пр_летевший скворец заглядывает в открытую настеж_ дверь. Дача еще никем не занята. Скворцу невтерпеж_ занять ее. Дно домика сплош_ усыпа_о пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща ле_че гнать проч_ ворон. Лиш_ подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей не допустила никого к домику скворца. а и ь ь ь н г ь ь

Слайд 26

Всем: пройти тестирование по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd40YehncIK39Ecg9WEG08wf5hcpwxIEGv4b3TQKmUluu_tPg/viewform?usp=sf_link или на сайте https://onlinetestpad.com/ru/test/735-testovaya-rabota-po-teme-narechie-variant-1 На выбор: 1. составить словарный диктант по теме «Наречие» (15-20 слов); 2. Представьте себе: вы пишете письмо, в котором приглашаете в гости друга. Напишите подробно, как найти ваш дом. Используйте наречия. Домашнее задание

Слайд 27

Пример: В моем рюкзаке умение находить слова с орфограммами наречия Рефлексия «Рюкзак»

Слайд 28

« Райтинг »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Методическая разработка интегрированного (русский язык+математика) урока в форме игры, который проводится с участием двух учителей-предметников....

Урок русского языка в 7 классе по теме"Повторение и обобщение знаний о наречии"

Урок повторения и обобщения знаний по теме " Наречие". Урок -восхождение в горы. Для достижения целей и задач на уроке использована поэзия Владимира Семёновича Высоцкого.Форма работы-групповая. К урок...

Повторение и обобщение изученного материала по теме Наречие

Цели урока:систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Наречие»;развивать у учащихся логическое мышление;воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка....

Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе

Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления...

Повторение и обобщение по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 7 классе и презентация по теме "Наречие"...

Конспект урока повторения и обобщения на тему "Наречие"

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008. Тип урока: пов...