Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Конспект урока на тему:"Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №47 7 класс
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
- Цель: сформировать у учащихся умения отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий, правильно писать Н и НН в данных частях речи.
- Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: развитие навыков различения отглагольных прилагательных и страдательных причастий, формирование навыков написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, совершенствование навыков комментированного письма
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации, преобразование информации из одного вида в другой (составление схем);
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля
Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.
ХОД УРОКА.
Учитель:
Доброе утро, ребята, садитесь, пожалуйста. Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.
Учитель: Какова основная мысль стихотворения?
Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.
Учитель: А вы хотели бы «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради, линейки и карандаша не обойтись. Проверьте свою готовность к уроку.
Наш урок мы традиционно начнем с проверки домашнего задания.
Я просила вас образовать от имен существительных прилагательные и разделить их на две группы. посмотрим, что у вас получилось.
Рожь, туман, весна, кухня, гусь, земля, лед, нефть, лен, шерсть, змея, лекция, утро, авиация, письмо, качество, старина, картина, глина, длина.
Н | НН |
Ржаной, гусиный, земляной, ледяной, нефтяной, льняной, шерстяной, змеиный, глиняный. | Туманный, весенний, кухонный, лекционный, утренний, авиационный, письменный, качественный, старинный, картинный, длинный. |
Все верно, по какому принципу вы разделили слова на две группы. (с Н и НН)
Молодцы, записываем число, классная работа.
Я приглашаю к доске трех человек. Кто хочет попробовать свои силы? (выдаю карточки с заданием, задание зачитываю).
1.Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных:
Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый, деревя..ый.
2.Определить глагол, от которого образовано прилагательное, указать его вид:
Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, вареный
3.Вставить гласную перед суффиксом причастия. Объяснить выбор гласной.
Поджар..нный, высуш..ный, испуг..нный, свар..нный, реш..нный
Пока ребята выполняют на доске задание вспомним, что мы знаем о причастии.
Проверим уже усвоенные знания. Проведем блиц-опрос:
- Что такое причастие?
( причастие-часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой, какая, какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Настоящего и прошедшего времени. Обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении обычно являются определениями и реже сказуемыми.)
- вспомните, от какой части речи образуются причастия? (от глагола)
- признаки каких частей речи имеет причастие? (прилагательного и глагола)
- какого времени не имеет причастие? (будущего)
- назовите все суффиксы причастий.
- на какие два разряда делятся причастия (действительные и страдательные)
- В чем отличие действительных причастий от страдательных?
(ДП – причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие.
СП – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета)
- Ребята, скажите, что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется?
(ПО – причастие с зависимым словом. Если ПО стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если ПО стоит перед определяемым словом, то он зпт не выделяется.)
- Почему ДП настоящего времени имеют две пары суффиксов? ( ДП наст.вр. образуются от глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения, поэтому ДП , образованные от гл.1спр. имеют суффиксы ущ/ющ; от гл. 2спр.- ащ/ящ).
-А как же образуются СП настоящего времени? (СП образованные от гл 1спр имеют суффиксы ем/ом; от гл.2 спр –им)
Проверяем работу учащихся у доски.
Сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов). С прилагательными, образованными от существительных мы с вами уже встречались раньше, а вот о прилагательных, образованных от глаголов, мы пока почти ничего не знаем. Давайте попробуем предположить, как они могут называться?
(введение понятия «отглагольные прилагательные»)
Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные»
Давайте теперь сравним их написание с причастиями (3 ученик)
Что вы заметили? (у прилагательных. Н, у причастий НН).
Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (разграничение
отглагольных прилагательных причастий, чтобы правильно писать Н или НН)
Давайте наметим путь решения нашей проблемы. Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?
Понаблюдать за словами, сравнить их и сделать вывод.
Итак, попробуйте сформулировать тему урока (правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и полных страдательных причастий)
- Поставьте цели урока.
-Научиться отличать отглагольные прилагательные от причастий,
- Для чего нам это нужно?
- Чтобы правильно писать суффикс с н или нн.
Реализация построенного проекта. (Карточки-подсказки для выбора своего варианта ответа лежат на столах)
Каждая пара получает задания для наблюдения. Необходимо проанализировать и сделать выводы. По ходу выводов коллективно заполняем таблицу правописания Н и НН
Исследовательская работа: (в парах)
1 вариант. От какого глагола образовано слово? Определите вид глагола. Есть ли приставка в глаголе, от которого образовано причастие? Сделайте вывод.
Решенный, вареная, брошенный, вязаный, крашеный, некрашеный, купленный.
2 вариант. Обозначьте разницу в выделенных словах. Сделайте вывод.
ломаная линия – сломанная игрушка
путаный рассказ – запутанная история
крашеная доска – раскрашенная картинка
топленое молоко – растопленное масло
3 вариант. Определите разницу между парами словосочетаний. Выделите суффикс. Есть ли приставка в причастии? Сделайте вывод
печеный картофель – печенный в золе картофель
вяленая рыба – вяленная на солнце рыба
стриженые волосы – коротко стриженные волосы
квашеная капуста – квашенная мамой капуста
4 вариант. Выделите суффиксы. Что объединяет все слова? Сделайте вывод.
Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.
Вывод каждой группы, составление таблицы.
Н | НН |
если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-): вареный (варить), вязаный (вязать), крашеный (красить) | если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: решенный (решить), брошенный (бросить), купленный (купить) |
если причастия образованы от приставочных глаголов: сломанная, запутанная, раскрашенный | |
если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: печеный картофель, вяленая рыба, стриженые волосы, квашеная капуста | если причастия имеют при себе зависимое слово: печенный в золе картофель, вяленная на солнце рыба, коротко стриженные волосы, квашенная мамой капуста |
| прилагательные образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-: Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье |
Составьте алгоритм действия при выборе Н или НН. (работа в парах) (карточки подсказки)
Определить вид глагола, от которого образовано причастие (отглагольное прилагательное)
Если сов. вида – пиши НН,
Если нес.вида – посмотри, есть ли приставки или зависимое слово.
Если да – пиши НН
Если нет – пиши Н (кроме слов на –ова, -ева)
В словах на –ова. –ева, - пиши НН (искл. кованый, жеваный)
Объяснить выбор Н или НН
Коллективная работа. Комментированное письмо. Эталон (объясняет учитель)
Реше..ая задача - решить(сов. вид) – НН
Жаре..ая картошка – жарить (нес. вид, не приставки, нет зависимых) – Н (отглагольное прилагательное)
Жаре..ая бабушкой картошка - жарить(нес.вид, но есть зависимое) - НН
Поджаре..ая картошка -поджарить ( есть приставка, и сов.вид) – НН
Выполнение упр. 203. Комментированное письмо.
Рефлексия.
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Буквы лежат на столе)
Домашнее задание: упр. 202.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"
Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...
тест по теме "Правописание Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Данный тест проверяет ЗУН учащихся по теме "Правописание н-нн в отглагольных прилагательных и причастиях". Рассмотрены все сложные случаи написания слов с данной орфограммой...
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
Цели урока: систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; формирование практических умений и навыков семиклассников по ...
Презентация по теме "Одна и две Н в причастиях и суффиксах отглагольных прилагательных"
Презентация содержит объяснительный материал и тренировочные упражнения. Можно использовать на уроке знакомств с темой и уроке закрепления....
Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»
Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...
правописание -н- и -нн- в отглагольных прилагательных и причастиях
Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях...
Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и в суффиксах отглагольных прилагательных 7 класс русский язык.
Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс....