Материал к уроку русского языка по ССП
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Борисова Светлана Владимировна

примеры предложений с разными знаками препинания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_znaki_prepinaniya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

1.2. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения (ССП), отделяются друг от друга запятыми.

Примеры: Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (Песков).

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:

Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:

Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:

Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).

Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:

Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);

к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце... (Пушкин).

3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже перед союзом а:

Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь).

Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:

Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов).

4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:

Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин).

Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость... (Эренбург).

 

План разбора сложносочинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.
  4. Построить схему сложносочинённого предложения.

Образец разбора

Здесь, в комнате, было тепло, и глаза у Аннушки были весёлые, и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне (Тынянов).

Предложение сложносочинённое; состоит из трёх простых частей: Здесь, в комнате, было тепло 1/, и глаза у Аннушки были весёлые 2/, и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне 3/. Грамматические основы: 1) было тепло; 2) глаза были весёлые; 3) затворница и комната понравились. Средство связи – соединительные союзы и.

[    ], и [    ], и [    ].

      соед.     соед.

 

Упражнение 46. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).

Упражнение 47. Выделите грамматические основы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте расстановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Разберите сложносочинённые предложения по плану.

1. Страшно выли провода на столбах да громыхали от ветра вывески (А.Н. Толстой). 2. Прошло полгода и книга «Трагедия Согдианы» вышла в свет (Каверин). 3. Я напишу Ивану Ивановичу и завтра же всё отменится (Тынянов). 4. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра зато она слишком резко уступила место нетерпению составлявшему самую сильную черту характера герцога (Лесков). 5. Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и притом базар очень завозной и дешёвый (Лесков). 6. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву (Каверин). 7. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Гоголь). 8. Это все ожидали однако настроение было испорчено (Симонов). 9. Мы с сестрой плакали мать также плакала (Аксаков). 10. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гончаров). 11. Не только не видно нигде следов роскоши но и самые комнаты были пусты (Тынянов). 12. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Аксаков). 13. Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид (Пушкин). 14. Степан Степанович не то не доволен чем-то не то он чем-то обижен (Чехов). 15. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Тургенев). 16. Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще но адреса она им не дала да у неё и не было настоящего адреса (Берберова). 17. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). 18. Это была слава но всё это было опасно утомительно а для него самого по его мнению всё это было не нужно и вредно (Тынянов). 19. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами (Чехов). 20. Отец не хотел его брать с собой да Надежда Осиповна навязывала (Тынянов). 21. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен однако он замечательный человек (Алданов). 22. Он бы, конечно, возмутился однако на его возмущение никто бы не откликнулся (Тендряков). 23. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Чехов). 24. У Гаврилы смешно надулись щеки... и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М. Горький). 25. Река давно замёрзла а снега всё не было и люди замучились без дороги (Чехов). 26. У него осунулось лицо и отяжелели веки опустившись на выпуклые глаза полузакрывая их (М. Горький). 27. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха Сергей же Львович более хладный и жестокий негодовал (Тынянов). 28. Ни она никого не тронет ни её никто не тронет (Салтыков-Щедрин). 29. Небо ли такое белое или солью выцвела вода? (Есенин) 30. Ни минуты времени не терялось даром ни малейшей неисправности не случалось у поселянина (Гоголь). 31. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные весёлой рыбой (Чехов). 32. И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу и очи синие бездонные цветут на дальнем берегу (Блок). 33. То длинный сук её за шею зацепит вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок то выронит она платок... (Пушкин) 34. Искусство ноша на плечах зато как мы поэты ценим жизнь в мимолётных мелочах! (Блок) 35. Она мне нравилась всё больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей (Чехов). 36. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 37. Я спешу туда ж а там уже весь город (Пушкин). 38. Аккорд и песня бросается вниз головой, в тишину (Гусев). 39. Вздох всего и в грудь вольётся столько сил! (Григорьев) 40. Уйдёшь ты и станет темно (Шефнер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Материал к урокам русского языка и литературы

Конспекты, методические рекомендации и т. д....

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"...

дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал  может быть использован на уроках русского языка в старших классах и на элективных курсах по русскому языку  в предпрофильном и профильнолм филологическом обучении.Мат...