Олимпиада по русскому языку (школьный этап) 8 класс
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс)

Сидоренко Августа Николаевна

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)  

 8 класс

2.      Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров,  досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

3.      Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучный,  жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

4.      Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы,  серьги,  брюки,  колготки,  ставни,  ворота,  очки,  каникулы,  сутки,  Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

5.      Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.

6.      Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

7.      Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:  банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

8.      Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.

1.    Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

2.    И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).

3.    Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).

4.    Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

5.    Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).

9.      Выберите правильный ответ. Докажите.

1.      Все имена существительные  на –о, -е относятся к среднему роду.

2.      Не все имена существительные на –о,  -е относятся к среднему роду.

10.  Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

11.   Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

12.   Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

  1.  Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  2.  У меня сегодня праздное настроение.
  3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
  5. Открывая окно, в класс влетел воробей.

13.   Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

 в выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)  

 8 класс

  1. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров,  досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

  1. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучный,  жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

  1. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы,  серьги,  брюки,  колготки,  ставни,  ворота,  очки,  каникулы,  сутки,  Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

  1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.
  1. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

  1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:  банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
  1. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.
  1. Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
  2. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).
  3. Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).
  4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
  5. Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).
  1. Выберите правильный ответ. Докажите.
  1. Все имена существительные  на –о, -е относятся к среднему роду.
  2. Не все имена существительные на –о,  -е относятся к среднему роду.
  1. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

  1.  Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

  1.  Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
  1.  Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  2.  У меня сегодня праздное настроение.
  3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
  5. Открывая окно, в класс влетел воробей.
  1.  Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

 в выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

в 8 классе

  1. Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

  1. Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

  1. Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения  являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.

Оценка: по 2 балла за каждую группу  слов (макс. - 4 б.)

  1. Про-ис-хожд-ениj-э < про-ис-ход-и-ть + -ениi-.

Слово происхождение образовано суффиксальным способом.

              Оценка: по 1 баллу за каждое задание (макс. – 2 б.)

  1. Между приведёнными словами существуют следующие различия:

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный,  несведущий человек.

Освоить – 1) научиться пользоваться  чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный – сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 1 балл за ответ на вопрос (макс. – 5 б.)

  1. Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

  1. 1) Местоимение; 2) частица; 3) частица; 4) местоимение; 5) частица.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс.- 2, 5 б.)

  1. Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду. Например, несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения: Осло (город – м.р.), Токио (город – м.р.), торнадо (ветер – м.р.), кофе (м.р.), маэстро (м.р.) и т.д.

            Оценка:  1 балл (макс. – 1 б.)

  1. Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв;  финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

  1.  На всех парах – «очень быстро» (синонимы: одним махом, во весь дух, со всех ног, на всех парусах;антонимы: черепашьим шагом, еле-еле душа в теле, нога за ногу).

От горшка два вершка – «маленький» (синонимы: с булавочную головку; антонимы: с коломенскую версту).

В большом горшке на донышке –«очень мало» (синонимы: кот наплакал, с гулькин нос; антонимы: сорок сороков, куры не клюют, сила несметная).

Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение значения и за каждый пример синонимов и антонимов (макс. – 4,5 б.)

  1.  1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

        2)У меня сегодня праздничное настроение.

        3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

               4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

  1.  1) Н.В. Гоголь, великий русский писатель, - автор комедии «Ревизор».

2) Н.В. Гоголь – великий русский писатель, автор комедии «Ревизор».

Оценка: по 1 баллу за каждое предложение (макс. – 2 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ – 41 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....

Школьный этап олимпиады по русскому языку.7-8 класс.

Представлены вопросы и ответы к школьному этапу олимпиады по русскому языку.7-8 класс...

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс...

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 9 класс

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 9 класс...