Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель урока:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять синтаксическую роль прилагательных; развивать умение использовать имена прилагательные в речи.
Задачи урока:
Обучающая: отрабатывать навыки правописания падежных окончаний прилагательных, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.
Воспитательная: формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать внимание и уважение к слову, к богатству родного языка.
Ход урока:
- Оргмомент:
-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? (ДА) Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
- Актуализация знаний:
- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
(Ученые, исследователи, открыватели)
- Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?
(Да)
- Давайте же будем исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы.
Отгадайте, о какой части речи говорится в стихотворениях: (слайд № 1)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-----------------------------
Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
(имя прилагательное)
- Игра «Шарада»: Составьте название этой части речи из шариков (слайд №2)
- Запишите тему урока: Имя прилагательное как часть речи.
- С какой орфограммой мы встретились в названии части речи?
(Корень с чередованием –лаг - - лож-)
3. Цели и задачи урока:
-Как вы думаете, что мы должны будем узнать на уроке?
(Какую часть речи называют прилагательным?)
- А чему научиться?
(Находить прилагательные в тексте, самим употреблять их правильно, правильно писать имена прилагательные).
4. Проблемная ситуация:
Прочитайте текст и скажите, чего, по – вашему, не хватает в этом тексте? Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, используя слова для справок: (слайд №3)
- Мы любовались …….закатом. В ……. свете горят …….плоды рябины. Покрывается …….земля ……. листьями. Наступает ……ночь, спряталось …….солнце. Кругом царит …… тишина.
(Слова для справок: удивительный, тихий, усталый, озябший, разноцветный, багровый, яркий, оранжевый)
- Мы любовались багровым закатом. В ярком свете горят оранжевые плоды рябины. Покрывается озябшая земля разноцветными листьями. Наступает тихая ночь, спряталось усталое солнце. Кругом царит удивительная тишина.
- С какой трудностью мы встретились, выполняя это задание?
(Правописание окончаний имен прилагательных)
- Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно написать окончание прилагательных?
(От существительного надо задать вопрос к прилагательному, какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.)
- С какой частью речи тесно связано прилагательное?
(с существительным)
- Покажите графически зависимость прилагательного от существительного (отметьте главное слово и покажите стрелочкой зависимое, поставьте вопрос.)
- Сравните полученный текст с первоначальным вариантом. Как изменился текст?
- Какую же роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Делают ее более красочной, понятной.)
- Дайте определение имени прилагательного.
5. Физкультминутка:
Игра «Найди лишнего».
Все встали и вышли из – за парт. Мы совершим экскурсию по галерее прилагательного. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слово, являющееся именем прилагательным, топнуть ногами, если это другая часть речи:
Веселый, круглый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветный, мальчики, радостный, девочки, играют, приседают, интересный, полезный.
6. Творческая практическая деятельность по закреплению знаний:
- Какую же роль играют прилагательные в нашей речи?
- Велика роль прилагательных и в художественной литературе. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
- Выполните Упр. 567(учебник). Стихотворение А.Прокофьева «Береза».
- Подчеркните все имена прилагательные как члены предложения.
- Подберите синонимы к прилагательному грустный – печальный, невеселый, безрадостный.
- Какими членами предложения чаще всего бывают имена прилагательные?
(Определениями)
- Как называются прилагательные, которые изображают березку как живое существо в художественном тексте?
(Эпитеты – художественные определения).
- Правильно. А в УНТ существуют постоянные эпитеты, т.е. определения, закрепленные за конкретными существительными. Покажите стрелочками соответствия между правым и левым столбиками:
(слайд №4)
Молодец
Девица
Солнце
Ночь
Конь
Лес
Вода
Красная
Живая и мертвая
Ясное
Вороной
Добрый
Лунная
Дремучий
- Составьте 2 - 3 предложения, используя полученные ССЧ с постоянными эпитетами.
7. Итог урока, рефлексия:
– Давайте попробуем составить паспорт имени прилагательного (слайд №5):
Имя прилагательное – это ……, которая обозначает …………., отвечает на вопросы ………….. . Начальной формой является ………….. . Имя прилагательное изменяется по………, а в единственном числе по…… . В предложении прилагательное чаще всего бывает ……………, а может быть и ………….. .
- Понравился ли вам урок?
- Что полезного для себя вы узнали?
- С какими трудностями встретились?
- Научились преодолевать трудности?
- Закончить урок хотелось бы стихотворением Е.Руженцева "Сказка про краски" (слайд№6)
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
- А какая часть речи помогает нам сделать мир «удивительным и разным»?
(имя прилагательное)
8. Выставление оценок и д/з:
П. 101, упр. 565 или небольшой рассказ «Весна на пороге» с использованием прилагательных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное" ...
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»
Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место...
Урок русского языка в 6-м классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
На этом уроке учащиеся знакомятся с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-), отрабатывают навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, попо...
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...
Интегрированный урок русского языка и ИЗО (6 класс) "Н и НН в суффиксах имён прилагательных".
Изучение темы "Н и НН в суффиксах имён прилагательных" построено на текстовом материале по истории хохломской росписи....
Разработка урока русского языка в 5 «В» классе: «Имя прилагательное»
Тема урока: «Имя прилагательное», 5 классЦель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи:обучающая: пополнить практический опыт учащихся в уп...