Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.
статья по русскому языку (8 класс)

Юрьева Мария Антоновна

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.

МБОУ «Новоаганская ОСШ

имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

Юрьева М.А.- учитель русского языка

 и литературы

  Свою задачу, как учитель вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности обучающихся, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и выработать умения найти себя в нем.

Но в современных условиях, когда многие дети знакомы с разными средствами информации, имеют дома компьютеры,  хотелось бы, чтобы дети не стали искусственными и цивилизованными до такой степени, что их душа и ум воспринимал бы действительность только как вымышленный мир, что приводит к равнодушию и атрофированию чувств человека.

Работая с внутренним миром ребенка на примере художественного текста необходимо показать, что меняющийся мир, прогрессирующий и развивающийся, не должен делать из человека робота.

        Поэтому сегодня требуется сохранить традиции работы со словом, текстом, одухотворенным и живым, источником  чувств богатого русского народа, богатого силой духа, любовью к Родине, единством и сплоченностью.

       Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, сам ставит проблему, вырабатывает и принимает решение, формулирует выводы, делает прогнозы, он запоминает и усваивает материал на 90%. Следует, что только десять процентов обучающихся (т.е. 2-3 человека из класса) способны получить знания, умения и навыки с книгой в руках методами традиционной школы. А остальные 90%? Они тоже способны учиться, используя другие способы познания.

      ФГОС нового поколения диктуют главную цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, заложить фундамент  интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах, как раз на примерах  художественных произведений.

      Сегодня необходимо выходить за рамки своего предмета, научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, рассуждать, размышлять, не бояться высказывать свои мысли и не прятать их  от других, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, а главное видеть за этим всем человека и смысл, тот смысл для чего все это делается.

     Именно переход на  федеральный государственный  образовательный стандарт стимулирует современного учителя литературы и русского языка искать новые подходы работы с текстом, так, чтобы как можно лучше и глубже показать истинные ценности человека.

Исследуя все тонкости  новых стандартов,  было выявлено что:

  • необходимо пользоваться сценарным планом урока, предоставляющим свободу  в выборе форм, способов и приемов обучения;
  •  использовать информационно-компьютерные технологии;
  • самостоятельной деятельности обучающихся должно быть отведено более половины времени урока;
  • обучающиеся сами формулируют задачи, ставят проблему, ищут пути ее решения, направляемые учителем;
  • используются формулировки: проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, придумайте, обобщите, выберите решение, исследуйте, оцените;
  • преобладает групповая или индивидуальная работа;
  • использование нестандартных уроков (в присутствии родителей);
  • учебный материал создается обучающимися (презентации; тест к произведению, кроссворды, которыми обмениваются для решения);
  • важны метапредметные результаты (орфографическая и пунктуационная грамотность, используемая за пределами предмета);
  • ориентир на самооценку обучающихся;
  • обязательна рефлексия, учет динамики промежуточных результатов.

            Исходя из этого, акцент современного урока ставится на выборе   активных методов обучения.

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строящиеся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать игровую среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого обучающегося найти свое место, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность на уроке. 

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на: 

- организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; 

- распределение начальных действий и операций; 

- коммуникацию, без которой невозможны распределение, обмен и взаимопонимание; 

- обмен способов действия для решения проблемы; 

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. 

К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, инсценирование, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д.

         Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы позволяют: 

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты обучения; 

- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями обучающихся; 

- обеспечивать приобретение учащимися жизненно важных навыков и качеств; 

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

В.А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

         Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, даже рассуждают, умеют делать различные разборы, но страдают от неумения грамотно писать. На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе у них будет больше желания, поэтому необходимо использовать разные виды деятельности, которые позволят справиться с усталостью детей, помогают настроить их на рабочий лад:

 - отгадать ребусы, кроссворды, или составить их, из словарных слов, записать слова, подчеркнуть орфограмму;

 - использовать игру «разлетевшиеся шары» с применением интерактивной доски;

- грамматическую  эстафету с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся  делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

Много внимания уделяется игровым, занимательным формам работы, как способным занять внимание, воображение, потому что необходимо пробудить интерес и веру в свои силы  в каждом ребенке. И не просто пробудить, но и сохранить. Сформировать грамотное письмо у  учащихся - задача не из легких.

В  качестве  иллюстрации  можно взять  несколько игр:

- «Грамматический бой» Данная форма работы включает несколько этапов:

Приветствие команд.

Разминка «Назови одним словом»

 «В две колонны становись!»

«Загадка в загадке»

«Кто быстрее?»

Конкурс капитанов

Подведение итогов.

В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности.

- Игру – путешествие для учащихся 5-6 классов «Грамматическое кольцо».

 «Экспресс знаний» проходит следующие станции:

станция «Теоретическая» (конкурс капитанов);

станция «Фонетическая» (решаются фонетические задачи, транскрипция);

станция «Словообразовательная» (словообразовательный анализ);

станция «Морфологическая» (морфологический анализ);

станция «Занимательная» (ребусы).

         Следовательно, активными методами обучения необходимо называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.          Анализ повести А.С.Пушкина «Дубровский» показал, что сегодня ученики готовы к более серьезному анализу произведения, чем шестиклассники предшествующих лет. Так, отвечая на вопрос, почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, обучающиеся предложили около полутора десятков ответов. Важно заметить, что дети нашли сходство повести «Дубровский» с кинолентой, основанной на реальных событиях «Станица». Рассуждая, мы увидели полную аналогию деградации человека бездействующего, потерявшего облик человеческий, существующего в мире и разрушающего все вокруг. Таким образом, мы делаем вывод, что потому мы и читаем произведения классической литературы, что она чувственна, а значит, вечна в своем  проявлении вне исторических периодов.

Исходя из этой оценки героев обучающимися, выстраивается система уроков по изучению литературного произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». На первом уроке представляется  план работы всех последующих уроков и варьированное домашнее задание, (составить кроссворд, литературную викторину по повести,  нарисовать рисунки самых значительных эпизодов книги). Оговаривается, что заключительным уроком будет урок – суд над Андрием. А также предлагается приготовить кому-нибудь слово в защиту любого героя произведения. Получается все уроки до суда - это разбирательство, собирание доказательств, поиск причин, побудивших поведение героя, анализ и перенос в призму настоящего.

Обязательно на уроках используются видеоматериалы фильма «Тарас Бульба», которые вызывают дополнительный познавательных интерес к повести, но дается задание, например,  «Сравни эпизод боя и смерти Андрия в книге и в фильме» или «Найдите сходство барыни из повести «Муму» и Троекурова из повести «Дубровский»».

Интересно предложить задания, развивающие художественное мышление учеников, стимулирующие воображение. Например, при изучении рассказа «Кусака» обучающиеся пишут  «Письмо человеку» или письмо  «Все живое радуется одной радостью, все живое страдает одним страданием», в котором раскрываются все переживания живого существа.

Значительную роль играют уроки с введением элементов инсценировок, особенно при изучении эпических и драматических произведений.

В 5 классах проводился урок с элементами инсценирования «Мифологический олимп», в котором дети пытались, надев костюм и маску оказаться не только мифологическим персонажем, но создателями важнейших проблемных ситуаций и вопросов. Целью урока было способствовать развитию речи, актерских данных, умения слышать и анализировать, созданию атмосферы доверия и творчества, воображения.

Такие уроки строятся на изучении восприятием обучающихся. Однако затраченные усилия окупаются тем, что художник слова становится ближе и дороже ребятам, его произведения – понятней и необходимей, проходят в душу человека

 В.Г.Белинский писал в свое время: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище».

Стало доброй традицией проведение уроков - литературных концертов, литературно-музыкальных композиций «Зима в творчестве А.С. Пушкина», «Басни Крылова – фразеологическое наследие нации», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Войны священные страницы навеки в памяти людской!» в музыкальном сопровождении. Большое значение здесь имеет выставка рисунков в кабинете, помогающая воссоздать эпоху, мир поэта, призванное вызвать нужный эмоциональный отклик.

На таких мероприятиях познается то, что далеко за пределами школьной программы.

Интересными оказываются групповые формы работы на уроке. Группе предлагается выдвинуть проблемный вопрос для обсуждения по произведению В. Гаршина «Сигнал». Проанализировав и обсудив пути решения проблемы,  дети высказываются перед группами.

Через такие формы работы на уроке создаются условия для самовыражения каждого школьника для творчества, развивается самостоятельность мышления и воображения обучающихся, пробуждается фантазия.

          Самостоятельная деятельность всегда творчество – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.

         Умения, формируемые данной технологией носят межпредметный, универсальный характер (УУД). Именно на метапредметный результат направлен ФГОС, поэтому метапредметные подходы к  обучению – это реальная возможность повысить качество образования.

         Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: 

• повышение познавательной активности обучающихся; формирование положительной учебной мотивации; 

• активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; 

• стимулирование самостоятельной деятельности; 

• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления; 

• эффективное усвоение большого объема учебной информации; 

• развитие творческих способностей и нестандартности мышления; 

• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; 
• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития; 

• развитие навыков самостоятельного умственного труда; 

• развитие универсальных навыков. 

          Овладение активными методами и использование их в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.

         Применение активных методов отражается на результатах работы. По итогам  2012-2013 учебного года 100% успеваемость и  81% качества знаний.

        Обучающиеся активно принимают  участие в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе разных уровней:

- школьный этап Всероссийской олимпиады школьников: 2012-2013 уч.г. – 2 победителя и 2 призера, 2013-2014 уч.г. – 1 победитель, 2 призера;

- Всероссийский игровой конкурс по литературе «Пегас» - 1 победитель и 2 призера в районе;

- окружной фестиваль ученических проектов «Грани познания», 2008 – диплом участника;

- IX международная олимпиада по основам наук в УрФО – 2 призера финального этапа 2013год.

               Мои учащиеся являются постоянными участниками  всероссийского конкурса «Русский медвежонок- языкознание для всех», международной олимпиады по основам наук УрФО. Участвовали в  районном конкурсе «О малой родине с любовью», в конкурсе творческих работ «Правила дорожные – правила надежные», в окружном конкурсе детских творческих работ «Предпринимательство сегодня», во Всероссийском конкурсе по литературе  «Дети Гоголя», в III Всероссийской дистанционной олимпиаде «Летописец» (результаты ожидаются).  

          Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков.

Педагог-новатор Е.И.Ильин советует: «Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность». В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность, как перед преподаваемым предметом, так и перед личностью ребенка.

Чтобы воспитать себя нам правильно

Нынче и еще надолго впредь,

Оду дорогой литературе

 Пишем, чтоб в веках ее воспеть!

 Ведь она   РУССКАЯ ВЕЛИКАЯ,

Достижений всех не перечесть,

А для судеб очень многих – важная:

Наши ум и совесть, долг и честь.

Крутится все, вертится и пишется

В романах, светлой лирике ее.

 Достается нелегко анализ их,

Но нравственней становится житье.

Не рывками, а шажками плавными

 (Где такую мудрую найдешь?),

Рассуждаем, думаем, стараемся,

В мир духовный входит молодежь!

Все в литературе разное

(Историческое, чувственное, праздное!)

 Сплошь произведенья философские!

 С психологическою нитью во главе!

 Так, идя в строю своей дорогою

– С классиками добрыми в судьбе

– Сделаем для Родины мы многое,

 Радость принесем семье, себе!

Будет к ней любовь гореть огнем

Или может просто все забудется

Но ЧЕЛОВЕКОМ стать всем помогла -

Сильная литература РУССКАЯ!

 Хотелось бы пожелать всем огромного терпения и крепкого здоровья, быть терпеливыми, отзывчивыми, мобильными, искать и находить. Любви, счастья, радости, тепла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".

Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся"....

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...