"Разграничение деловой и научной речи" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Вобликова Светлана Витальевна
"Разграничение деловой и научной речи" 6 класс ФГОС М.м.Разумовская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgranichenie_delovoy_i_nauchnoy_rechi.docx37.98 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx662.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Разграничение деловой и научной речи. 6 класс.

Урок русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.:Дрофа, 2001.

Тип урока: развитие речи

Технология: развития критического мышления посредством чтения и письма

Форма работы: коллективная, парная

Дидактический материал: презентация, раздаточный материал для обучающихся (карточки для индивидуальной работы, тексты разных стилей, задания к ним), Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля, Литературоведческий словарь

Задачи урока

Образовательный аспект:

  • повторить особенности изученных стилей речи;
  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
  • познакомить обучающихся  с особенностями делового и научного стилей речи;
  • формировать умение определять стили речи, видеть стилеобразующие черты.

Развивающий аспект:

  • развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки;
  • развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;
  • развивать творческие способности.

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к  родному языку;
  • способствовать формированию коммуникативных качества  личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

 

Этапы урока, методы,формы и приемы:

  1. Организационный момент. Стадия вызова. – 2 мин.
  2. Стратегия «Вопросительные слова». Целеполагание. – 1 мин.
  3. Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах – 4 мин.
  4. Стадия осмысления  - 1 мин.
  5. Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос - 4 мин.
  6. Индивидуальная работа  со словарями (прием «Ученик в роли учителя») – 3 мин.
  7. Редактирование текста научного стиля. Работа в парах – 5 мин.
  8. Самостоятельное исследование  и обсуждение – 3 мин.
  9. Творческое задание – 5 мин.
  10. Анализ стилистических ошибок. Задание по  разграничению стилей речи – 3 мин.
  11. Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод» – 4 мин.
  12. Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам– 3 мин.
  13. Домашнее задание -1 мин.
  14. Заключительное слово учителя –1 мин.

Ход урока

  1. Орг. Момент. Стадия вызова. Введение в тему.

У.: Вот так встреча!   Кого я вижу!  Какими судьбами!  Сколько лет, сколько зим! Что вызвало улыбку? Мое приветствие было уместно? От чего зависит выбор приветствия?

( Предполагаемый ответ: выбор стиля речи зависит от условий и задач общения, то есть от речевой ситуации.)

Вспомните, что включает в себя понятие «речевая ситуация» слайд № 2).

У.:  Какие стили речи знаете?В какой речевой ситуации мы пользуемся разговорным стилем, художественным, научным, официально-деловым? (слайд №3)

  1. Стратегия «Вопросительные слова». Целеполагание.

У.:   Как вы думаете, какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте цель урока в форме вопросов, используя слова ЧТО? КАКИЕ? КАК? ЗАЧЕМ? (проверяем глубину понимания темы)

Предполагаемый ответ: Какие стили выделяют в русском языке? Зачем изучать стили речи? Как применить знания о стилях речи в жизни? Как определить стиль текста? Чем отличаются стили друг от друга?

  1. Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах.

У.:  Прочитайте и сравните тексты, которые находятся у вас на партах (Приложение № 1).

 Задания.

  1. К какому стилю относится каждый текст?
  2. В каком тексте содержится сообщение о конкретном животном, с какой целью оно дано?
  3. Какой текст дает нам информацию об определенной породе животных?
  4. С какой целью дается описание собаки в первом тексте? (6 мин)

Дайте устный ответ по плану:

  • Стиль.
  • Цель стиля.
  • Особенности стиля. Стилевые черты.

Предполагаемый ответ:(Тексты принадлежат к разным стилям. 1 текст - художественного стиля, 2- официально-делового, 3- научного. В 1 тексте описание собаки дается с целью воздействия на читателя,  а именно - вызвать его улыбку; во 2 тексте содержится сообщение об одном конкретном животном, цель практическая- помочь человеку в жизненной ситуации; в 3 тексте обобщенно говорится об определенной породе животных, цель –расширить знания людей об окружающем мире).

  1. Стадия осмысления.

У.:  Что общего у научного и делового стилей? (слайд № 4)

(Научный и деловой стили речи относятся к книжной речи и противостоят разговорной. В этом их сходство. Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений.

  1. Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос.

Учитель задает проблемный вопрос: А чем же различаются научная  и деловая речь?

У.:  Исследованию этого вопроса и посвящен наш урок. Запишите дату и тему урока: «Разграничение научной и деловой речи» (слайд № 5).

Известный писатель Владимир Солоухин утверждал:«Язык – это океан. Можно черпать  и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». (Слайд № 6).

 Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, в ходе которого мы постараемся понять смысл этого высказывания.Запишите его, обращая внимание на орфограммы и пунктограммы.

  1. Индивидуальная работа  со словарями (прием «ученик в роли учителя»).

Расскажите, что вы узнали о значении незнакомого слова

(Один ученик рассказывает  у доски о значении слова амфора, другой о средствах художественной выразительности, использованных Солоухиным).

Какие средства выразительности использует автор?

Предполагаемый ответ:

В словаре С.И. Ожегова:

А́МФОРА, -ы, ж. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна.

| прил. амфорный, -ая, -ое.

В словаре В.В. Даля:

АМФОРА ж. греч.остроконечный книзу глиняный кувшин, кубышка; их находят в древних гробницах.

В своем высказывании В. Солоухин использует метафору, сравнивая язык с океаном воды, которая может менять разную форму.

Метафора – это скрытое сравнение. Также в высказывании автор использует  контекстные антонимы(слова противоположные по смыслу для автора в этом контексте: бутылка, куб, амфора, шар, лужа). Обучающиеся записывают значения слов  и литературоведческие термины в тетрадь.

  1. Редактирование текста научного стиля. Работа в парах.

У.: Давайте обратим внимание на стилеобразующие особенности научного стиля.

Прочитайте текстзадачи, составленной мальчиком Вовой.(Приложение № 1).

Мы летом отдыхали у бабушки в деревне под Самарой. У бабушки в саду росли яблоки. Моя мамочка собрала 37 килограмм яблок. Из нескольких килограмм она сварила  очень вкусное варенье, а остальные яблоки разложила в 4  деревянных ящика по 7 кг в каждый. Мы с папой устали носить и складывать эти ящики в погреб. Сколько килограмм яблок моя мама израсходовала на мое любимое варенье?

  1. Какие ошибки, связанные с незнанием стилейи грамматических норм русского языкадопустил Вова?
  2. Исправьте ошибки, допущенные Вовой. Запишите исправленный вариант задачи. Прочитайте задачу так, как она могла бы быть помещена в учебнике математики.

(Предполагаемый ответ:Мама собрала 37 килограммов яблок. Из нескольких килограммов она сварила  варенье, а остальные яблоки разложила в 4 ящика по 7 кг в каждый. Сколько килограммов яблок мама израсходовала на варенье?)

  1. Самостоятельное исследование и обсуждение.

У.:  Сравните тексты и ответьте на вопрос: в чем отличие научного от делового стилей?(Приложение № 1).

Текст № 2

Дождь – это атмосферные осадки в виде жидкости. Возникновение дождя связано с тем, что с поверхности рек, озер, морей и океанов испаряется жидкость, превращается в пар, который образует облака. Из облаков собираются тучи, которые и проливают на землю дождь.

Текст № 3

Сегодня ожидаются значительные осадки. Дождь пройдет по Московской, Калужской, Брянским областям. Рекомендуем взять с собой в дорогу зонты.

(Предполагаемый ответ:Деловой и научный стили отличаются задачей. Задача научного стиля- сообщение + объяснение, задача делового – сообщение+ инструкция.)  (Слайд № 6).

Физкультминутка (слайд 7).

  1. Творческое задание.

У.:  А сейчас я предлагаю вам творческое задание (его можно выполнять в парах). Перескажите (3-4 предложения письменно)  начало какой-нибудь известнойвам детской сказки в официально-деловом стиле, например, в форме репортажа с места событий или в форме криминальной хроники. (Пример на слайде № 8).

Хлебобулочное изделие

Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку и пожаловавшись на отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха  Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.

  1. Анализ стилистических ошибок. Задание по  разграничению стилей речи.

У.: Прочитайте документы (на слайде № 9). Почему они вызывают смех?

Заявление служащей начальнику

Дорогой Иван Иванович!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им. С приветом, Елена Петровна.  15 сентября 2018  г.

Записка сына, обращенная к матери

Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 11 по ул. Северной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42  на сумму 303 (триста три) рубля.

Записка в дневнике

Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.                                                                                                                          

 Директор школы В.Петров.

(Предполагаемый ответ: допущено смешение делового стиля и разговорного, или стиль не соответствует речевой ситуации.)

  1. Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод». (Слайд № 10)

У.:  Мы подводим итоги урока,  и я прошу вас вставить пропущенные слова в карточках и сформулировать свой вывод. Проверьте себя, оцените. Если 9 из 10 слов вставлены верно, поставьте себе «5», 8-7 слов - «4», 6 слов – «3».

Карточка «Я делаю вывод».

В научном сообщении раскрываютсянаучные понятия,

излагаютсянаучные теории. Цель  научного стиля– расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность  (сообщение + объяснение). Сведения имеютпознавательную ценность.

    Деловое сообщение содержит сведения практического характера, помогающие человеку вконкретныхжизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по применению) (сообщение +инструкция). (Слайд для самопроверки № 6).

  1. Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам.

У.:  Какие открытия вы сделали на уроке? Как оцениваете свою работу? Поделитесь, ребята.

Индивидуальное задание (высокий уровень). Три ученика в течение урока работали над карточкой «Мое открытие» (вставляли пропущенные слова в тексте по теме урока). Один ученик у доски защищает свое открытие, затем сравниваем с эталоном (демонстрируем  слайд).

Карточка « Мое открытие»(слайд № 11)

Смешение стилей, несомненно, является  (ошибкой), связанной с  (незнанием) стилей русского языка и  может вызвать (улыбку). В (устной  и письменной) речи мы должны подбирать слова и грамматические средства с учетом (условий общения).  Выбор языковых средств зависит от обстановки и собеседника, то есть от (речевой ситуации). Обращение к определенному стилю должно быть обоснованным. Речь - это связное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть (целенаправленны, стилистически оправданы).

 

 Выставление оценок.

  1. Домашнее задание (слайд № 12).

У.:  А вы знаете о том, что право высказывать свою точку зрения записано в Конвенции о правах ребенка. Вы сегодня воспользовались этим правом на уроке. Кто не воспользовался им сегодня в устной форме, может это сделать в письменной, выполняя домашнее задание(по выбору).

Запишите его в тетради:

1. Напишите объявление в газету о пропавшей собаке (кошке, попугае). Определите стиль речи.

2. Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «ветер». Определите стиль речи.

  1. Заключительное слово учителя –1 мин.

У.:  Вернемся к эпиграфу.

«Язык – это океан. Можно черпать  и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи».

 Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемый ответ: В.Солоухин хотел сказать нам, что от нас зависит, как мы будем использовать язык.

 Желаю вам создавать только удивительные и прекрасные формы для наполнения их чистой океанской водой,  ведь как говорил Л.Н. Толстой: «Слово – выражение смысла… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

У.:  Урок окончен. До свидания.

Используемые источники

  1. proshkolu.ruУрок русского языка в 6 классе. Разграничениенаучногоиделовогостилейречи. Автор: Светлана Николаевна Мищенко

  2. stihi.ru
  3. Л. И. Новикова. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  4. Электронные физминутки  для глаз (3 части). Автор: Галкина И. А. http://pedsovet.su/  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая ситуация

Слайд 2

В разных речевых ситуациях используются разные стили речи Разговорный (1-1, н-о , общение) Художественный (1- много, воздействие) Научно-деловая речь (1- много, о-о сообщение)

Слайд 3

Научный и деловой стили речи относятся к книжной речи и противостоят разговорной. В этом их сходство Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений .

Слайд 4

Разграничение деловой и научной речи

Слайд 5

Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В. Солоухин

Слайд 6

В чем отличие научного стиля от делового Дождь – это атмосферные осадки в виде жидкости. Возникновение дождя связано с тем, что с поверхности рек, озер, морей и океанов испаряется жидкость, превращается в пар, который образует облака. Из облаков собираются тучи, которые и проливают на землю дождь. Сегодня ожидаются значительные осадки. Дождь пройдет по Московской, Калужской, Брянским областям. Рекомендуем взять с собой в дорогу зонты.

Слайд 7

Научный стиль Деловой стиль Содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению) (сообщение+ инструкция ). Различия в характере сообщения В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории. Цель – расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность ( сообщение+объяснение ) Сведения имеют познавательную ценность.

Слайд 8

Вернуться в главную презентацию

Слайд 9

Хлебобулочное изделие Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку и пожаловавшись на отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.

Слайд 10

Объясните, почему данные документы вызывают смех. Найдите ошибки. Заявление служащей начальнику Дорогой Иван Иванович! Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им. С приветом, Елена Петровна. 15 сентября 20118 г. Записка сына, обращенная к матери Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 11 по ул. Северной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 на сумму 303 (триста три) рубля. Записка в дневнике Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы. Директор школы В. Петров.

Слайд 11

Карточка «Я делаю вывод » Вставьте пропущенные слова, сформулируйте вывод. _______________________________________________ (ФИ) В научном сообщении раскрываются ___________ понятия, излагаются __________ теории. Цель научного стиля – расширить знания людей о ________, помочь им понять _______ действительность (сообщение +_______). Сведения имеют ______________ ценность . Деловое сообщение содержит сведения ___________ характера, помогающие человеку в _________________ ситуациях : как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (__________), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по применению) (сообщение + _____________).

Слайд 12

Карточка «Я делаю вывод» В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории. Цель научного стиля– расширить знания людей о мире , помочь им понять окружающую действительность (сообщение + объяснение ). Сведения имеют познавательную ценность. Деловое сообщение содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог ( рецепт ), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по применению) (сообщение + инструкция ). (9 из 10 слов вставлены верно, поставьте себе «5», 8-7 слов - «4», 6 слов – «3»)

Слайд 13

Домашнее задание (по выбору) 1. Напишите объявление в газету о пропавшей собаке (кошке, попугае). Определите стиль речи. 2. Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «ветер». Определите стиль речи.

Слайд 14

Используемые источники 1. Урок русского языка в 6 классе. Разграничение научного и делового стилей речи. Автор: С.Н. Мищенко . proshkolu . r u 2. Электронные физминутки для глаз (3 части). Автор: Галкина И. А. http : // pedsovet . su / 3. stihi . ru 4. Л. И. Новикова. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для 8 класса "«Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье и успеваемость школьника»"

Данный материал учит школьников правильно распределять свое свободное время и грамотно использовать информационные технологии....

Разграничение деловой и научной речи

Открытый урок в 6 классе по учебнику Разумовской...

Контрольная работа по русскому языку по программе Разумовской "Научный и деловой стили речи" 6 класс

Контрольная работа состоит из ряда творческих заданий, проверяющих уровень усвоения обучающимися темы "Научный и деловой стили речи"....

Конспект урока по теме " Разграничение деловой и научной речи". 6 класс.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разграничение деловой и научной речи. 6 класс" по учебнику «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Л...

урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи

Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....

Карточки по теме "Разграничение научного и делового стиля речи". 6 класс.

Карточки по теме "Разграничение научного и делового стиля речи". 6 класс....