"Разграничение деловой и научной речи" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgranichenie_delovoy_i_nauchnoy_rechi.docx | 37.98 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 662.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разграничение деловой и научной речи. 6 класс.
Урок русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.:Дрофа, 2001.
Тип урока: развитие речи
Технология: развития критического мышления посредством чтения и письма
Форма работы: коллективная, парная
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал для обучающихся (карточки для индивидуальной работы, тексты разных стилей, задания к ним), Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля, Литературоведческий словарь
Задачи урока
Образовательный аспект:
- повторить особенности изученных стилей речи;
- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
- познакомить обучающихся с особенностями делового и научного стилей речи;
- формировать умение определять стили речи, видеть стилеобразующие черты.
Развивающий аспект:
- развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки;
- развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;
- развивать творческие способности.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к родному языку;
- способствовать формированию коммуникативных качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).
Этапы урока, методы,формы и приемы:
- Организационный момент. Стадия вызова. – 2 мин.
- Стратегия «Вопросительные слова». Целеполагание. – 1 мин.
- Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах – 4 мин.
- Стадия осмысления - 1 мин.
- Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос - 4 мин.
- Индивидуальная работа со словарями (прием «Ученик в роли учителя») – 3 мин.
- Редактирование текста научного стиля. Работа в парах – 5 мин.
- Самостоятельное исследование и обсуждение – 3 мин.
- Творческое задание – 5 мин.
- Анализ стилистических ошибок. Задание по разграничению стилей речи – 3 мин.
- Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод» – 4 мин.
- Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам– 3 мин.
- Домашнее задание -1 мин.
- Заключительное слово учителя –1 мин.
Ход урока
- Орг. Момент. Стадия вызова. Введение в тему.
У.: Вот так встреча! Кого я вижу! Какими судьбами! Сколько лет, сколько зим! Что вызвало улыбку? Мое приветствие было уместно? От чего зависит выбор приветствия?
( Предполагаемый ответ: выбор стиля речи зависит от условий и задач общения, то есть от речевой ситуации.)
Вспомните, что включает в себя понятие «речевая ситуация» слайд № 2).
У.: Какие стили речи знаете?В какой речевой ситуации мы пользуемся разговорным стилем, художественным, научным, официально-деловым? (слайд №3)
- Стратегия «Вопросительные слова». Целеполагание.
У.: Как вы думаете, какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте цель урока в форме вопросов, используя слова ЧТО? КАКИЕ? КАК? ЗАЧЕМ? (проверяем глубину понимания темы)
Предполагаемый ответ: Какие стили выделяют в русском языке? Зачем изучать стили речи? Как применить знания о стилях речи в жизни? Как определить стиль текста? Чем отличаются стили друг от друга?
- Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах.
У.: Прочитайте и сравните тексты, которые находятся у вас на партах (Приложение № 1).
Задания.
- К какому стилю относится каждый текст?
- В каком тексте содержится сообщение о конкретном животном, с какой целью оно дано?
- Какой текст дает нам информацию об определенной породе животных?
- С какой целью дается описание собаки в первом тексте? (6 мин)
Дайте устный ответ по плану:
- Стиль.
- Цель стиля.
- Особенности стиля. Стилевые черты.
Предполагаемый ответ:(Тексты принадлежат к разным стилям. 1 текст - художественного стиля, 2- официально-делового, 3- научного. В 1 тексте описание собаки дается с целью воздействия на читателя, а именно - вызвать его улыбку; во 2 тексте содержится сообщение об одном конкретном животном, цель практическая- помочь человеку в жизненной ситуации; в 3 тексте обобщенно говорится об определенной породе животных, цель –расширить знания людей об окружающем мире).
- Стадия осмысления.
У.: Что общего у научного и делового стилей? (слайд № 4)
(Научный и деловой стили речи относятся к книжной речи и противостоят разговорной. В этом их сходство. Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений.
- Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос.
Учитель задает проблемный вопрос: А чем же различаются научная и деловая речь?
У.: Исследованию этого вопроса и посвящен наш урок. Запишите дату и тему урока: «Разграничение научной и деловой речи» (слайд № 5).
Известный писатель Владимир Солоухин утверждал:«Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». (Слайд № 6).
Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, в ходе которого мы постараемся понять смысл этого высказывания.Запишите его, обращая внимание на орфограммы и пунктограммы.
- Индивидуальная работа со словарями (прием «ученик в роли учителя»).
Расскажите, что вы узнали о значении незнакомого слова
(Один ученик рассказывает у доски о значении слова амфора, другой о средствах художественной выразительности, использованных Солоухиным).
Какие средства выразительности использует автор?
Предполагаемый ответ:
В словаре С.И. Ожегова:
А́МФОРА, -ы, ж. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна.
| прил. амфорный, -ая, -ое.
В словаре В.В. Даля:
АМФОРА ж. греч.остроконечный книзу глиняный кувшин, кубышка; их находят в древних гробницах.
В своем высказывании В. Солоухин использует метафору, сравнивая язык с океаном воды, которая может менять разную форму.
Метафора – это скрытое сравнение. Также в высказывании автор использует контекстные антонимы(слова противоположные по смыслу для автора в этом контексте: бутылка, куб, амфора, шар, лужа). Обучающиеся записывают значения слов и литературоведческие термины в тетрадь.
- Редактирование текста научного стиля. Работа в парах.
У.: Давайте обратим внимание на стилеобразующие особенности научного стиля.
Прочитайте текстзадачи, составленной мальчиком Вовой.(Приложение № 1).
Мы летом отдыхали у бабушки в деревне под Самарой. У бабушки в саду росли яблоки. Моя мамочка собрала 37 килограмм яблок. Из нескольких килограмм она сварила очень вкусное варенье, а остальные яблоки разложила в 4 деревянных ящика по 7 кг в каждый. Мы с папой устали носить и складывать эти ящики в погреб. Сколько килограмм яблок моя мама израсходовала на мое любимое варенье?
- Какие ошибки, связанные с незнанием стилейи грамматических норм русского языкадопустил Вова?
- Исправьте ошибки, допущенные Вовой. Запишите исправленный вариант задачи. Прочитайте задачу так, как она могла бы быть помещена в учебнике математики.
(Предполагаемый ответ:Мама собрала 37 килограммов яблок. Из нескольких килограммов она сварила варенье, а остальные яблоки разложила в 4 ящика по 7 кг в каждый. Сколько килограммов яблок мама израсходовала на варенье?)
- Самостоятельное исследование и обсуждение.
У.: Сравните тексты и ответьте на вопрос: в чем отличие научного от делового стилей?(Приложение № 1).
Текст № 2
Дождь – это атмосферные осадки в виде жидкости. Возникновение дождя связано с тем, что с поверхности рек, озер, морей и океанов испаряется жидкость, превращается в пар, который образует облака. Из облаков собираются тучи, которые и проливают на землю дождь.
Текст № 3
Сегодня ожидаются значительные осадки. Дождь пройдет по Московской, Калужской, Брянским областям. Рекомендуем взять с собой в дорогу зонты.
(Предполагаемый ответ:Деловой и научный стили отличаются задачей. Задача научного стиля- сообщение + объяснение, задача делового – сообщение+ инструкция.) (Слайд № 6).
Физкультминутка (слайд 7).
- Творческое задание.
У.: А сейчас я предлагаю вам творческое задание (его можно выполнять в парах). Перескажите (3-4 предложения письменно) начало какой-нибудь известнойвам детской сказки в официально-деловом стиле, например, в форме репортажа с места событий или в форме криминальной хроники. (Пример на слайде № 8).
Хлебобулочное изделие
Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку и пожаловавшись на отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.
- Анализ стилистических ошибок. Задание по разграничению стилей речи.
У.: Прочитайте документы (на слайде № 9). Почему они вызывают смех?
Заявление служащей начальнику
Дорогой Иван Иванович!
Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им. С приветом, Елена Петровна. 15 сентября 2018 г.
Записка сына, обращенная к матери
Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 11 по ул. Северной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 на сумму 303 (триста три) рубля.
Записка в дневнике
Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.
Директор школы В.Петров.
(Предполагаемый ответ: допущено смешение делового стиля и разговорного, или стиль не соответствует речевой ситуации.)
- Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод». (Слайд № 10)
У.: Мы подводим итоги урока, и я прошу вас вставить пропущенные слова в карточках и сформулировать свой вывод. Проверьте себя, оцените. Если 9 из 10 слов вставлены верно, поставьте себе «5», 8-7 слов - «4», 6 слов – «3».
Карточка «Я делаю вывод».
В научном сообщении раскрываютсянаучные понятия,
излагаютсянаучные теории. Цель научного стиля– расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность (сообщение + объяснение). Сведения имеютпознавательную ценность.
Деловое сообщение содержит сведения практического характера, помогающие человеку вконкретныхжизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по применению) (сообщение +инструкция). (Слайд для самопроверки № 6).
- Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам.
У.: Какие открытия вы сделали на уроке? Как оцениваете свою работу? Поделитесь, ребята.
Индивидуальное задание (высокий уровень). Три ученика в течение урока работали над карточкой «Мое открытие» (вставляли пропущенные слова в тексте по теме урока). Один ученик у доски защищает свое открытие, затем сравниваем с эталоном (демонстрируем слайд).
Карточка « Мое открытие»(слайд № 11)
Смешение стилей, несомненно, является (ошибкой), связанной с (незнанием) стилей русского языка и может вызвать (улыбку). В (устной и письменной) речи мы должны подбирать слова и грамматические средства с учетом (условий общения). Выбор языковых средств зависит от обстановки и собеседника, то есть от (речевой ситуации). Обращение к определенному стилю должно быть обоснованным. Речь - это связное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть (целенаправленны, стилистически оправданы).
Выставление оценок.
- Домашнее задание (слайд № 12).
У.: А вы знаете о том, что право высказывать свою точку зрения записано в Конвенции о правах ребенка. Вы сегодня воспользовались этим правом на уроке. Кто не воспользовался им сегодня в устной форме, может это сделать в письменной, выполняя домашнее задание(по выбору).
Запишите его в тетради:
1. Напишите объявление в газету о пропавшей собаке (кошке, попугае). Определите стиль речи.
2. Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «ветер». Определите стиль речи.
- Заключительное слово учителя –1 мин.
У.: Вернемся к эпиграфу.
«Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи».
Как вы понимаете эти слова?
Предполагаемый ответ: В.Солоухин хотел сказать нам, что от нас зависит, как мы будем использовать язык.
Желаю вам создавать только удивительные и прекрасные формы для наполнения их чистой океанской водой, ведь как говорил Л.Н. Толстой: «Слово – выражение смысла… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».
У.: Урок окончен. До свидания.
Используемые источники
proshkolu.ruУрок русского языка в 6 классе. Разграничениенаучногоиделовогостилейречи. Автор: Светлана Николаевна Мищенко
- stihi.ru
- Л. И. Новикова. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Электронные физминутки для глаз (3 части). Автор: Галкина И. А. http://pedsovet.su/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В разных речевых ситуациях используются разные стили речи Разговорный (1-1, н-о , общение) Художественный (1- много, воздействие) Научно-деловая речь (1- много, о-о сообщение)
Научный и деловой стили речи относятся к книжной речи и противостоят разговорной. В этом их сходство Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений .
Разграничение деловой и научной речи
Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В. Солоухин
В чем отличие научного стиля от делового Дождь – это атмосферные осадки в виде жидкости. Возникновение дождя связано с тем, что с поверхности рек, озер, морей и океанов испаряется жидкость, превращается в пар, который образует облака. Из облаков собираются тучи, которые и проливают на землю дождь. Сегодня ожидаются значительные осадки. Дождь пройдет по Московской, Калужской, Брянским областям. Рекомендуем взять с собой в дорогу зонты.
Научный стиль Деловой стиль Содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению) (сообщение+ инструкция ). Различия в характере сообщения В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории. Цель – расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность ( сообщение+объяснение ) Сведения имеют познавательную ценность.
Вернуться в главную презентацию
Хлебобулочное изделие Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку и пожаловавшись на отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.
Объясните, почему данные документы вызывают смех. Найдите ошибки. Заявление служащей начальнику Дорогой Иван Иванович! Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им. С приветом, Елена Петровна. 15 сентября 20118 г. Записка сына, обращенная к матери Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 11 по ул. Северной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 на сумму 303 (триста три) рубля. Записка в дневнике Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы. Директор школы В. Петров.
Карточка «Я делаю вывод » Вставьте пропущенные слова, сформулируйте вывод. _______________________________________________ (ФИ) В научном сообщении раскрываются ___________ понятия, излагаются __________ теории. Цель научного стиля – расширить знания людей о ________, помочь им понять _______ действительность (сообщение +_______). Сведения имеют ______________ ценность . Деловое сообщение содержит сведения ___________ характера, помогающие человеку в _________________ ситуациях : как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (__________), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по применению) (сообщение + _____________).
Карточка «Я делаю вывод» В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории. Цель научного стиля– расширить знания людей о мире , помочь им понять окружающую действительность (сообщение + объяснение ). Сведения имеют познавательную ценность. Деловое сообщение содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог ( рецепт ), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по применению) (сообщение + инструкция ). (9 из 10 слов вставлены верно, поставьте себе «5», 8-7 слов - «4», 6 слов – «3»)
Домашнее задание (по выбору) 1. Напишите объявление в газету о пропавшей собаке (кошке, попугае). Определите стиль речи. 2. Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «ветер». Определите стиль речи.
Используемые источники 1. Урок русского языка в 6 классе. Разграничение научного и делового стилей речи. Автор: С.Н. Мищенко . proshkolu . r u 2. Электронные физминутки для глаз (3 части). Автор: Галкина И. А. http : // pedsovet . su / 3. stihi . ru 4. Л. И. Новикова. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для 8 класса "«Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье и успеваемость школьника»"
Данный материал учит школьников правильно распределять свое свободное время и грамотно использовать информационные технологии....
Разграничение деловой и научной речи
Открытый урок в 6 классе по учебнику Разумовской...
Контрольная работа по русскому языку по программе Разумовской "Научный и деловой стили речи" 6 класс
Контрольная работа состоит из ряда творческих заданий, проверяющих уровень усвоения обучающимися темы "Научный и деловой стили речи"....
Конспект урока по теме " Разграничение деловой и научной речи". 6 класс.
Конспект урока русского языка в 6 классе "Разграничение деловой и научной речи. 6 класс" по учебнику «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Л...
урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи
Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....
МСТ1/русский язык/05.11.2021/Официально-деловой и научный стили речи
Выполнить предложенные задания...
Карточки по теме "Разграничение научного и делового стиля речи". 6 класс.
Карточки по теме "Разграничение научного и делового стиля речи". 6 класс....