Конспект урока по теме " Разграничение деловой и научной речи". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Артикова Евгения Борисовна

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разграничение деловой и научной речи. 6 класс" по учебнику «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока: Разграничение деловой и научной речи. 6 класс.

Урок русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001.

Тип урока: развитие речи

Технология: развития критического мышления посредством чтения и письма

Форма работы: коллективная, парная

Дидактический материал: презентация, раздаточный материал для обучающихся (карточки для индивидуальной работы, тексты разных стилей, задания к ним), Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля, Литературоведческий словарь

Задачи урока

Образовательный аспект: 

  • повторить особенности изученных стилей речи;
  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
  • познакомить обучающихся  с особенностями делового и научного стилей речи;
  • формировать умение определять стили речи, видеть стилеобразующие черты.

Развивающий аспект: 

  • развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки;
  • развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;
  • развивать творческие способности. 

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к  родному языку;
  • способствовать формированию коммуникативных качества  личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

 

Этапы урока, методы, формы и приемы:

  1. Организационный момент. Стадия вызова. – 2 мин.
  2. Стратегия «Вопросительные слова». Целеполагание. – 1 мин.
  3. Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах – 4 мин.
  4. Стадия осмысления  - 1 мин.
  5. Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос - 4 мин.
  6. Индивидуальная работа  со словарями (прием «Ученик в роли учителя») – 3 мин.
  7. Редактирование текста научного стиля. Работа в парах – 5 мин.
  8. Самостоятельное исследование  и обсуждение – 3 мин.
  9. Творческое задание – 5 мин.
  10. Анализ стилистических ошибок. Задание по  разграничению стилей речи – 3 мин.
  11. Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод» – 4 мин.
  12. Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам– 3 мин.
  13. Домашнее задание -1 мин.
  14. Заключительное слово учителя –1 мин.

Ход урока

  1. Орг. Момент. Стадия вызова. Введение в тему.

У.:  Вот так встреча!   Кого я вижу!  Какими судьбами!  Сколько лет, сколько зим! Что вызвало улыбку? Мое приветствие было уместно? От чего зависит выбор приветствия?

( Предполагаемый ответ: выбор стиля речи зависит от условий и задач общения, то есть от речевой ситуации.)

 Повторение понятия «речевая ситуация» (слайд № 1).

У.:  Какие стили речи знаете? В какой речевой ситуации мы пользуемся разговорным стилем, художественным, научным, официально-деловым? (слайд №2)

  1. Стратегия «Вопросительные слова». Целеполагание.

У.:   Как вы думаете, какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте вопросы, используя слова ЧТО? КАКИЕ? КАК? ЗАЧЕМ? (проверяем глубину понимания темы)

 

  1. Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах.

У.:  Прочитайте и сравните тексты, которые находятся у вас на партах (Приложение № 1).

 Задания.

  1. К какому стилю относится каждый текст?
  2. В каком тексте содержится сообщение о конкретном животном, с какой целью оно дано?
  3. Какой текст дает нам информацию об определенной породе животных?
  4. С какой целью дается описание собаки в первом тексте? (6 мин)

Дайте  устный ответ по плану:

  • Стиль.
  • Цель стиля.
  • Особенности стиля. Стилевые черты.

Предполагаемый ответ: (Тексты принадлежат к разным стилям. 1 текст - художественного стиля, 2- официально-делового, 3- научного. В 1 тексте описание собаки дается с целью воздействия на читателя,  а именно - вызвать его улыбку; во 2 тексте содержится сообщение об одном конкретном животном, цель практическая - помочь человеку в жизненной ситуации; в 3 тексте обобщенно говорится об определенной породе животных, цель – расширить знания людей об окружающем мире).

 

  1. Стадия осмысления.

У.:  Что общего у научного и делового стилей? (слайд № 3)

 (Научный и деловой стили речи относятся к книжной речи и противостоят разговорной. В этом их сходство. Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений.

  1. Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос.

Учитель задает проблемный вопрос: А чем же различаются научная  и деловая речь?

У.:  Исследованию этого вопроса и посвящен наш урок. Запишите дату и тему урока: «Разграничение научной и деловой речи» (слайд № 4).

Известный писатель Владимир Солоухин утверждал: «Язык – это океан. Можно черпать  и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». (Слайд № 5).

 Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, в ходе которого мы постараемся понять смысл этого высказывания. Запишите его, обращая внимание на орфограммы и пунктограммы.

  1. Индивидуальная работа  со словарями (прием «ученик в роли учителя»).

(Один ученик рассказывает  у доски о значении слова амфора, другой о средствах художественной выразительности, использованных Солоухиным).

Предполагаемый ответ:

В словаре С.И. Ожегова:

А́МФОРА, -ы, ж. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна.

| прил. амфорный, -ая, -ое.

В словаре В.В. Даля:

АМФОРА ж. греч. остроконечный книзу глиняный кувшин, кубышка; их находят в древних гробницах.

В своем высказывании В. Солоухин использует метафору, сравнивая язык с океаном воды, которая может менять разную форму.

Метафора – это скрытое сравнение. Также в высказывании автор использует  контекстные антонимы (слова противоположные по смыслу для автора в этом контексте: бутылка, куб, амфора, шар, лужа). Обучающиеся записывают значения слов  и литературоведческие термины в тетрадь.

  1.  Редактирование текста научного стиля. Работа в парах.

У.:  А теперь мы обратим внимание на стилеобразующие особенности научного и официально - делового стиля.

Прочитайте текст составленной мальчиком Вовой задачи. (Приложение № 1).

Мы летом отдыхали у бабушки в деревне под Самарой. У бабушки в саду росли яблоки. Моя мамочка собрала 37 килограмм яблок. Из нескольких килограмм она сварила  очень вкусное варенье, а остальные яблоки разложила в 4  деревянных ящика по 7 кг в каждый. Мы с папой устали носить и складывать эти ящики в погреб. Сколько килограмм яблок моя мама израсходовала на мое любимое варенье?

  1. Какие ошибки, связанные с незнанием стилей русского языка допустил Вова? Какие еще ошибки вы заметили?
  2. Исправьте ошибки, допущенные Вовой. Запишите исправленный вариант задачи. Прочитайте задачу так, как она могла бы быть помещена в учебнике математики.

(Предполагаемый ответ: Мама собрала 37 килограммов яблок. Из нескольких килограммов она сварила  варенье, а остальные яблоки разложила в 4 ящика по 7 кг в каждый. Сколько килограммов яблок мама израсходовала на варенье?)

  1. Самостоятельное исследование и обсуждение.

У.:  Сравните тексты и ответьте на вопрос: в чем отличие научного от делового стилей? (Приложение № 1).

Текст № 2

Дождь – это атмосферные осадки в виде жидкости. Возникновение дождя связано с тем, что с поверхности рек, озер, морей и океанов испаряется жидкость, превращается в пар, который образует облака. Из облаков собираются тучи, которые и проливают на землю дождь.

Текст № 3

Сегодня ожидаются значительные осадки. Дождь пройдет по Московской, Калужской, Брянским областям. Рекомендуем взять с собой в дорогу зонты.

(Предполагаемый ответ: Деловой и научный стили отличаются задачей. Задача научного стиля - сообщение + объяснение, задача делового – сообщение + инструкция.)  (Слайд № 6).

Физкультминутка (слайд 7).

  1. Творческое задание. 

У.:  А сейчас я предлагаю вам творческое задание, его можно выполнять в парах. Перескажите какую-нибудь известную вам детскую сказку в официально-деловом стиле, например, в форме репортажа с места событий или в форме криминальной хроники. (Пример на слайде № 8).

Хлебобулочное изделие

Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку и пожаловавшись на отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха  Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.

  1. Анализ стилистических ошибок. Задание по  разграничению стилей речи.

У.: Прочитайте документы (на слайде № 9). Почему они вызывают смех?

Заявление служащей начальнику

Дорогой Иван Иванович!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им. С приветом, Ксения Петровна.  25 сентября 2011  г.

Записка сына, обращенная к матери

    Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 11 по ул. Северной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42  на сумму 303 (триста три) рубля.

Записка в дневнике

    Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.                                                                                                                            Директор школы В. Петров.

(Предполагаемый ответ: допущено смешение делового стиля и разговорного, или стиль не соответствует речевой ситуации.)

  1. Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод». (Слайд № 10)

У.:  Мы подводим итоги урока,  и я прошу вас вставить пропущенные слова в карточках и сформулировать свой вывод. Проверьте себя, оцените. Если 8 из 9 слов вставлены верно, поставьте себе «5», 7-6 слов - «4», 5 слов – «3».

Карточка «Я делаю вывод».

В научном сообщении раскрываются……………………………………………………, излагаются ……………………………………………………… Цель  научного стиля– ……..…………………………………………………………….. (сообщение + объяснение). Сведения имеют……………………………. ценность.

    Деловое сообщение содержит сведения …………………………… характера, помогающие человеку в ………………………………………..   ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (……………………..), воспользоваться бытовыми приборами (………………) (сообщение + ………….). (Слайд для самопроверки № 6).

  1. Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам.

У.:  Какие открытия вы сделали на уроке? Как оцениваете свою работу? Поделитесь, ребята.

Индивидуальное задание (высокий уровень). Три ученика в течение урока работали над карточкой «Мое открытие» (вставляли пропущенные слова в тексте по теме урока). Один ученик у доски защищает свое открытие, затем сравниваем с эталоном (демонстрируем  слайд).

Карточка « Мое открытие» (слайд № 11)

Смешение стилей, несомненно, является  (ошибкой), связанной с  (незнанием) стилей русского языка и  может вызвать (улыбку). В (устной  и письменной) речи мы должны подбирать слова и грамматические средства с учетом (условий общения).  Выбор языковых средств зависит от обстановки и собеседника, то есть от (речевой ситуации). Обращение к определенному стилю должно быть обоснованным. Речь - это связное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть (целенаправленны, стилистически оправданы).

 

 Выставление оценок.

  1. Домашнее задание (слайд № 12).

У.:  А вы знаете о том, что право высказывать свою точку зрения записано в Конвенции о правах ребенка. Вы сегодня воспользовались этим правом на уроке. Кто не воспользовался им сегодня в устной форме, может это сделать в письменной, выполняя домашнее задание (по выбору).

Запишите его в тетради:

1. Напишите объявление в газету о пропавшей собаке (кошке, попугае). Определите стиль речи.

2. Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «ветер». Определите стиль речи.

  1. Заключительное слово учителя –1 мин.

У.:  Вернемся к эпиграфу.

 

«Язык – это океан. Можно черпать  и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи».

 Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемый ответ: В.Солоухин хотел сказать нам, что от нас зависит, как мы будем использовать язык.

 Желаю вам создавать только удивительные и прекрасные формы для наполнения их чистой океанской водой,  ведь как говорил Л.Н. Толстой: «Слово – выражение смысла… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

    У.:  Урок окончен. До свидания.

Используемые источники

  1. proshkolu.ru  Урок русского языка в 6 классе. Разграничение научного и делового стилей речи. Автор: Светлана Николаевна Мищенко

  2. stihi.ru
  3. Л. И. Новикова. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  4. Электронные физминутки  для глаз (3 части). Автор: Галкина И. А. http://pedsovet.su/  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикова Евгения Борисовна учитель русского языка МБОУ «Гимназия № 1» г. Нижневартовск Презентация к уроку русского языка

Слайд 2

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 А КЛАССЕ ТИП УРОКА : РАЗВИТИЕ РЕЧИ Технология : развития критического мышления посредством чтения и письма Форма работы : коллективная, парная Дидактический материал : Презентация, Раздаточный материал для обучающихся (Карточки для индивидуальной работы, тексты разных стилей, задания к ним), Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля, Литературоведческий словарь Тема: Разграничение деловой и научной речи.

Слайд 3

Задачи урока Образовательный аспект : повторить особенности изученных стилей речи; создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации; познакомить обучающихся с особенностями делового и научного стилей речи; формировать умение определять стили речи, видеть стилеобразующие черты.

Слайд 4

Задачи урока Развивающий аспект : развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки; развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников; развивать творческие способности .

Слайд 5

Задачи урока Воспитательный аспект : с пособствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к родному языку; с пособствовать формированию коммуникативных качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Слайд 6

Этапы урока, методы , формы и приемы: Организационный момент. Стадия вызова. – 2 мин . Стратегия «Вопросительные слова ». Целеполагание. – 1 мин. Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах – 4 мин. Стадия осмысления - 1 мин. Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос - 4 мин. Индивидуальная работа со словарями (прием « У ченик в роли учителя») – 3 мин . Редактирование текста научного стиля. Работа в парах – 5 мин. Самостоятельное исследование и обсуждение – 3 мин . Творческое задание – 5 мин. Анализ стилистических ошибок. Задание по разграничению стилей речи – 3 мин . Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод» – 4 мин . Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам– 3 мин. Домашнее задание -1 мин. Заключительное слово учителя –1 мин.

Слайд 7

1. Оргмомент . Стадия вызова – 2 мин. Предполагаемый ответ : выбор приветствия зависит от условий и задач общения, то есть от речевой ситуации. Учитель : Вот так встреча ! Кого я вижу ! Какими судьбами ! Сколько лет, сколько зим! Что вызвало улыбку ? Мое приветствие было уместно? От чего зависит выбор приветствия?

Слайд 8

2. Стратегия «Вопросительные слова». Целеполагание – 1 мин. Учитель : Вспомните, что включает в себя понятие « речевая ситуация »? Какие « стили речи » вы знаете? (демонстрация слайдов презентации). Как вы думаете, какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте цель урока в форме вопросов, используя слова ЧТО? КАКИЕ? КАК? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? (Проверяем глубину понимания темы ). Предполагаемый ответ: какие стили выделяют в русском языке? Зачем изучать стили речи? Как применить знания о стилях речи в жизни? Как определить стиль текста? Чем отличаются стили друг от друга?

Слайд 9

Учитель : Прочитайте и сравните тексты , которые находятся у вас на партах. Задания. К какому стилю относится каждый текст? В каком тексте содержится сообщение о конкретном животном, с какой целью оно дано? Какой текст дает нам информацию об определенной породе животных? С какой целью дается описание собаки в первом тексте? Предполагаемый ответ : тексты принадлежат к разным стилям. 1 текст - художественного стиля, 2- официально-делового, 3- научного). В 1 тексте описание собаки дается с целью воздействия на читателя, а именно - вызвать его улыбку; во 2 тексте содержится сообщение об одном конкретном животном, цель практическая - помочь человеку в жизненной ситуации; в 3 тексте обобщенно говорится об определенной породе животных, цель – расширить знания людей об окружающем мире). 3. Актуализация знаний по теме «Стили речи ». Сопоставительная работа в парах – 4 мин.

Слайд 10

4. Стадия осмысления – 1 мин. Учитель : Что общего у научного и делового стилей? Предполагаемый ответ: научный и деловой стили речи относятся к книжной речи и противостоят разговорной. В этом их сходство. Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений. ( демонстрация слайда № 3 )

Слайд 11

5. Запись и анализ высказывания В.Солоухина о языке. Проблемный вопрос – 4 мин . – 4 мин. Известный писатель Владимир Солоухин утверждал: « Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, в ходе которого мы постараемся понять смысл этого высказывания. Запишите его, обращая внимание на орфограммы и пунктограммы . Учитель задает проблемный вопрос : А чем же различаются научная и деловая речь? Исследованию этого вопроса и посвящен наш урок. Запишите дату и тему урока: «Разграничение научной и деловой речи».

Слайд 12

6. Индивидуальная лексическая работа со словарями – 3 мин. Предполагаемый ответ: В словаре С.И. Ожегова: А́МФОРА , -ы, ж. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна. | прил. амфорный , - ая , - ое . В словаре В.В. Даля: А́МФОРА ж. греч. остроконечный книзу глиняный кувшин, кубышка; их находят в древних гробницах . В своем высказывании В. Солоухин использует метафору , сравнивая язык с океаном воды, которая может менять разную форму. Метафора – это скрытое сравнение. Также в высказывании автор использует контекстные антонимы(слова противоположные по смыслу для автора в этом контексте: бутылка, куб, амфора, шар, лужа). Обучающиеся записывают значения слов и литературоведческие термины в тетрадь. Учитель : Расскажите, что вы узнали о значении незнакомого слова (1 ученик рассказывает у доски о значении слова амфора , другой о средствах художественной выразительности, использованных В. Солоухиным ).

Слайд 13

7. Редактирование текста научного стиля. Работа в парах – 5 мин. Мы летом отдыхали у бабушки в деревне под Самарой. У бабушки в саду росли яблоки. Моя мамочка собрала 37 килограмм яблок. Из нескольких килограмм она сварила очень вкусное варенье, а остальные яблоки разложила в 4 деревянных ящика по 7 кг в каждый. Мы с папой устали носить и складывать эти ящики в погреб. Сколько килограмм яблок моя мама израсходовала на мое любимое варенье ? Слайд для самопроверки. Учитель : Давайте обратим внимание на стилеобразующие особенности научного и официально-делового стиля. Прочитайте текст составленной мальчиком Вовой задачи. Задания. 1. Какие ошибки, связанные с незнанием стилей и грамматических норм русского языка допустил Вова? 2. Исправьте ошибки, допущенные Вовой. Запишите исправленный вариант задачи. Прочитайте задачу так, как она могла бы быть помещена в учебнике математики .

Слайд 14

8. Самостоятельное исследование и обсуждение – 3 мин. Учитель: А теперь самостоятельно сравните тексты и ответьте на вопрос: в чем отличие научного от делового стиля? Текст № 2 Дождь – это атмосферные осадки в виде жидкости. Возникновение дождя связано с тем, что с поверхности рек, озер, морей и океанов испаряется жидкость, превращается в пар, который образует облака. Из облаков собираются тучи, которые и проливают на землю дождь. Текст № 3 Сегодня ожидаются значительные осадки. Дождь пройдет по Московской, Калужской, Брянским областям. Рекомендуем взять с собой в дорогу зонты . Предполагаемый ответ: Деловой и научный стили отличаются задачей. Задача научного стиля- сообщение + объяснение, задача делового – сообщение+ инструкция. Физкультминутка для зрения. ( следите внимательно глазами за героями любимого мультфильма).

Слайд 15

9. Творческое задание – 5 мин. Учитель: А сейчас я предлагаю вам творческое задание (его можно выполнять в парах). Перескажите (3-4 предложения письменно) начало какой-нибудь известной детской сказки в официально-деловом стиле, например, в форме репортажа с места событий или в форме криминальной хроники ( пример на слайде ). Какие чувства вызывает такое сочинение?

Слайд 16

10. Анализ стилистических ошибок. Задание по разграничению стилей речи – 3 мин. Учитель: Прочитайте документы ( на слайде ). Почему они вызывают смех? Предполагаемый ответ : допущено смешение делового стиля и разговорного, или стиль не соответствует речевой ситуации .

Слайд 17

1 1 . Открытое задание. Работа по карточкам «Я делаю вывод» – 4 мин. Учитель: Мы подводим итоги урока и я прошу вас вставить пропущенные слова в карточках и сформулировать свой вывод. Проверьте себя, оцените. Если 8 из 9 слов вставлены верно, поставьте себе «5», 7-6 слов - «4», 5 слов – «3». Карточка «Я делаю вывод». В научном сообщении раскрываются ……………………………………………………, излагаются ……………………………………………………… Цель научного стиля– ……..…………………………………………………………….. (сообщение + объяснение). Сведения имеют……………………………. ценность. Деловое сообщение содержит сведения …………………………… характера, помогающие человеку в ……………………………………….. ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (……………………..), воспользоваться бытовыми приборами (………………) (сообщение + ………….). Слайд для самопроверки .

Слайд 18

12. Стадия рефлексивного осмысления урока. Индивидуальная работа по карточкам – 3 мин. Учитель: Какие открытия вы сделали на уроке? Как оцениваете свою работу? Поделитесь, ребята. Индивидуальное задание (высокий уровень ) . Три ученика в течение урока работали над карточкой «Мое открытие» (вставляли пропущенные слова в тексте по теме урока). Один ученик у доски защищает свое открытие, затем сравниваем с эталоном. ( демонстрируем слайд ) Выставление оценок.

Слайд 19

13. Домашнее задание – 1 мин. Запишите его в тетради: 1. Напишите объявление в газету о пропавшей собаке (кошке, попугае). Определите стиль речи. 2. Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «ветер». Определите стиль речи. Учитель: А вы знаете о том, что право высказывать свою точку зрения записано в Конвенции о правах ребенка. Вы сегодня воспользовались этим правом на уроке. Кто не воспользовался им сегодня в устной форме, может это сделать в письменной, выполняя домашнее задание, которое будет по выбору.

Слайд 20

1 4 . Заключительное слово учителя – 1 мин. « Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи ». Как вы понимаете эти слова? В.Солоухин хотел сказать нам, что от нас зависит, как мы будем использовать язык. Желаю вам создавать только удивительные и прекрасные формы для наполнения их чистой океанской водой, ведь как говорил Л.Н. Толстой: «Слово – выражение смысла… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает ». Урок окончен. До свидания. Учитель: Вернемся к эпиграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе" для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской......

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи", 10 класс

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи" содержит презентацию, аудиозапись. Урок готовит учащихся к выполнению тестовых заданий к части "А" и "В" ЕГЭ....

Разграничение деловой и научной речи

Открытый урок в 6 классе по учебнику Разумовской...

План-конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

Данная тема изучается в пятом классе в разделе "Морфология. Орфография. Культура речи."  Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе ...

"Разграничение деловой и научной речи" 6 класс

"Разграничение деловой и научной речи" 6 класс ФГОС М.м.Разумовская...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи". 6 класс

Конспект урока по теме: «Имя числительное как часть речи»  с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс    ...

урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи

Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....