Из опыта работы "Эффективные педагогические технологии в изучении русского языка и литературы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кабычкина Ирина Евгеньевна

Данный материал помогает в изучении выразительно-изобразительных средств русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_effektivnye_tehnologii.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Эффективные  педагогические технологии  на уроках русского языка и литературы» 

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Практическая часть «Выразительно-изобразительные средства языка»

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 Все присутствующие на методическом объединении уже многое  знают и умеют, а приходим  в 5, 6, 7 классы  и начинаем учиться с ними заново.

Тема «Выразительно – изобразительных средств» на уроках русского языка или литературы всегда актуальна и не так проста для обучающихся, но разработчики  КИМов  на  ОГЭ и ЕГЭ считают, что знание русского языка будут неполными, если дети  не умеют использовать  метафоры, эпитеты и другие выразительные средства.  

У меня в классе стоят перед глазами ребят цитаты о красоте  и культуре речи, они хорошо понимают необходимость умения понятно и красиво говорить, считая речь показателем  интеллектуального и  культурного развития.  Совсем недавно я проводила урок по теме «Выразительно-изобразительные средства языка» и в 5, и в 7 классах.

1.  Начинала  отрывком из рассказа М. Горького «Красавица».

«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит…

 И она, ……потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:

- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…

Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам». М.Горький

2) Просила сформулировать  проблему:

Проблема: Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности.

3)  В дополнение  этой мысли зачитывала  слова известных людей:

 «Неряшливость в одежде – неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе …» Д. С. Лихачёв.

4) «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», – так отозвался о русском языке К.Г. Паустовский.

- Коллеги, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

(Изобразительно-выразительные средства)

5) Сформулируйте тему нашего занятия

Тема моего мастер-класса: «Изобразительно-выразительные средства языка».

6) И тогда цель нашего занятия?

Цель: изучение изобразительно - выразительных средств языка, умение употреблять их в речи

7) Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ и ЕГЭ?

Актуальность темы

(Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)

8) Теоретическая часть.

Обратимся к самым распространенным средствам выразительности. Предлагаю вам стать «разведчиками» и попробовать расшифровать данные слова.

Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах, а можете воспользоваться информацией на слайде (примеры на слайдах):

Дидактический материал:

Метафора – от греч. Metaphora – перенос; следовательно, это перенос значения, скрытое сравнение.

Эпитет – от греч. Epitheon – приложение, однокоренное слова прилагательное, красочное прилагательное.

Олицетворение – состоит из двух частей: лицо (живое)= творение (неживое), перенос признака или действия с живого предмета на неживой.

Сравнение – сравнить, т.е. сопоставить два понятия.

Фразеологизм – фраза = логос (слово) – устойчивое выражение, равное по значению слову.

Антоним – анти – против, онима (имя) – противопоставление, контраст

Синоним – synony – одинаковый, онима (имя) – слова с одинаковым значением.

Таблица 1

№ п/п

Название

Ключевые слова

?

1

Метафора

2

Эпитет

3

Олицетворение

4

Сравнение

5

Фразеологизм

6

Антоним

7

Синоним

Таблица 2

№ п/п

Название

Ключевые слова

?

1

Метафора

перенос по ассоциациям

2

Эпитет

описание

3

Олицетворение

предмет = лицо

4

Сравнение

сопоставление

5

Фразеологизм

фраза = одному слову

6

Антоним

противопоставление

7

Синоним

одинаковый смысл

Мы определили, что значит каждое средство выразительности, а теперь определим их роль.

9) Роль средств выразительности. Работа в парах.

У вас на столах лежат таблицы, роли средств выразительности в них перепутаны. Восстановите их по ключевым словам.

Таблица 3

№ п/п

Название

Ключевые слова

Роль средств выразительности

1

Метафора

перенос по ассоциациям

основываясь на ярких ассоциациях, создаёт красочный образ

2

Эпитет

описание

Придаёт речи яркость, выразительность, основываясь на описании предмета

3

Олицетворение

предмет = лицо

Изображает неживые существа в роли живых, приближает природу к чувствам людей, показывает их единство

4

Сравнение

сопоставление

создание ярких выразительных образов и выделение, сопоставление каких-либо существенных признаков изображаемых явлений или предметов, а также выражение авторских оценок и эмоций

5

Фразеологизм

фраза = одному слову

афористично, кратко и ёмко выражают мысль

6

Антоним

противопоставление

средство создания контраста, резкого противопоставления

7

Синоним

одинаковый смысл

уточняют мысль, придают различные смысловые оттенки

Проверьте себя.

На что похож четвертый столбик?

Почему на радугу?

Чем радуга схожа со средствами выразительности?

(Радуга красивая, яркая, средства выразительности также придают красоту, яркость языку)

10) Практическая работа. 

Скажите, пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными средствами?

(В художественной литературе)

В данных стихотворениях попробуйте найти  изобразительно-выразительные средства, которые мы изучали.

( Ребята работают с текстом, выполняют задания, готовят выразительное чтение)

Дидактический материал:

Александр  Шибаев

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!  

Нина Пикулева

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Вадим Шефнер

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Основная мысль этих стихотворений: если способен видеть красоту окружающего мира - значит, ты душой прекрасен… Язык ты учишь не напрасно! Учитесь говорить красиво! Люби свою Родину!

11) Рефлексия.

Подведем итоги, поиграем в игру: «Правильное - неправильное утверждение».

Если утверждение правильное – хлопаем в ладоши, если неправильное – молчим.

  1. Метафора – перенос значения по ассоциациям.
  2. Эпитет – устойчивое выражение слов.
  3. Фразеологизм – краткое и емкое выражение.
  4. Антоним – близкое по значению слово.
  5. Синоним – противоположное слово.
  6. Сравнение – сопоставление предметов.
  7. Олицетворение – красочное прилагательное.

12) Возвращаемся к нашей цели

Цель: изучение изобразительно - выразительных средств языка, умение употреблять их в речи.

 Вы отлично, коллеги, справились с заданиями. Молодцы!

13) Теоретическая часть

- Скажите, коллеги, какие технологии были использованы на нашем занятии?

  • Технология проблемно-диалогического обучения
  • Технология критического мышления
  • Игровая технология
  • Технология работы с текстом

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель, как правило, ставит цель: развитие познавательной активности учащихся.

На своих уроках я применяю различные технологии,  использую различные формы и методы.

На мой взгляд, универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, является системно - деятельностный подход:

  1.  каждый ребёнок выступает активным участником образовательного процесса;
  2.  ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков;
  3. использование этого метода даёт возможность развития творческих способностей ребёнка;
  4. главной целью школы является развитие личности ребёнка при приоритете сохранения его здоровья.  Переутомление, перенапряжение снимается за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

14) Заключительная часть.

Я хочу вам пожелать, чтобы в вашей жизни и работе  всегда светило солнце и  радуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности

Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...

выступление на педагогическом совете. Технологии в изучении русского языка и литературы

Сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения...

Описание педагогического опыта. "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы. Описание педагогического опыта "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы" (Технология р...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...