История русского литературного языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Настоящая рабочая программа разработана для углубленного изучения истории русского литературного языка. Данный курс позволяет целостно подойти к изучению русского литературного языка и ознакомиться с памятниками древнерусской литературы, входит в курс внеурочной деятельности. Введение курса обусловлено направленностью на изучение истории развития русского литературного языка на основе памятников древнерусской литературы. Данная программа ставит своей цель: ознакомление учащихся с историей развития русского литературного языка, этапами становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка. Задачи курса: Теоретические: освоение знаний из истории языка; изучение основных понятий и основных теорий, определяющих концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития. Практические: анализ текстов древнерусской и русской литературы, совершенствование коммуникативных умений. Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения. Воспитательные: • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; • Пробуждение интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию; • Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей; • Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В отличие от школьной программы данный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения основных положений истории русского языка. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области словесности, культуры, истории, искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ВД "История русского литературного языка" | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности разработан в соответствии со следующими документами:
* Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
* Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
* Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
* Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
* Распоряжением Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
* Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
* Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
* Санитарно-эпидемиологических требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
* Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, утверждённого Распоряжением комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2014 №407-р;
* Основной образовательной программой основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга (утв. пр.директора от 23.04.18 № 271-а);
- Положением о внеурочной деятельности по ФГОС в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденным 01.09.2015 г., приказ №405-а.
Курс внеурочной деятельности - играют важную роль в системе базового обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:
- тип - курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
- тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
- тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ОГЭ, ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
- тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.
Курс «История русского литературного языка» относится к курсам третьего и четвертого типов, является комплексным.
Термин «ИРЛЯ» впервые употребил Я.К. Гротт, затем А.И. Соболевский и др. В общее употребление этот термин вошел лишь в 30-е гг. XX в. (Виноградов, Винокур). Важнейшая особенность ИРЛЯ как научной дисциплины – концептуальный характер. Можно выделить 2 концепции: 1) ИРЛЯ – история литературных текстов. Цель: выявление типических особенностей, на основе которых можно сформировать тексты и описать разновидности языка (Горшков). 2) ИРЛЯ – история нормы, причем особой (книжной) нормы. Книжная норма – это осознанно регулируемая обществом, «усваиваемая в процессе формального обучения и реализуемая в письменности и лит-ре». Главная особенность: рассмотрение ИРЛЯ через языковую ситуацию Древней Руси (Успенский).
Место ИРЛЯ. Ближе всего ИРЛЯ соприкасается с исторической грамматикой. Историческую грамматику интересует прежде всего структурный аспект изучения языка (внутренняя история), а ИРЛЯ – функциональный аспект (внешняя история). ИРЛЯ – социолингвистическая дисциплина. ИРЛЯ изучает язык не только как средство общения, но и как средство культуры.
Настоящая программа разработана для углубленного изучения истории русского литературного языка.
Данный курс позволяет целостно подойти к изучению русского языка, входит в курс внеурочной деятельности.
Введение курса обусловлено направленностью на изучение развития русского языка на основе памятников древнерусской литературы. Учебное заведение ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью.
Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области словесности, культуры, истории, искусства.
1
Цель данного курса:
Ознакомление учащихся с историей развития русского литературного языка, этапами становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка.
Задачи курса:
Теоретические:
Освоение знаний из истории языка. Изучение основных понятий и основных теорий, определяющих концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития.
Практические:
Анализ текстов древнерусской и русской литературы. Совершенствование коммуникативных умений.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.
Воспитательные:
- Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
- Пробуждение интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию;
- Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей;
- Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В отличие от школьной программы данный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения основных положений истории русского языка.
История русского литературного языка
6 класс
34 часа
1.
Содержание курса:
1) Разделы курса.
2
- Введение.
- Периодизация истории русского литературного языка.
- Древнерусский язык X-ХШ вв.
- Древнерусский язык периода второго южнославянского влияния.
- Русский литературный язык Московской Руси.
- Начальный период становления национального русского языка.
- Русский язык Петровской эпохи.
- Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова.
- Русский литературный язык XIX-XX вв.
2) Краткое содержание курса.
Введение -1ч.
Начальный этап становления и развития древнерусского литературного языка. Основные теории о происхождении древнерусского литературного языка (А.А. Шахматов, СП. Обнорский, В.В.Виноградов и др.).
Периодизация развития русского литературного языка -2 ч.
Восточнославянский период (У1-1Х вв.). Древнерусский период (IX-Х1У вв.). Великорусский период (Х1-ХУП вв.). Формирование национального русского языка (сер.ХУП -ХУШ вв.). Развитие национального русского языка (Х1Х-ХХ вв.).
Древнерусский литературный язык Х-ХШ вв. -6 ч.
Языковые особенности древнерусских произведений различных жанров: учительных слов древнерусских проповедников (Кирилла Туровского, митрополита Иллариона), древнерусских летописных сводов, Русской Правды, Слова о полку Игореве, «Моление» Даниила Заточника. Переводные произведения и переводческая деятельность в Древней Руси. Особенности словоупотребления в древнерусских произведениях различных жанрах. Ритмические особенности древнерусских текстов.
Древнерусский литературный язык периода второго южнославянского влияния -4 ч.
Истоки и особенности стиля «плетения словес». Житийный жанр и его развитие в период конца Х1У-ХУ вв. Деятельность Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Особенности словоупотребления, свойственные экспрессивно-эмоциональному стилю (на материале Жития Сергия Радонежского, написанных Епифанием Премудрым). Стилистические фигуры, отраженные в житийных текстах.
Русский литературный язык Московской Руси -4ч
Изменения, произошедшие в древнерусском языке к ХУ1в. Развитие
3
русских южных и северных говоров. Переводческая, писательская и языкотворческая деятельность Максима Грека. Начало книгопечатания в Московской Руси. «Домострой» — памятник, отражающий явления «высокого слога» и «низкого». Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, в которой отражаются стилистические особенности данного периода.
Начальный период образования национального русского языка -5 ч.
Начало нормализаторской языковой деятельности (русские азбуковники, грамматики Мелетия Смотрицкого, 1619 г.). Стилистические особенности Жития протопопа Аввакума. Особенности слога русской демократической сатиры. Развитие стихотворчества и деятельность Симеона Полоцкого. Западноевропейское влияние на русскую культурную и литературную традицию, стиль барокко.
Русский язык Петровской эпохи -4 ч.
Синтаксические изменения. Реформа графики. Западноевропейские заимствования (в частности — терминологии). Язык «Ведомостей», зарождение публицистического стиля. Светская повесть как новый жанр русской литературы. Особенности церковнославянского языка.
Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова -Зч.
Значение реформаторской и нормализаторской лингвистической деятельности М.В.Ломоносова, учения «трех штилей», влияния церковнославянской традиции на становление нового русского слога. «Российская грамматика» и ее значение в создании среднего стиля. Русская поэзия и стилистика словоупотребления. Начальный этап в создании научного стиля.
Русский литературный язык XIX- XX вв. -5 ч.
Теоретическая и практическая деятельность Н.М. Карамзина, историка, писателя и языковеда. Становление «нового слога» русского языка. Роль А.Х. Востокова в грамматической и лексической нормализации русского литературного языка начала XIX в. Вклад А.С. Пушкина в дело становления современного русского литературного языка.
Значение творчества русских писателей XIX в. в становлении современного русского литературного языка.
Современный русский литературный язык в XX веке.
Примерные темы для рефератов, докладов:
- Зарождение славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия.
- Происхождение древнерусского литературного языка.
- Языковые особенности Учительных слов.
4
- Языковые особенности Русской Правды.
- Языковые особенности «Слова о полку Игореве».
- Языковые особенности первых русских летописей.
- Стиль «плетения словес».
- Стилистические и языковые особенности житийного жанра.
- Языковые особенности жития Сергия Радонежского.
- Понятия: формула, синтагма, колон, период. Ритмические особенности древнерусского текста.
- Языковые особенности «Домостроя».
- Языковые особенности посланий Ивана Грозного.
- Языковые особенности посланий Андрея Курбского.
- Языкотворческая деятельность Максима Грека.
- Русские азбуковники.
- Первые русские грамматики.
- Языковые и стилистические особенности жития протопопа Аввакума.
- Особенности слога русской демократической сатиры.
- Стихотворчество Симеона Полоцкого.
- Реформаторская и нормализаторская лингвистическая деятельность М.В. Ломоносова.
- Учение о «трех штилях».
- Дискуссия о «новом слоге».
- Русские грамматики начала XIX в.
- Синтаксические изменения в русском языке на протяжении ХУП - ХУШ вв..
- Значение творчества русских писателей ХУШ в. В формировании национального русского языка.
- Значение творчества русских писателей XX вв. в создании современного русского литературного языка.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района Санкт – Петербурга
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.
___________(Ф.И.О.), руководитель ШМО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________ (Ф.И.О.)
(подпись) (Ф.И.О.)
30 ____августа___ 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района
Санкт-Петербурга
от 30 августа 2018г. №420-а
______________/ Ф.И.О. /
(подпись)
Календарно-тематическое планирование
курса "История русского литературного языка"
для учащихся 6-А, Б класса
учитель русского языка и литературы
Дели Галина Ивановна
Санкт-Петербург
Календарно-тематическое планирование курса
(34 ч)
№ п/п | Тема занятия | Планируемые результаты (предметные и метапредметные) | Форма занятия* | Контроль* | Количество часов |
1 | Введение. Начало славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия. | Знать об истории создания славянской письменности. Уметь рассказать о деятельности Кирилла и Мефодия. | Беседа | 1 | |
2 | Периодизация развития русского литературного языка. Восточнославянский, древнерусский и великорусский периоды. | Знать и определять периоды развития русского литературного языка. | диспут | Опрос | 1 |
3 | Формирование национального русского языка. | -знать этапы формирования русского языка. -определять признаки национального языка и языка межнационального общения. | Беседа | Устный опрос | 1 |
4 | Древнерусский литературный язык 10-13 вв. Языковые особенности учительных слов древнерусских проповедников (Кирилла Туровского, митрополита Илариона). | Знать особенности древнерусского литературного языка, учительских слов древнерусских проповедников. Уметь работать с текстом старославянского языка. | Лекция-беседа | Реферат | 1 |
5 | Язык древнерусских летописных сводов. | Знать особенности создания летописных сводов. Уметь определять летописные тексты по признакам. | Лекция-беседа | Творческая работа | 1 |
6 | Языковые особенности «Слова о полку Игореве». | Знать языковые особенности произведения и уметь их находить в тексте. | Беседа | Работа с текстом | 1 |
7 | Переводческая деятельность в Древней Руси. | Знать о причинах переводческой деятельности в Древней Руси. | беседа | сообщение | 1 |
8 | Ритмические особенности древнерусских текстов. | Закрепить понятие «ритм» и уметь определять ритмичность текста. | Беседа | Работа с текстом | 1 |
9 | Древнерусский литературный язык периода второго южнославянского влияния. Житийный жанр и его развитие Истоки и особенности стиля «плетения словес». Деятельность Епифания Премудрого. | Знать о развитии жанровой системы древнерусского литературного языка, истоках «плетения словес». Уметь определять житийный жанр. | Беседа-лекция | Работа с текстом | 1 |
10 | Язык жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского. | Знать особенности литературного языка Сергия Радонежского, Стефана Пермского. | Лекция | Сообщение | 1 |
11 | Деятельность Пахомия Логофета. | Знать о деятельности Пахомия Логофета. | Беседа | Опрос | 1 |
12 | Русский литературный язык Московской Руси. Переводческая, писательская и языкотворческая деятельность Максима Грека. | Знать о деятельности М.Грека. | Дискуссиия | Опрос | 1 |
13 | Книгопечатание на Руси. | Знать о книгопечатании в мире на Руси. | Обзорная лекция | Доклад | 1 |
14 | Языковые особенности «Домостроя». | Знать языковые особенности произведения и находить их в тексте. | Лекция, практикум | Практикум | 1 |
15 | Русский литературный язык Московской Руси. | Знать особенности развития русского языка Московской Руси. | Лекция-беседа | Опрос | 1 |
16 | Начальный период образования национального русского языка. Начало нормализаторской и языковой деятельности (русские азбуковники, грамматика Мелетия Смотрицкого). | Знать о причинах нормализаторской деятельности. | Лекция | Сообщение | 1 |
17 | Стилистические особенности жития Протопопа Аввакума. | Знать особенности стиля жития Протопопа Аввакума. | Аналитическая работа с текстом | Опрос | 1 |
18 | Особенности слога русской демократической сатиры. | Знать об особенностях демократической сатиры. | Аналитическая работа с текстом. | Опрос | 1 |
19 | Развитие стихотворчества и деятельность Симеона Полоцкого. | Знать о деятельности С.Полоцкого и роли в развитии стихотворчества. | Беседа | Работа с текстом | 1 |
20 | Западноевропейское влияние на русскую культурную и литературную традицию, стиль барокко. | Знать о причинах западноевропейского влияния на русскую культуру и литературную традицию. Иметь начальное понятие в | Беседа | Сообщение | 1 |
21 | Русский язык Петровской эпохи. Реформа графики. | Знать особенности русского языка петровской эпохи, о причинах влияния на язык западных стран. Иметь первичные понятия о реформе графики. | Дискуссия | Сообщение. | 1 |
22 | Язык «Ведомостей», зарождение публицистического стиля. | Знать об особенностях становления публицистики в России. Уметь отличать публицистический стиль от других. | Лекция | Сообщение | 1 |
23 | Светская повесть как новый жанр русской литературы. | Знать об истории создания нового жанра русской литературы- светской повести. Уметь находить в тексте произведения признаки светского жанра. | Беседа | Доклад | 1 |
24 | Начальный период образования национального русского языка. | Знать периодизацию развития русского языка, уметь определять по тексту период его написания. | Лекция-беседа | Опрос | 1 |
25 | Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова. | Знать о вкладе Ломоносова в развитие науки и литературы. Иметь первичное понятие в «штилях» | Диспут | Опрос | 1 |
26 | Деятельность М.В.Ломоносова, учение «трех штилей» | Знать о вкладе Ломоносова в развитие науки и литературы. Иметь первичное понятие в «штилях» | Беседа | Опрос | 1 |
27 | «Российская грамматика» и ее значение в создании среднего стиля | Знать историю создания «Российской грамматики» и ее значении в создание среднего стиля | .Конференция | Тест | 1 |
28 | Русская поэзия и стилистика словоупотребления | Знать понятие «лирика, поэзия», повторить знания о стилистике. Уметь определять стиль речи и поэзию. | Беседа. | Сообщение | 1 |
29 | Русский литературный язык XIX - XX вв. | Иметь понятие о русском литературном языке и его развитии на протяжении существования. Знать об особенностях языка 19 и 20 века и основных изменениях в нем. | Лекция, практикум. | Опрос | 1 |
30 | Деятельность Н.М.Карамзина, становление «нового слога». Грамматики Н.И.Греча и А.Х.Востокова | Знать основные биографические данные о Карамзине и его роли в развитии языка и литературы. Иметь понятие о грамматике Греча и Востокова. | Беседа | Сообщение | 1 |
31 | Роль творчества А.С.Пушкина в деле становления современного русского литературного языка. | Знать о роли творчества Пушкина в становлении и развитии современного литературного языка. | Беседа-лекция. | Опрос | 1 |
32 | Значение творчества русских писателей XIX века | Знать об основных достижениях русских писателей в развитии русского литературного языка 19 в. | Лекция - беседа | Опрос | 1 |
33 | Современный русский литературный язык в XX веке | Знать о развитии русского литературного языка в 20 веке и влиянии творчества писателей на его развитие. | Конференция | Сообщение | 1 |
34 | Практическая работа по теме: «Русский литературный язык Х1Х-ХХ вв.» | Уметь находить особенности развития языка в разные периоды развития. Уметь дискутировать и доказывать свою точку зрения. | Диспут, практикум. | 1 |
Итого: 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 6 класса
Учащиеся должны знать:
- Что такое русский литературный язык, этапы его развития.
- Иметь представление о национальном языке славян.
- Древо славянских языков;
- Об истории происхождения славян, развитии их языка, культуры, литературы;
- Периодизацию развития русского литературного языка;
- Культуру и традиции русского народа;
- Особенности старославянского языка и литературы;
- Влиянии старославянского языка на развитие современного русского языка и литературу.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать дополнительную литературу,словари, интернет;
- Использовать полученные знания для объяснения процессов изменения в русском языке и проведения сравнительного анализа грамматики, синтаксиса и лексики;
- Применять результаты исследовательской деятельности для создания индивидуальных или групповых проектов;
- Полученные знания и умения в жизни (нормы современного общения и этикета, соблюдение норм русского языка, обучение, саморазвитие, оценка своей деятельности, самоконтроль);
- Интерес к чтению древнерусской литературы.
Личностные результаты:
1.Сформированность основ гражданской идентичности личности;
2.Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору образовательного направления;
3. Сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
4. Преодоление негативных качеств характера.
5. Развитие навыков тактичного и уважительного общения с представителями разных культур, умений сострадать, сопереживать, и радоваться достижениям и удачам ближних.
Предметные результаты:
1. Ученики знакомы с историей развития русского языка и первыми литературными произведениями.
2. Любят и хранят язык и проявляют уважение к языкам других народов.
3. Знают истоки языка и связи духовно-нравственной культуры славян.
4.Знают основные принципы развития русского литературного языка.
5.Знают особенности истории развития языка, основные этапы его развития.
Метапредметные результаты:
1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2. способность к сотрудничеству и коммуникации;
3. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Литература
Для учителя
- Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. М., 1972.
- Виноградов В.В. 1. О языке художественной прозы. М., 1980, 2. Очерки по истории русского литературного языка ХУП - XIX веков. Изд. 3-е. М, 1982.
- Горшков А.И. 1. История русского литературного языка. М., 1969, 2. Язык предпушкинской прозы. М., 1982, 3. Теория и история русского литературного языка. М., 1984
- Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969.
- Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1978.
- Колесов В.В. 1. История русского языка в рассказах. М., 1982, 2. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986, 3. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.
- Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка X - сер. ХУШвв.М, 1975
- Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка
Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...
Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"
Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...
История русского литературного языка. Материалы по теме: «История слов с корнем –бел- в русском языке»
ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико - тематическая групп...
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Из истории русского литературного языка (5 класс)
1. Периоды русского литературного языка2. Возникновение письменности у восточных славян, св. Кирилл и Мефодий3. Глаголица и кириллица4. Печатные книги на Руси5. А.С. Пушкин как создатель русского наци...
Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"
Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...