История русского литературного языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Дели Галина Ивановна

Настоящая рабочая программа разработана для углубленного изучения истории русского литературного языка. Данный курс позволяет целостно подойти к изучению русского литературного языка и ознакомиться с памятниками древнерусской литературы, входит в курс внеурочной деятельности. Введение курса обусловлено направленностью на изучение истории развития русского литературного языка на основе памятников древнерусской литературы. Данная программа ставит своей цель: ознакомление учащихся с историей развития русского литературного языка, этапами становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка. Задачи курса: Теоретические: освоение знаний из истории языка; изучение основных понятий и основных теорий, определяющих концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития. Практические: анализ текстов древнерусской и русской литературы, совершенствование коммуникативных умений. Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения. Воспитательные: • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; • Пробуждение интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию; • Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей; • Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В отличие от школьной программы данный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения основных положений истории русского языка. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области словесности, культуры, истории, искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности разработан в соответствии со следующими документами:

* Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

* Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

* Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

* Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);

* Распоряжением Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;

* Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;

* Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;

* Санитарно-эпидемиологических требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

* Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, утверждённого Распоряжением комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2014 №407-р;

* Основной образовательной программой основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга (утв. пр.директора от 23.04.18 № 271-а);

  • Положением о внеурочной деятельности по ФГОС в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденным 01.09.2015 г., приказ №405-а.

          Курс внеурочной деятельности - играют важную роль в системе базового обучения  средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:

  1. тип - курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
  2. тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
  3. тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ОГЭ, ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
  4. тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.

     Курс «История русского литературного языка» относится к курсам третьего и четвертого типов, является комплексным.

     Термин «ИРЛЯ» впервые употребил Я.К. Гротт, затем А.И. Соболевский и др. В общее употребление этот термин вошел лишь в 30-е гг. XX в. (Виноградов, Винокур). Важнейшая особенность ИРЛЯ как научной дисциплины – концептуальный характер. Можно выделить 2 концепции: 1) ИРЛЯ – история литературных текстов. Цель: выявление типических особенностей, на основе которых можно сформировать тексты и описать разновидности языка (Горшков). 2) ИРЛЯ – история нормы, причем особой (книжной) нормы. Книжная норма – это осознанно регулируемая обществом, «усваиваемая в процессе формального обучения и реализуемая в письменности и лит-ре». Главная особенность: рассмотрение ИРЛЯ через языковую ситуацию Древней Руси (Успенский).

Место ИРЛЯ. Ближе всего ИРЛЯ соприкасается с исторической грамматикой.  Историческую грамматику интересует прежде всего структурный аспект изучения языка (внутренняя история), а ИРЛЯ – функциональный аспект (внешняя история). ИРЛЯ – социолингвистическая дисциплина. ИРЛЯ изучает язык не только как средство общения, но и как средство культуры.

      Настоящая программа разработана для углубленного изучения истории   русского литературного языка.

     Данный курс позволяет целостно подойти к изучению русского языка, входит в курс внеурочной деятельности.

      Введение курса обусловлено направленностью на изучение развития русского языка на основе памятников древнерусской литературы. Учебное заведение ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью.

     Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области словесности, культуры, истории, искусства.

1

Цель данного курса:

Ознакомление учащихся с историей развития русского литературного языка, этапами становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка.

Задачи курса:

Теоретические:

Освоение знаний из истории языка. Изучение основных понятий и основных теорий, определяющих концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития.

Практические:

Анализ текстов древнерусской и русской литературы. Совершенствование коммуникативных умений.

Развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.

Воспитательные:

  • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
  • Пробуждение интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию;
  • Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей;
  • Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

      В отличие от школьной программы данный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения основных положений истории русского языка.

История русского литературного языка

6  класс

34 часа

1.

Содержание курса:

1) Разделы курса.

2

  1. Введение.
  2. Периодизация истории русского литературного языка.
  3. Древнерусский язык X-ХШ вв.
  4. Древнерусский язык периода второго южнославянского влияния.
  5. Русский литературный язык Московской Руси.
  6. Начальный период становления национального русского языка.
  7. Русский язык Петровской эпохи.
  8. Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова.
  9. Русский литературный язык XIX-XX вв.

2) Краткое содержание курса.

Введение -1ч.

Начальный этап становления и развития древнерусского литературного языка. Основные теории о происхождении древнерусского литературного языка (А.А. Шахматов, СП. Обнорский, В.В.Виноградов и др.).

Периодизация развития русского литературного языка -2 ч.

Восточнославянский период (У1-1Х вв.). Древнерусский период (IX-Х1У вв.). Великорусский период (Х1-ХУП вв.). Формирование национального русского языка (сер.ХУП -ХУШ вв.). Развитие национального русского языка (Х1Х-ХХ вв.).

Древнерусский литературный язык Х-ХШ вв. -6 ч.

Языковые особенности древнерусских произведений различных жанров: учительных слов древнерусских проповедников (Кирилла Туровского, митрополита Иллариона), древнерусских летописных сводов, Русской Правды, Слова о полку Игореве, «Моление» Даниила Заточника. Переводные произведения  и переводческая деятельность в Древней Руси. Особенности словоупотребления в древнерусских произведениях различных жанрах. Ритмические особенности древнерусских текстов.

Древнерусский литературный язык периода второго южнославянского влияния -4 ч.

Истоки и особенности стиля «плетения словес». Житийный жанр и его развитие в период конца Х1У-ХУ вв. Деятельность Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Особенности словоупотребления, свойственные экспрессивно-эмоциональному стилю (на материале Жития Сергия Радонежского, написанных Епифанием Премудрым). Стилистические фигуры, отраженные в житийных текстах.

Русский литературный язык Московской Руси -4ч

Изменения, произошедшие в древнерусском языке к ХУ1в. Развитие

3

русских южных и северных говоров. Переводческая, писательская и языкотворческая деятельность Максима Грека. Начало книгопечатания в Московской Руси. «Домострой» — памятник, отражающий явления «высокого слога» и «низкого». Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, в которой отражаются стилистические особенности данного периода.

Начальный период образования национального русского языка -5 ч.

Начало нормализаторской языковой деятельности (русские азбуковники, грамматики Мелетия Смотрицкого, 1619 г.). Стилистические особенности Жития протопопа Аввакума. Особенности слога русской демократической сатиры. Развитие стихотворчества и деятельность Симеона Полоцкого. Западноевропейское влияние на русскую культурную и литературную традицию, стиль барокко.

Русский язык Петровской эпохи -4 ч.

Синтаксические изменения. Реформа графики. Западноевропейские заимствования (в частности — терминологии). Язык «Ведомостей», зарождение публицистического стиля. Светская повесть как новый жанр русской литературы. Особенности церковнославянского языка.

Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова -Зч.

Значение реформаторской и нормализаторской лингвистической деятельности М.В.Ломоносова, учения «трех штилей», влияния церковнославянской традиции на становление нового русского слога. «Российская грамматика» и ее значение в создании среднего стиля. Русская поэзия и стилистика словоупотребления. Начальный этап в создании научного стиля.

Русский литературный язык XIX- XX вв. -5 ч.

Теоретическая и практическая деятельность Н.М. Карамзина, историка, писателя и языковеда. Становление «нового слога» русского языка. Роль А.Х. Востокова в грамматической и лексической нормализации русского литературного языка начала XIX в. Вклад А.С. Пушкина в дело становления современного русского литературного языка.

Значение творчества русских писателей XIX в. в становлении современного русского литературного языка.

Современный русский литературный язык в XX веке.

Примерные темы для рефератов, докладов:

  1. Зарождение славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия.
  2. Происхождение древнерусского литературного языка.
  3. Языковые особенности Учительных слов.

4

  1. Языковые особенности Русской Правды.
  2. Языковые особенности «Слова о полку Игореве».
  3. Языковые особенности первых русских летописей.
  4. Стиль «плетения словес».
  5. Стилистические и языковые особенности житийного жанра.
  6. Языковые особенности жития Сергия Радонежского.

  1. Понятия: формула, синтагма, колон, период. Ритмические особенности древнерусского текста.
  2. Языковые особенности «Домостроя».
  3. Языковые особенности посланий Ивана Грозного.
  4. Языковые особенности посланий Андрея Курбского.
  5. Языкотворческая деятельность Максима Грека.
  6. Русские азбуковники.
  7. Первые русские грамматики.
  8. Языковые и стилистические особенности жития протопопа Аввакума.
  9. Особенности слога русской демократической сатиры.
  10. Стихотворчество Симеона Полоцкого.
  11. Реформаторская и нормализаторская лингвистическая деятельность М.В. Ломоносова.
  12. Учение о «трех штилях».
  13. Дискуссия о «новом слоге».
  14. Русские грамматики начала XIX в.
  15. Синтаксические изменения в русском языке на протяжении ХУП - ХУШ вв..
  16. Значение творчества русских писателей ХУШ в. В формировании национального русского языка.
  17. Значение творчества русских писателей XX вв. в создании современного русского литературного языка.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 598

 с углубленным изучением математики, химии и биологии

 Приморского района  Санкт – Петербурга

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.

___________(Ф.И.О.),  руководитель  ШМО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

______________  (Ф.И.О.)

  (подпись)                    (Ф.И.О.)

30 ____августа___  2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы  № 598

 с углубленным изучением математики, химии и биологии

 Приморского района

 Санкт-Петербурга

от  30  августа  2018г.   №420-а

______________/  Ф.И.О. /

  (подпись)                    

Календарно-тематическое планирование

курса "История русского литературного языка"

для учащихся  6-А, Б класса

учитель русского языка и литературы

Дели Галина Ивановна

Санкт-Петербург

Календарно-тематическое планирование курса

(34 ч)

п/п

Тема занятия

Планируемые результаты (предметные и метапредметные)

Форма  занятия*

Контроль*

Количество часов

1

Введение. Начало славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия.

Знать об истории создания славянской письменности. Уметь рассказать о деятельности Кирилла и Мефодия.

Беседа

1

2

Периодизация развития русского литературного языка. Восточнославянский, древнерусский и великорусский периоды.

Знать и определять  периоды  развития русского литературного языка.

диспут

Опрос

1

3

Формирование национального русского языка.

-знать этапы формирования русского языка.

-определять признаки национального языка и языка межнационального общения.

Беседа

Устный

опрос

1

4

Древнерусский литературный язык 10-13 вв. Языковые особенности учительных слов древнерусских проповедников (Кирилла Туровского, митрополита Илариона).

Знать особенности  древнерусского литературного языка, учительских слов древнерусских проповедников. Уметь работать с текстом старославянского языка.

Лекция-беседа

Реферат

1

5

Язык древнерусских летописных сводов.

Знать особенности создания летописных сводов. Уметь определять летописные тексты по признакам.

Лекция-беседа

Творческая работа

1

6

Языковые особенности «Слова о полку Игореве».

Знать языковые особенности произведения и уметь их находить в тексте.

Беседа

Работа с текстом

1

7

Переводческая деятельность в Древней Руси.

Знать о причинах переводческой деятельности в Древней Руси.

беседа

сообщение

1

8

Ритмические особенности древнерусских текстов.

Закрепить понятие «ритм» и уметь определять ритмичность текста.

Беседа

Работа с текстом

1

9

Древнерусский литературный язык периода второго южнославянского влияния. Житийный жанр и его развитие Истоки и особенности стиля «плетения словес». Деятельность Епифания Премудрого.

Знать о развитии жанровой системы древнерусского литературного языка, истоках «плетения словес».

Уметь определять житийный жанр.

Беседа-лекция

Работа с текстом

1

10

Язык жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского.

Знать особенности литературного языка Сергия Радонежского, Стефана Пермского.

Лекция

Сообщение

1

11

Деятельность Пахомия Логофета.

Знать о деятельности Пахомия Логофета.

Беседа

Опрос

1

12

Русский литературный язык Московской Руси. Переводческая, писательская и языкотворческая деятельность Максима Грека.

Знать о деятельности М.Грека.

Дискуссиия

Опрос

1

13

Книгопечатание на Руси.

Знать о книгопечатании в мире на Руси.

Обзорная лекция

Доклад

1

14

Языковые особенности «Домостроя».

Знать языковые особенности произведения и находить их в тексте.

Лекция, практикум

Практикум

1

15

Русский литературный язык Московской Руси.

Знать особенности развития русского языка Московской Руси.

Лекция-беседа

Опрос

1

16

Начальный период образования национального русского языка. Начало нормализаторской и языковой деятельности (русские азбуковники, грамматика Мелетия Смотрицкого).

Знать о причинах нормализаторской деятельности.

Лекция

Сообщение

1

17

Стилистические особенности жития Протопопа Аввакума.

Знать  особенности стиля  жития  Протопопа Аввакума.

Аналитическая работа с текстом

Опрос

1

18

Особенности слога русской демократической сатиры.

Знать об особенностях демократической  сатиры.

Аналитическая работа с текстом.

Опрос

1

19

Развитие стихотворчества и деятельность Симеона Полоцкого.

Знать о деятельности С.Полоцкого и роли в развитии  стихотворчества.

Беседа

Работа с текстом

1

20

Западноевропейское влияние на русскую культурную и литературную традицию, стиль барокко.

Знать о причинах западноевропейского влияния на русскую культуру и литературную традицию. Иметь  начальное понятие в

Беседа

Сообщение

1

21

Русский язык Петровской эпохи. Реформа графики.

Знать особенности русского языка петровской эпохи, о причинах влияния на язык  западных стран. Иметь первичные понятия о реформе графики.

Дискуссия

Сообщение.

1

22

Язык «Ведомостей», зарождение публицистического стиля.

Знать об особенностях становления публицистики в России. Уметь отличать публицистический стиль от других.

Лекция

Сообщение

1

23

Светская повесть как новый жанр русской литературы.

Знать об истории создания нового жанра русской литературы- светской повести. Уметь находить в тексте произведения  признаки светского жанра.

Беседа

Доклад

1

24

Начальный период образования национального русского языка.

Знать периодизацию развития русского языка, уметь определять по тексту период его  написания.

Лекция-беседа

Опрос

1

25

Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова.

Знать о вкладе Ломоносова в развитие науки и литературы. Иметь первичное понятие в «штилях»

Диспут

Опрос

1

26

Деятельность М.В.Ломоносова, учение «трех штилей»

Знать о вкладе Ломоносова в развитие науки и литературы. Иметь первичное понятие в «штилях»

Беседа

Опрос

1

27

«Российская грамматика» и ее значение в создании среднего стиля

Знать историю создания «Российской грамматики» и ее значении в создание среднего стиля

.Конференция

Тест

1

28

Русская поэзия и стилистика словоупотребления

Знать понятие «лирика, поэзия», повторить  знания о стилистике. Уметь определять стиль речи и поэзию.

Беседа.

Сообщение

1

29

Русский литературный язык XIX - XX вв.

Иметь понятие о русском литературном языке и его развитии на протяжении существования. Знать об особенностях языка 19 и 20 века и основных изменениях в нем.

Лекция, практикум.

Опрос

1

30

Деятельность Н.М.Карамзина, становление «нового слога». Грамматики Н.И.Греча и А.Х.Востокова

Знать основные биографические данные о Карамзине и его роли в развитии языка и литературы. Иметь понятие о грамматике Греча и Востокова.

Беседа

Сообщение

1

31

Роль творчества А.С.Пушкина в деле становления современного русского литературного языка.

Знать о роли творчества Пушкина в становлении и развитии современного литературного языка.

Беседа-лекция.

Опрос

1

32

Значение творчества русских писателей XIX века

Знать об основных достижениях русских писателей в развитии русского литературного языка 19 в.

Лекция - беседа

Опрос

1

33

Современный русский литературный язык в XX веке

Знать о развитии русского литературного языка в 20 веке и влиянии творчества писателей на его развитие.

Конференция

Сообщение

1

34

Практическая  работа по теме: «Русский литературный язык Х1Х-ХХ вв.»

Уметь находить особенности развития языка в разные периоды развития. Уметь дискутировать и  доказывать свою точку зрения.

Диспут, практикум.

1

Итого: 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 6 класса

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое  русский литературный язык, этапы его развития.
  2. Иметь представление о национальном языке  славян.
  3. Древо славянских языков;
  4.  Об истории происхождения славян, развитии их языка, культуры, литературы;
  5. Периодизацию развития русского литературного языка;
  6. Культуру и традиции  русского народа;
  7. Особенности  старославянского языка и  литературы;
  8. Влиянии старославянского языка на развитие современного русского языка и литературу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Использовать дополнительную литературу,словари, интернет;
  2. Использовать  полученные знания  для объяснения процессов изменения в русском языке и проведения сравнительного анализа грамматики, синтаксиса и лексики;
  3. Применять результаты исследовательской деятельности для создания индивидуальных или групповых проектов;
  4. Полученные знания и умения в жизни (нормы современного общения и этикета, соблюдение норм  русского языка, обучение, саморазвитие, оценка своей деятельности, самоконтроль);
  5. Интерес к чтению  древнерусской литературы.

Личностные результаты:

1.Сформированность основ гражданской идентичности личности;

2.Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору образовательного направления;

3. Сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

4. Преодоление негативных качеств характера.

5. Развитие  навыков тактичного и уважительного общения с представителями разных культур, умений сострадать, сопереживать, и радоваться достижениям  и удачам ближних.

Предметные результаты:

1. Ученики знакомы с историей развития русского языка  и  первыми литературными  произведениями.

2. Любят и хранят  язык  и проявляют уважение к языкам других народов.

3. Знают истоки языка  и связи духовно-нравственной культуры  славян.

4.Знают основные принципы развития русского литературного языка.

5.Знают особенности истории развития языка, основные этапы его развития.

Метапредметные результаты:

1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

2. способность к сотрудничеству и коммуникации;

3. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Литература

Для учителя

  1. Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. М., 1972.
  2. Виноградов В.В. 1. О языке художественной прозы. М., 1980, 2. Очерки по истории русского литературного языка ХУП - XIX веков. Изд. 3-е. М, 1982.
  3. Горшков А.И. 1. История русского литературного языка. М., 1969, 2. Язык предпушкинской прозы. М., 1982, 3. Теория и история русского литературного языка. М., 1984
  4. Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969.
  5. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1978.
  6. Колесов В.В. 1. История русского языка в рассказах. М., 1982, 2. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986, 3. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.
  7. Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка X - сер. ХУШвв.М, 1975
  8. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

История русского литературного языка. Материалы по теме: «История слов с корнем –бел- в русском языке»

ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико - тематическая групп...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Из истории русского литературного языка (5 класс)

1. Периоды русского литературного языка2. Возникновение письменности у восточных славян, св. Кирилл и Мефодий3. Глаголица и кириллица4. Печатные книги на Руси5. А.С. Пушкин как создатель русского наци...

Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"

Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...