Роль определении в тексте
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Закрепить умение находить определения в тексте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль определении в тексте
Цели:
- Закрепить умение находить определения в тексте
- Выяснить, какую же роль они выполняют в нём.
- Продолжить работу по развитию связной и грамотной речи.
- Воспитание внимания и аккуратности. Пробуждение интереса к родному языку.
Ход урока:
Тема: Роль определений в тексте |
- Оргмомент
На доске и в тетрадях записывается
число и тема.
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока. Как вы думаете, в чём состоит наша задача?
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Дома вы учили правила по теме «Определение» и выполняли упражнение № 416.
Задание: Назовите определения из домашнего упражнения. Почему данные слова являются определениями? Докажите.
(Правила)
Учитель: У Илюши, Лены и Маши были индивидуальные задания. Они должны были, не называя своих домашних питомцев, подобрать ряд определений, по которым мы бы их узнали.
а) Илья (читает свои определения) Собака.
б) Лена (читает свои определения) Кошка.
в) Маша (читает свои определения) Черепаха.
Учитель: По каким признакам мы определили домашних животных?
(-окрас
-характер
-возраст
-размер
-повадки и т.д.)
Вывод: Благодаря определениям, мы можем себе представить предмет.
- Словарно-орфографическая работа
МАЧЕХА – неродная мать.
Задание: Запишем слово, написание которого вам необходимо знать.
(Учитель показывает иллюстрацию растения мать-и-мачеха)
Учитель: Как вы думаете, почему так назвали это растение?
(Одна сторона шелковистая, нежная – мать.
Другая сторона шершавая – мачеха.)
Учитель: В каком произведении мы встречались с этим словом?
(С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
Учитель: А ещё?
(«Морозко»)
Задание: Попробуйте, вспоминая содержание пьесы, которую мы сейчас изучаем, подобрать:
1 Вариант 2 Вариант
3-4 определения к этому слову составить предложения с этим словом
Проверяем.
Учитель: Почему именно такие определения у вас получились? Из чего складывается мнение о человеке?
Вывод: О человеке судят по его поступкам.
- Разбор предложения.
Учитель: Обратите внимание на предложение, записанное на доске.
Добрые дела и поступки украшают человека.
Учитель: Вы согласны с этим высказыванием?
Задание: а) Объяснить орфограммы. (Даша работает у доски).
б) Разобрать предложение. (Класс работает самостоятельно.)
Проверяем.
(Никита подчёркивает у доски главные и
второстепенные члены, объясняя.)
в) Индивидуальное задание на карточках для тех, кто раньше выполнил работу.
(Выписывают и разбирают словосочетания).
- Работа с текстом.
(Раздаточный материал, в котором напечатано два задания).
Задание №1
Прочитать выразительно стихотворение слева. А теперь текст справа.
Вопрос: В чём разница? Ответ: слева яркий, красочный текст, а справа «сухие» предложения.
Задание: В тексте Бунина подчеркните определения.
Какие из них являются эпитетами? Что такое эпитеты?
Учащиеся дают определение.
Вопрос: передают ли эти определения физические свойства предметов: размер,
цвет,
форма,
величина?
Ответ: Нет
Вывод: Они служат изобразительным целям. Эпитеты всегда рисуют предмет с необычной стороны, более ярко, более красочно.
Учащиеся называют эпитеты.
Учитель: И.А.Бунин подобрал очень выразительные, яркие определения и благодаря им текст красив и ярок. А попробуем и мы сотворить.
- Творческая работа.
Задание № 2
а) Вставьте подходящее по смыслу определения.
б) Подчеркните орфограммы.
Осенью на …………… опушке …………… леса собирались ………………… осинки. На ……………… деревьях, ……………… кустах, ……………… траве сверкала …………….. роса. Начался ……………… листопад, а …………….. листья на ……………… берёзе ещё не опадали. |
Вопрос: Изменилось ли что – нибудь? (Дети читают, составленные ими тексты).
Учитель: Докажите, что перед нами не набор предложений, а текст. Каким он стал?
Как мы можем его озаглавить?
(Ответы детей)
Выводы: Учитель подводит итог уроку.
Вопрос: С чем познакомились на уроке? Что нового узнали? Чему научились?
(Оценки)
- Развитие речи.
Учитель: А скажите, ребята, какое же время года сейчас на дворе? (Зима)
Назовите любимый зимний праздник? (Новый год)
Что является символом Нового года? (Ёлочка)
Задание: Написать сочинение – миниатюру (5-6 предложений) о новогодней ёлке, озаглавив его «Новогодняя гостья».
Задача: Вы должны включить в ваше сочинение как можно больше ярких, красочных определений, чтобы и мы могли представить себе, насколько хороша ваша гостья.
Проверяем работы.
- Домашнее задание.
№ 421.
Задание № 1
а) Подчеркнуть определения.
б) Какие из них являются эпитетами.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.Бунин)
Задание № 2
а) Вставьте подходящее по смыслу определения.
б) Подчеркните орфограммы.
Осенью на …………… опушке …………… леса собирались ………………… осинки. На ……………… деревьях, ……………… кустах, ……………… траве сверкала …………….. роса. Начался ……………… листопад, а …………….. листья на ……………… берёзе ещё не опадали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Контрольная работа по определению типа текста
Работа предполагает типовой анализ текста; развивает речь письменную; формирует навык грамотного и правильного построения текста-доказательства. Предназначена для уроков развития речи в пятом классе....
Презентация "Роль обособленных определений в тексте"
Презентация к уроку...
Сочинение ЕГЭ. Определение проблемы текста
Презентация. Пдготовка к написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с проблемой текста....
Материал для подготовки к ЕГЭ. (Задание 27. Работа над определением проблемы текста)
Здесь даны разные задания для определения проблемы текста...
Материал для подготовки к ЕГЭ. (Задание 27. Работа над определением проблемы текста и позиции автора) Текст по Руденко.
Здесь даны задания для работы над проблемой текста и позицией автора....