Не с прилагательными
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Закрепление навыков правописания –Н- и – НН- в именах прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_prilagatelnymi.docx112.3 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_po_teme.pptx73.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : НЕ с именами прилагательными.

Цели : 1) Закрепление навыков правописания –Н- и – НН- в именах прилагательных;

2) Познакомиться с правилом правописания НЕ с именами прилагательными;

3) Развитие монологической речи учащихся;

4) Воспитание уважения и внимания к товарищам, аккуратности при выполнении письменных работ в тетрадях.

                                  Ход урока:

I . Оргмомент.

II. Проверка д./з.: 1) Дети рассказывают правило правописания - Н- и –НН- в именах прилагательных.

2) Задание: На доске словосочетания с пропущенными буквами. Вставить на место пропусков –Н- или –НН-, руководствуясь правилом.

НА ДОСКЕ: Государстве…ое хозяйство, болезне…ый человек, весе…ий месяц, петуши…ый гребень, были…ый богатырь, бара…ий рог,бритве   ый прибор. (Ученик на оценку работает у доски, делает вывод.)   Проверка. СЛАЙД№2

III. Словарно- орфографическая работа.

Искусный- 1.Умелый, хорошо знающий свое дело.

2. Умело, хорошо сделанный.   (Словарь С. И. Ожегова)

Задание: Составить предложение со словом, чтобы из контекста было понятно его лексическое значение.                        / Дети читают предложения.

                                Пр.:  Петр был искусным кузнецом. Искусное ожерелье         было выставлено на продажу.                                  СЛАЙД №3

IV. Изучение нового материала.

1).Слово учителя:  - А если к слову прибавить приставку НЕ , изменится его лексическое значение? КАК?  

ИСКУСНЫЙ + НЕ= НЕИСКУСНЫЙ (синоним БЕЗЫСКУСНЫЙ)- вспоминаем правило написания слов с приставкой на согласный звук. (Если слово начинается с И, то после приставки на согласный И переходит в Ы).

 / Отв.: (Появится новое слово с противоположным значением).

2). - При изучении какой темы мы встречали подобное явление? / При изучении темы « НЕ с именами существительными».

3). Учитель:  Запишите тему данного урока. При изучении нового материала, будем опираться на правило написания НЕ с именами существительными и сопоставлять  отдельные пункты.            

? – Как вы думаете, какова цель нашего урока? / Ответ: Научиться правильно писать НЕ с прилагательными. Закрепить НЕ с существительными.

 СЛАЙД № 4

4). Учитель: Открываем тетради- справочники и записываем материал в виде таблицы.

 Зад .: Делим страницу пополам:

 в левом столбике пишем «СЛИТНО», а в правом «РАЗДЕЛЬНО».  

--Прежде заполняем левый столбик (учитель комментирует).                                    

 

СЛАЙД № 5

 

--Далее заполняем правый столбик (учитель комментирует). СЛАЙД №6

V.  Закрепление изученного .

1). Чтение учебника . ( Страница 128 ).

Учитель: Подтверждает ли  материал из учебника то, что было представлено в презентации?/ Ответ: Да. В презентации более подробно.

2). Выполнение   упр.: № 305 ( Учащиеся выходят по цепочке к доске, выписывают прилагательные, обозначают условия выбора слитного и раздельного написания. Остальные то же выполняют в тетради) .

3). Упр. № 306 самостоятельно.  Проверяем. СЛАЙД № 7

    

VI. Итоги урока: - Что нового узнали на уроке?( Правило)

                              - Что повторили?

                               -Что непонятно?

Доп. зад . : (Если останется время).

Учитель: Сейчас я буду читать текст. Ваша задача – хлопнуть в ладоши один раз, если слово с НЕ нужно писать слитно, два раза, если слово с НЕ нужно писать раздельно.

1) Быстрыми шагами я взобрался на холм и увидел (не) известные мне места.

     2) Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.

3) Мне попалась какая-то (не) торная, заросшая тропинка.

4) Я обогнул бугор и очутился в (не) глубокой лощине.

(По этому же тексту будет проводиться диктант в конце темы.)

VII.    Домашнее задание:  СЛАЙД №8

                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по теме: НЕ с именами прилагательными. Учитель МАОУ СОШ № 43 Васильева В. А.

Слайд 2

Проверка д./з. Государстве нн ое хозяйство, болезне нн ый человек, весе нн ий месяц, петуши н ый гребень, были нн ый богатырь, бара н ий рог, бритве нн ый прибор.

Слайд 3

Словарно-орфографическая работа Искусный- 1) Умелый, хорошо знающий. 2) Умело, хорошо сделанный. ( Словарь С. И. Ожегова).

Слайд 4

Тема урока НЕ с именами прилагательными.

Слайд 5

Пишется слитно: 1) если не употребляется без НЕ Пр.: не брежный, не взрачный 2) если с не образует новое слово Пр.: здоровый+ не = не здоровый- (больной) (краткие: нездоров , невесел ) 3) если рядом стоят пояснительные слова: весьма,крайне,очень,совершенно,совсем , Чрезвычайно Пр.: очень не значительная

Слайд 6

Пишется раздельно: 1) если есть или подразумевается противопоставление Пр.: Он был не решительный, а робкий. 2) если употребляется с усилительными словами : далеко не , ничем не , вовсе не , ничуть не , нисколько не , стоящими перед прилагательным Пр.: ничуть не интересная книга 3)если не стоит перед кратким прилагательным, которое не употребляется в полной форме Пр.: не рад, не надобен (нет полной формы)

Слайд 7

Упражнение № 306 Не внимательный-рассеянный, не аккуратный- грязный, не серьезный-легкомысленный, не глубокий- мелкий, не широкий-узкий, не высокий-низкий, не здоровый- больной, не вежливый- грубый, не смелый- трусливый, не здоров - болен, не умен- глуп, не счастливый- безрадостный, не здоровье- болезнь. Ответ: НЕ можно присоединить к качественным полным и кратким прилагательным.

Слайд 8

Домашнее задание: 1). Теорию ( правило) учить . 2 ). Упражнение № 307(письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...