Программа дополнительного образования
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа объединения "Мастер слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_master_slova_-_2018-19.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность | Социально-педагогическая |
Актуальность | Проведение занятий по данной программе способствует речевому взаимодействию обучающихся в различных сферах общения, позволяет успешно адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде |
Уровень | базовый |
Возраст обучающихся | 12-17 лет |
Год обучения | Первый |
Количество учебных часов | 70 часов (1 полугодие – 32 час., 2 полугодие –38 часов) |
Особенности обучения в текущем учебном году | Подготовка к конкурсам творческих работ, Всероссийской Олимпиаде школьников, Всероссийским конкурсам «Русский медвежонок», «Олимпус», декаде гуманитарных наук, Интернет-олимпиадам, лингвистическим конкурсам и викторинам |
Цель рабочей программы на текущий учебный год:
- Дальнейшее развитие коммуникативной компетентности учащихся.
- Обеспечение нормативного и целесообразного использования языка.
- Обучение речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Задачи программы:
- Совершенствовать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии, эссе и т.д.
- Формировать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- Развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей, находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
- Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Планируемые результаты:
личностные:
1. Формирование устойчивого познавательного интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мира; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
2. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
3. Воспитание уважения к своему народу и языку, развитие толерантности.
метапредметные:
- Адекватное понимание основной и дополнительной информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли);
- Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- Умение пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
- Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
предметные:
1. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании.
2. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи).
3. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.(10 часов.)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (34 час.)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Тема 3. Анализ текста.(8 час.)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов.)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тема 5.Практическая часть (8 час.)
Тренировочные сочинения.
Режим занятий в текущем учебном году: один раз в неделю по 2 ч., продолжительность учебного часа – 40 минут.
Формы занятий – фронтальная, групповая, индивидуальная, практическая.
Ожидаемые результаты – активное участие в мероприятиях, конкурсах, интерес к творческой деятельности, повышение качества знаний по предмету.
Способы оценки результатов:
1.текущий контроль (тесты, викторины, творческие задания, проверочные работы );
2.промежуточная аттестация (диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная – сентябрь, итоговая – май)
3.итоговая аттестация (итоговые выставки, участие в конкурсах)
Учебный план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Стилистический и типологический анализ текста | 10 | 4 | 6 | Зачет тест |
2 | Лингвистический анализ текста | 34 | 4 | 30 | Проект, тест, комплексная работа |
3 | Анализ текста | 8 | 2 | 6 | Творческая работа тест |
4 | Композиция и языковое оформление сочинения | 10 | 2 | 8 | Практические работы |
5 | Практическая часть | 8 | 0 | 8 | творческие работы зачет |
Итого: | 35 | 6 | 29 |
Методические материалы
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Всего часов | Теория | Практ. | Тип занятия | Виды контроля | |||||
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (10 часов)
| ||||||||||||
1 | 6.09 | Текст. Тема и основная мысль текста | 2 | 2 | Лекция | Викторина | ||||||
2 | 13.09 | Средства связи между частями текста, способы связи в тексте | 2 | 2 | лекция | Анализ текста | ||||||
3 | 20.09 | Выделение микротем в тексте | 2 | 2 | Практическая работа | Зачет | ||||||
4 | 27.09 | Стили речи | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Брейн-ринг | ||||||
5 | 4.10 | Типы речи | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Творч. работа | ||||||
Тема 2. Лингвистический анализ текста (34 час)
| ||||||||||||
6 | 11.10 | Изобразительно-выразительные средства языка | 2 | 2 | Лекция | Викторина | ||||||
7 | 18.10 | Анализ изобразительно-выразительных средств языка | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Проект | |||||||
8 | 25.10 | Многозначные слова. Переносное значение слова. | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Тест | ||||||
9 | 8.11 | Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Зачетная работа | ||||||
10 | 15.11 | Синонимы. Контекстные синонимы. | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Комплексная работа | ||||||
11 | 22.11 | Антонимы. Контекстные антонимы | 2 | 2 | Беседа | Практич. работа | ||||||
12 | 29.11 | Фонетические средства выразительности | 2 | 2 | комплексное применение знаний | Устный контроль | ||||||
13 | 6.12 | Эвфония. Диссонанс. Звукопись | 2 | Тест | Тест | |||||||
14 | 13.12 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет. | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Практич. работа | ||||||
15 | 20.12 | Олицетворение. Ирония. | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Самост. Работа | ||||||
16 | 27.12 | Гипербола. Литота. Аллегория. Перифраза. | 2 | 2 | Практикум | Зачет | ||||||
17 | 10.01 | Художественный символ. Паронимы | 2 | 2 | Практикум | Тест | ||||||
18 | 17.01 | Стилистические фигуры: градация, антитеза | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Конкурс | ||||||
19 | 24.01 | Оксюморон. Лексический повтор. | 2 | 2 | Практикум | Творч. работа | ||||||
20 | 31.01 | Анафора. Эпифора. | 2 | 2 | Практикум | Индивид. Опрос | ||||||
21 | 7.02 | Параллелизм. Эллипсис. Умолчание. | 2 | 2 | Практикум | Фронт.опрос | ||||||
22 | 14.02 | Риторические фигуры | 2 | 2 | Практикум | Карточки | ||||||
Тема 3. Анализ текста. (8 час.)
| ||||||||||||
23 | 21.02 | Содержание исходного текста. | 2 | 2 | Лекция | Фронт.опрос | ||||||
24 | 28.02 | Тексты функционального стиля. | 2 | 2 | Практикум, комплексное применение знаний | Тест | ||||||
25 | 7.03 | Рецензия. Эссе. | 2 | 2 | Комплексное применение знаний | Творч.работа | ||||||
26 | 14.03 | Рассуждение | 2 | 2 | Комплексное применение знаний | Фронт.опрос | ||||||
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10часов)
| ||||||||||||
27 | 21.03 | Вступление к сочинению. | 2 | 2 | Лекция | Практич.задание | ||||||
28 | 4.04 | Авторская позиция | 2 | 2 | практикум | Зачет | ||||||
29 | 11.04 | Основная часть сочинения. | 2 | 2 | Беседа.Практикум | Творч.задание | ||||||
30 | 18.04 | Изложение собственного мнения | 2 | 2 | Практикум | Фронт.опрос | ||||||
31 | 25.04 | Заключительная часть сочинения. | 2 | 2 | Практикум | Практич.задание | ||||||
Тема 5. Практическая часть(8 час) | ||||||||||||
32 | 16.05 | Сочинение-рассуждение | 2 | 2 | Практикум | Творч.работа | ||||||
33 | 20.05 | Сочинение-эссе | 2 | 2 | Практикум | Практич.задание | ||||||
34 | 23.05 | Сочинение-описание | 2 | 2 | Практикум | Творч.работы | ||||||
35 | 30.05 | Сочинение-повествование | 2 | 2 | Практикум | Зачет |
Дидактические материалы – раздаточный учебный материал: схемы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, карточки, памятки и т.д.
Материально-техническое обеспечение:
интерактивное оборудование, компьютер, парты.
ЦОР, методические таблицы, электронные таблицы, учебные пособия.
Литература для педагога:
1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;
2. Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;
3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;
4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;
5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;
6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.
7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.
8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.
9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.
10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.
11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.
13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.
14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.
15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.
Для учащихся:
1.Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.
2.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.
3.Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.
4.Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.
5.Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.
6.Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.
7.Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.
8.Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.
9.Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
10.Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
11.Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.
12.Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
13.Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.
Интернет-ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрики «Филология» и «Русский язык»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Русский язык»)
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования
https://statgrad.org/ - портал Статград
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://eor-np.ru – сайт Электронные образовательные ресурсы
http://www.fipi.ru – сайт федерального института педагогических измерений gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". rus.1september.ru – сайт для учителей "Я иду на урок Русского языка"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...