ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ
материал по русскому языку
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОО "АЛЧИНСКАЯ ООШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_uchitelya_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Учитель…Профессии прекрасней нет на свете».
Автор: учитель русского языка и литературы
Сарбасова Аурика Мадьхатовна.
Почему я учитель? Наверное, я просто люблю детей, они такие разные! По характеру я жизнерадостная, оптимистка, принципиальная, но не дохожу до крайности, часто иду на компромиссы. И этому учу своих детей – радоваться жизни, быть самостоятельными и ответственными за свои слова и поступки.
Почему я учитель? Школа – это жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит – если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленно-восхищенный возглас, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд – вот что волнует меня. Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще и стараешься, ищешь, думаешь, придумываешь… Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?
Почему я учитель? Невозможно дать на этот вопрос однозначный ответ. Но что я не хотела бы работать кем другим – это я знаю точно!
Благородная профессия учителя заинтересовала и увлекла меня еще в школе, когда я имела счастье учиться у настоящих педагогов, которые честно делали свое дело. Они, эти скромные труженики, пробуждали мозг детей к умственной деятельности, помогали развернуться их способностям.
Мне и моим ровесникам повезло: ведь нас учили такие Учителя, которые обладали особым чувством такта, высочайшей педагогической культурой, которые были эталоном прекрасной творческой личности, Учителями в самом светлом значении этого слова.
Прошло время, я подросла и сообщила родителям, что хочу стать учителем. Да, я хотела. И мечта сбылась!
Мой предмет особый. Я учитель словесности. Моя функция глобальная – воспитание Души... А детские души, пока не обремененные грузом житейских проблем, открыты для любви, сочувствия, познания, постижения красоты мира.
Помнится, герой «народного» кинофильма «Москва слезам не верит» признается, что любит свою работу за то, что с его приходом там начинает вертеться то, что без него не вертелось. Может быть, в этом разгадка профессионализма и притягательности для меня выбранного пути. Именно я должна прийти сегодня к своим ученикам и сказать о том, что… нужно еще раз отработать орфограмму… поработать над речью… Именно я должна объяснить им, что такое причастие и деепричастие… Конечно, «незаменимых нет». Но хочется верить, что мои ученики ждут именно меня. Пусть за глаза зовут просто «Аурика» и обсуждают – порой весьма язвительно! – мой наряд. И все же ждут. Ждут. Я чувствую, вижу, знаю об этом по их добрым улыбкам, когда захожу в класс и здороваюсь с ними, по «горящим» на уроках глазам, когда мы что-то бурно обсуждаем или о чем-то спорим, по их бесконечным вопросам, обращенным ко мне.
Вот поэтому нельзя переживать! Нельзя подавать виду, что опять боюсь очередную проверку или открытый урок. И не показывать тревоги: «как напишут срезовую работу?»
А как трудно порой противостоять усталости, изнемогая над огромным количеством ненужных бумаг... Как нелегко побороть отчаяние, когда полкласса уже в сотый раз пишет одни и те же слова неправильно. Или когда оказывается, что к уроку литературы готовы не все! И все же я не мыслю себя иначе, хотя, признаюсь, изо всех сил стараюсь не быть «учительницей» - из тех, у кого всё всегда правильно, и просто, и ясно. И костюмчик строгий и прическа…
Зачем я иду на урок? В последнее время все яснее осознаю, что мы, учителя словесности, - последний оплот, позволяющий сохранить «великое русское слово». Лишь мы остались у последней черты, за которой – язык безграмотной улицы, примитивные тексты рекламных слоганов, «блатная музыка» и, увы, не всегда грамотная речь телеведущих.
Да, работа учителя поистине требует всего человека и в то же время делает его счастливым, потому что это большое счастье – видеть, как при твоей помощи растут и складываются новые люди, как зреет их мысль, как формируется характер.
И что удивительно! С каждым годом все больше убеждаюсь, как это трудно – УЧИТЬ. Тебе верят, тебя любят, на тебя надеются, за тобой идут… Как важны каждый взгляд, каждая мысль, каждое твое слово…
Как учитель русского языка языка и литературы, я мечтаю не только о том, чтобы в нашем обществе не было равнодушных, черствых людей, но и таких, которые не позорили бы своего родного языка. Я считаю, что мои дети любят красивый и певучий, выразительный и образный наш русский язык. Я учу их знать, любить культуру и историю родного края, уважать традиции своего народа, гордиться богатством, красотой русского языка.
Любить своих учеников и свое дело, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их ответственности за сохранение нашей великой культуры, понимать своих воспитанников и быть понятой ими - таковы слагаемые моей педагогической философии.
Своей главной целью я считаю воспитание Человека духовного, нравственного, разумного, культурного, любящего свою Родину, свой родной край, свой родной язык.
Достижению этой цели служат задачи, которые я ставлю перед собой, обучая и воспитывая своих учеников:
- дать детям прочные знания, соответствующие законам родного языка и литературы;
- научить их самостоятельно работать, не давать готовые знания, а научить их добывать эти знания самим;
- научить их сравнивать и обобщать, анализировать и делать выводы, свободно высказывать своё мнение;
- дать им возможность почувствовать красоту, силу и богатство родного языка;
- воспитать в них любовь к русской художественной литературе;
- формировать на уроках родного языка и литературы ценностно-смысловую , языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции;
- привить ученикам вкус к интеллектуальному труду.
Я стала уделять большое внимание воспитанию духовно-нравственных качеств моих учащихся, чему мне очень помогают уроки литературы и внеклассная работа. На этих занятиях процесс обучения в большей мере направлен на воспитание, формирование взглядов и отношений. Общеизвестно, что прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. В процессе общения с книгой литература как учебный предмет реализует свою роль в духовном развитии, в нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Размышляя над страницами литературных произведений, учу своих детей думать о жизни, о нравственности, о человеческих взаимоотношениях, о своих поступках, о своем поведении, учу видеть, что их окружает. Я стараюсь разнообразить уроки литературы, потому и провожу их в форме интегрированного урока, урока-мастерской, диспута. Владение компьютером и возможностями, которые нам предоставляют компьютерные технологии - это эффективное средство для решения, по словам Т.Эдисона, «главной задачи цивилизации – научить человека мыслить». Привить развивающейся личности ребенка желание и умение анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, рассматривать варианты решения проблемы – в этом я вижу свою главную задачу. Учить человека мыслить, чтобы помочь ему стать успешным – мое педагогическое кредо.
Сама необычность формы урока развивает и углубляет интерес к предмету, позволяет учащимся проявить наибольшую активность В своей педагогической практике широко использую компьютерные технологии: создание и представление мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете для создания коллекций информационных источников по различной тематике. Наиболее сложным и показательным этапом эффективной работы НОУ является работа с детьми над результатами научных исследований их анализом, интерпретацией, оформление результатов и выступление на различных конкурсах и конференциях.
Мысль в глазах детей, радость творчества, общения, радость действовать и достигать, преодолевая, - это то, ради чего стоит идти в класс: ведь хорошо известно, что «хорошо выучится лишь то, что училось с радостью».
Я никогда не хотела стать для своих учеников «лучшей», «замечательной» или просто «хорошей» учительницей. Я боялась быть плохой. Ведь, как сказал Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Плохой учитель укажет неверную дорожку, и сместится вектор развития личности человека. Плохой учитель – это омраченные воспоминания детства, это судьба человека, свернувшая вкось…
Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы и грамоты, не благодарности руководства, а то, что конце урока на мои слова: «Урок окончен. Спасибо», - вдруг услышу: «Спасибо Вам!». Это значит, моего урока ждали, и он не обманул ожиданий. Я здесь НУЖНА. Я – учитель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе
Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...
Мое педагогическое Эссе
Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...
Педагогическое эссе
Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....
Педагогическое эссе
Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...