Статья
статья по русскому языку (8 класс)
Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_anufrievoy_t._n_1.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Ануфриева Татьяна Николаевна
Россия, город Курск, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53»
tatyana.anufriewa-17@yandex.ru
Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.
Аннотация
В статье представлен опыт работы педагогов учебного заведения по формированию позитивной гражданской активности подростков.
Ключевые слова: Гражданская активность, подростки, воинская слава, Великая Отечественная война, подвиги предков, герои, Россия.
18 марта 2018 года состоялось важное событие в политической жизни России - выборы Президента. Население страны и их соотечественники за рубежом проявили гражданскую активность и проголосовали за достойного кандидата. Но сделали свой выбор только те, кто достиг возраста 18 лет. А проявить гражданскую активность стремятся не только взрослые, но и школьники.
Одной из основных задач воспитания подрастающего поколения является формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. «Гражданская активность – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию важнейших ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов»[1].
Никто из нас не рождается с ясным представлением об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определённых ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской активности происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи, продолжается в школьные годы, а заканчивается собственными поисками ответов на интересующие вопросы. Сделать тот или иной выбор всегда сложно, ведь человек находится в непрерывном информационном потоке: интернет, литература, телевидение, другие средства массовой информации. Всё это направлено на личность, формирует особую точку зрения. Мы живём в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперёд. При всём этом нужно постараться сохранить основополагающие ценности: патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье), гражданственность, активную жизненную позицию, нравственность и другие качества. Труднее всего это сделать подросткам, молодёжи. У них гражданская активность ещё не совсем сформирована, но уже может проявляться в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной.
В современной школе на учителей-предметников и классных руководителей возлагается большая ответственность – воспитание гражданской активности подростков, способных самостоятельно построить успешную жизнь и принести пользу обществу в целом. Хочется поделиться педагогическим опытом воспитания гражданской активности учеников 5 – 11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53»(военно-патриотическое направление).
У русского народа есть славные воинские победы, память о которых передаётся из поколения в поколение. На таких примерах воспитывается дух нации, гордость за великие подвиги предков. Победа русского народа в Великой Отечественной войне – важный факт в истории страны. Маршал К.К. Рокоссовский говорил: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мёртвых»[2].
С 1990 года в школе работает музей боевой славы 13-ой гвардейской Полтавской дважды Краснознамённой, орденов Ленина, Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Он был создан по инициативе ветерана этой дивизии курянина И.А. Шляева и учителя истории Э.М. Михайловой. В нём собраны материалы, рассказывающие о славных подвигах солдат, офицеров и их командира Александра Ильича Родимцева.Для учеников проводятся тематические классные часы, «Уроки мужества», в стенах музея организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Подготовлена группа экскурсоводов, состоящая из учеников 9-ых классов. Перед зданием школы находится бюст А.И. Родимцева. 9 мая, в День Победы, организуется почётный караул из обучающихся образовательного учреждения. На базе школы действует кружок «Музейное дело» (руководители: М.С. Алехина, И.Д. Кришавицкая). В ходе этих занятий школьники с интересом открывают не только новые страницы истории Великой Отечественной войны, но и факты героической биографии дедов и прадедов.
Каждый учебный год в феврале проводится Смотр строя и песни, посвящённый Дню освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков. Подготовка к торжественному мероприятию начинается с выбора песни, отработки команд, четкого шага. На репетиции приглашаются курсанты «Кадетского профессионального лицея №27», которые являются выпускниками нашей школы и служат примером для ребят. Участники Смотра испытывают чувство гордости, что уже с таких юных лет являются продолжателями традиций защитников Отечества.
Обучающиеся 8-10 классов занимаются в военно-патриотическом клубе «Отечество» (руководитель С.Н. Губанов). В период летних каникул члены клуба участвуют в раскопах и перезахоронении останков погибших в годы Великой Отечественной войнысолдат. Эта деятельностьпроводится под руководством центра «Поиск» (руководитель И.П. Цуканов).
Школьному отряду юнармейцев предоставлялось почётное право нести Вахту памяти на Посту №1 у Вечного огня и Обелиска Славы на мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Члены школьного волонтёрского отряда «Надежда» неоднократно участвовали в акции по уборке могил солдат и офицеров на Никитском кладбище.Обучающаяся 11 «А» класса Акулова Карина и ученик 9 «Б» класса Нескородов Геннадий несколько лет занимаются в ВПК «Кремлёвец». На занятиях у курсантов формируют качества настоящего патриота, гордящегося историей своего Отечества. Их объединяет интерес к огневой и строевой подготовке и желание поступить в высшие военные учебные заведения.
Ученики 10, 11 классов с портретами ветеранов, тружеников тыла, узников концлагерей стали участниками Всероссийской акции «Бессмертный полк». Многие надели гимнастёрки, у всех на груди находился символ Победы – георгиевская ленточка. Обучающиеся 1-9 классовизучили биографии и подготовили материалы о своих прадедушках, прабабушках, родных и близких, воевавших на различных фронтах, ковавших победу в тылу. «Герои Победы – наши прадеды, деды!» - так сначала называлась акция «Бессмертный полк»[3]. Эта акция проводится в память о тех, кому обязаны жизнью, кому хотим выразить благодарность.Мы гордимся нашей страной, нашим народом! Великая Отечественная война стала историей, но память о ней должна жить, ведь её главные участники – это Люди и Время. «Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.»[4]
Важным направлением деятельности педагогов по формированию гражданской активности школьников является организация добровольческих (волонтёрских) отрядов. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» с 2015 года действует отряд «Надежда», его работой руководит заместитель директора по ВР Л.А. Семенова. Помощь в проведении мероприятий оказывают классные руководители 9-11 классов (Токарева Г.Н., Ануфриева Т.Н., Вострикова Т.Н.). В деятельности отряда реализуются следующие направления: «Волонтёры Победы», социальное, экономическое, медицинское и культурно-просветительское. Члены отряда гордятся каждым достижением, которое отражается в их «Личной книжке волонтёра».Ученики с удовольствием занимаются общественной деятельностью, приобретая необходимый опыт участия в жизни страны (концерт для воспитанников школы-интерната №2, выступление агитбригады «За здоровый образ жизни» перед учениками интерната №5, акция «Книгодарение», мастер-класс «Новогодняя игрушка»).
Гражданская активность подростков предполагает их деятельность. Одни направляют все свои силы на решение глобальных проблем, другие заботятся о благополучии страны, третьи стремятся помочь людям, которые их окружают. Школьник, как и любой член общества, должен направлять свою деятельность на благо России. Без правильно организованной воспитательной работы невозможно сформировать гражданскую активность подростков.Если обобщить сказанное, то гражданская активность может выражаться следующими словами: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависят от поступков каждого из нас».[5]Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий особого внимания и терпения. Большинство педагогов, классных руководителей обладают этими необходимыми качествами. Мы верим в подрастающее поколение. Россию ждёт достойное будущее!
Список литературы
1. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб, 1999
2. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М.: Воениздат, 1988.
3. Статья . История Бессмертного полка России. https://polkrf.ru/about/
4. Бондарев Ю.В. “Мгновения. Рассказы”. Издательство ИТРК, 2014
5. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 2008.
1. Секция №7. Педагогический опыт воспитания позитивной гражданской активности: уроки истории и современные исторические события.
2. Ануфриева Татьяна Николаевна
3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Курск, учитель русского языка и литературы.
4. 305007, г. Курск, ул. Ольшанского, д. 21 Б, кв. 9
5. tatyana.anufriewa-17@yandex.ru
6. форма участия в конференции – заочное участие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....