Конспект урока в 9 классе «Восстановление текста»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока в 9 классе «Восстановление текста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_klasse_vosstanovlenie_teksta_1.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе «Восстановление текста»
Цель: отработка навыков по переработке текста.
Задачи:
- совершенствовать навыки определения типов и стилей текста;
- формировать умения понимания прочитанного;
- отрабатывать навыки восстановление текстов разных типов речи.
Оборудование:
- компьютеры
I. Актуализация опорных знаний.
Для того, чтобы успешно справиться с экзаменационным заданием, требующем провести анализ текста, успешно написать сжатое изложение, необходимо уметь перерабатывать текст.
1.Вы знаете несколько видов переработки текста. Назовите их.
Ответы:
- составление планов;
- составление тезисов;
- оформление выписок;
- составление конспектов;
- написание рефератов.
Сегодня мы будем заниматься восстановлением текстов различных типов и стилей. Для этого нам необходимо вспомнить стили и типы речи.
Ответы:
Стили – художественный, научный, официально – деловой, публицистический, разговорный.
Типы – повествование, рассуждение, описание.
2. А также нам необходимо вспомнить основные признаки текста.
Ответы: тематическое единство, основная мысль, смысловая цельность: развернутость, последовательность (композиция), завершенность (зачин, средняя часть, концовка).
II. Работа с текстами.
Задание 1: В тексте «перепутан» абзацы. Восстановите текст.
К. Паустовский «Рыжий кот»
А) Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Б) Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, который обворовывал нас каждую ночь.
В) Это было уже не воровство, а грабеж среди бела дня.
Г) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Ответ: А,В,Б,Г.
Дополнительные вопросы:
1) Найдите цепочки «связи». Почему нужно взять именно порядок абзацев?
2) Сколько микротем содержит первый абзац?
( 3 микротемы: характеристика кота, история с курами, реакция автора)
3) Объясните постановку знаков в предложениях 1 абзаца, составьте схему 1 предложения.
4) Определите стиль и тип текста.
Задание 2: Прочитайте «лжетекст» и восстановите тексты – оригиналы ( работа со словарем по уточнению значения данного слова) и закрасьте их разными цветами.
Установка перед работой:
1) Можно ли это назвать текстом? Почему?
2) можно ли понять основную мысль?
3) какие законы текста нарушены?
( нельзя понять основную мысль, нет смысловой цельности, нарушена последовательность изложения, разные стили)
Лжетекст:
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо – татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, веревка все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Тексты – оригиналы.
1. Лошадка.
Я люблю свою лошадку:
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А. Барто.
2. Монголо – татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
( Т.С. Голубева. Рассказы по истории)
3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает, веревка все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Сказка «Семицветный конь)
Дополнительные вопросы:
1) Какие слова объединяют первый текст? (имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами)
2) Какие «слова – инструменты» образовали второй текст? (Слова научного стиля. Формы глаголов прошедшего времени)
3) Почему вы решили, что третий текст – сказка? (слова разговорного стиля, глаголы совершенного вида придают тексту динамичность).
Задание 3 на понимание прочитанного. Упражнение состоит из текста, который 1 раз читает учитель, и нескольких истинных и ложных утверждений, которые отмечают учащиеся после прочтения текста.
Текст. Часы на Спасской башне.
В древности на Спасской башне Московского Кремля были установлены часы, которые своим устройством очень отличались от современных. Обыкновенно в часах вращается стрелка. А циферблат остается неподвижным. Тут было наоборот: циферблат вращался, а стрелка оставалась неподвижной. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами. На циферблате было обозначено не двенадцать часов, как обычно, а целых семнадцать. Часы показывали время дня от восхода до заката солнца: при восходе били один раз, потом каждый час – до заката. После этого часы начинали счет с первого ночного часа до наступления дня.
Почему же циферблат был разделен на семнадцать частей? Потому что столько часов длился в Москве самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой. И только в 18 веке на башне были установлены часы с современным делением циферблата, которые были выписаны петром Первым из Голландии.
Задание: Запишите номера неправильных утверждений ( напечатаны на листочках и выданы каждому учащемуся)
1. В древних часах вращался циферблат.
2. Стрелка была в виде полумесяца.
3. На циферблате было обозначено семнадцать часов.
4. Часы с современным делением выписаны Петром Первым из Англии.
5. при восходе часы били 6 раз.
6. Семнадцать часов длится в Москве самая длинная ночь.
7. Часы начинали счет с восхода.
8. Часы показывали время от восхода до захода солнца.
Ответ: 2,4,5.7.
Задание 4: Прочитайте предложения и составьте из них текст. Докажите, что это текст.
А) И от библиотек, от их доступности. От доступности сокровищ, которые в них хранятся, зависит культура страны.
Б) Если библиотек не будет, никакое высшее образование ничего не даст.
В) Библиотеки – это основное в культуре страны.
Г) Может не быть университетов, никакого высшего образования, но если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить.
Ответ: В А Г Б
3. Контроль . Задание в электронном варианте. Программа оценивания.
Задание : Составьте из данных предложений текст.
А) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшей рожью,
виднелась небольшая деревенька.
Б) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу весело распевали ранние птички.
В) Было тихое летнее утро.
Г) К этой деревеньке, по узкой проселочной дороге, шла молодая женщина, в белом платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.
Ответ: В Б А Г
Д/З: Составьте на выбор:
1) лжетекст; 2) текст с правильными или ложными утверждениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"
Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....
План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"
План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения...
Конспект урока "Виды информационной переработки текста"
Урок построен в соответствии с ФГОС и рассчитан на учеников 10 класса....
конспект урока по теме "Восстановление текста"
Конспект урока в 9 классе «Восстановление текста»Цель: отработка навыков по переработке текста....
Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"
Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...
Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...