Правописание безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Андросова Ольга Владимировна

конспект урока по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Правописание безударных гласных в корне слова.

 (урок №6)

Цель

 Актуализация знаний о правописании безударных гласных корня слова.

Задачи

Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно;
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям,  развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Планируемые результаты

Предметные: Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемыеЛичностные: 

Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,  соответствующую этапу

обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

Познавательные:

владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Личностные:

Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организацион-ный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

-А настроиться на работу нам помогут загадки, внимательно слуйшайте:

Зимой – звезда,

Весной - вода. (Снежинка).

Всех поздравит  от души -

Только адрес напиши. ( Письмо).

По морю идет, идет,

А до берега дойдет и пропадет. ( Волна).

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (Река).-Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит.( Глаза).

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Формирование  эмоционального настроя на урок.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Запись домашнего задания

Самостоятельное закрепление материала.

Выучить правило стр. 19, упражнение 30, выделить орфограммы

3. Актуализация знаний

Побуждение интереса к получению новой информации.

На слайде правильные ответы с пропущенными гласными в корне- сн…жинка, п..сьмо, в…лна, р…ка, гл…за

.-Ребята, посмотрите, какие буквы пропущены в словах?

-Можем ли мы с уверенностью сразу сказать какие гласные мы должны писать, например: п и/е сьмо, сн е/и жинка?

- Что мы должны сделать, чтобы правильно выбрать гласную

Правописание безударных проверяемых гласных в корне.

Записывают слова в тетрадь, один-у доски.

Делают вывод, что это непроверяемые гласные в корне.

Проявление познавательной активности

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Умение выполнять классификацию, находить и объяснять основания для классификации

4. Постановка цели урока

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

-Сегодня на уроке мы с вами будем повторять безударные гласные в корне слова, будем учиться  подбирать проверочные слова.

Запишем тему урока

Но для начала мы вспомним что такое « Корень слова», « однокоренные слова». ( Ответы детей).

На экране слова:

волна – вол

травить – травы

водитель - воды

- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?

Вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.

Дети выясняют, что им необходимо, чтобы достичь поставленную в начале урока цель: уметь подбиратьпроверочные слова и искать трудные в словаре.

Проявление познавательной активности

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Знать классификацию согласных звуков и букв русского языка

5. Изучение нового материала

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

учащихся.

Беседа по вопросам, работа с учебником:

Чтение правила стр. 19

Продолжите предложение: чтобы не ошибиться в написании проверяемого безударного гласного в корне, …

Выполнение упр. 31, первая строчка.

Обращаем внимание на правильное выделение орфограммы.

Есть слова, в которых правописание гласных, казалось бы, следует запомнить, но оказывается, что его можно объяснить!

Слайд  «Из истории языка»

– Чтобы не ошибиться в выборе проверяемого гласного, нужно определить лексическое значение слова.

…нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на гласный падало ударение.

Запись орфограммы в тетрадь теории.

Читают, записывают слово ОБАЯНИЕ в словарь.

ОБОНЯНИЕ – нюх.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Аргументация своего мнения.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск нужной информации в учебнике, умение пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебнике

 Коммуникативные УУД:  владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками.

Регулятивные УУД:  способность к определению мотива учения.

Грамотное построение устного высказывания

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности

 Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

 Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Выполнение действий по образцу.

           

             -

7.  Закрепление изученного.

Выявление уровня сформированностиумений анализировать звуки в речевом потоке.

 Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.
Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.

Во дв…ре рыхлая л…дяная горка.

Настало время б…лить в с…ду д…ревья.

Выполняют упражнение.

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности

Учиться коммуникации

Анализ, сравнение, обобщение;

смысловое чтение

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Грамотное построение устного высказывания

Читают и слушают, извлекая необходимую информацию.

8. Самостоятельная работ а

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

Первый вариант получает «карточки-картинки», на которых изображены трава, коза, пчела, снопы, глаза, цветы, мячи.

Второй вариант – овца, лиса, гнездо, коза, кормушка, окно, сосна, река.

Задание. Напишите названия предметов и проверочные слова к ним, обозначьте орфограмму.

Работают с заданием, отвечают на вопросы.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Смысловое чтение

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Грамотное построение устного высказывания

9. Подведение итогов.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Проговаривают орфограммы, с которыми работали на уроке.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Смысловое чтение

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Грамотное построение устного высказывания

8. Рефлексия деятельности.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.

Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....

Презентация на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Презентация для проведения словарной работы. Подача слова проводится при помощи загадки, которая автоматически появляется при смене слайда, затем по ще...

Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс

Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников...

Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...